38
39
40
41
Кажется, все фирмы озабочены в первую очередь экономичностью автомобилей, экологическими показателями, повышением безопасности. Но вместе с тем - "под шумок" постепенно растет мощность двигателей. Если недавно на легковых машинах малого класса обычными были моторы в 55-90 л. с, то сегодня уже 60-150 л. с. . Лет пятнадцать назад двигатель в 300 л. с. считался редкостью даже на скоростных машинах, а теперь уже серийные седаны располагают моторами в 300-400 л. с. Мощность особо быстроходных автомобилей, кажется, и вовсе перешагнула за пределы здравого смысла: 400-600 "лошадей" под капотом стали вполне реальными. Да, сегодня в мире выпускают довольно много дорогих автомобилей, если и не для любителей скоростной езды (при нынешних ограничениях не больното разбежишься), то уж во всяком случае для охотников управлять скоММНШШИШИ ростными автомобилями - помощнее и подороже... Экзотическая внешность и запредельные параметры таких машин делают их центром притяжения на всех автомобильных выставках, о них пишут журналы на самых видных местах, хотя очевидно, что реального влияния на рынок они не оказывают. "Суперкары" - так называют в обиходе эти машины - это и специальные модификации широко известных моделей, и скоростные автомобили, выпускаемые мелкосерийно по индивидуальным заказам на небольших предприятиях. Поговорим именно о таких, мелкосерийных, с особо высокими скоростными качествами. Их делают довольно известные фирмы в сотнях и даже десятках экземпляров ежегодно (см. таблицу). Машины эти, как правило, 38 ЗРЛМ 19 АУЕ /5С А МЫЕ:<-~"<DeppapM-F40". "flryap-XJ-220". "ЧизетаЛЛбТ".двухместные, довольно стесненные по длине и высоте - ведь значительную часть кузова занимает так называемый среднерасположенныи (между задними ведущими колесами и спинками сиде- бозрение ЗР.| | №f •»" • -_ний) силовой агрегат. Исключения - лишь трехместный "Мак-Ларен" с центральным расположением места водителя (пассажиры - по сторонам и чуть позади) да "Астон-Мартин" классической компоновки с числом мест 2+2. ~-W5?sf Кузова этих машин обычно крепят на жесткой пространственной раме и изготовляют из легкого металла или армированных углепластиков. Технология сборки таких кузовов, скорее, аэрокосмическая, чем автомобильная. Подвески, как правило, гоночного типа на двойных поперечных рычагах, короткоходные и довольно жесткие. Та-кова плата за их способность держать машину на дороге или на вираже при скорости за 200 км/ч. Оснащение салона у одних комфортабельное, как в "Бугатти" или "АстонМартине", у других довольно спартанское. Ибо многие покупатели хотят, чтобы их машина напоминала те, что выступают, например, в 24-часовых гонках "Ле-Ман". В какой мере отвечают этому желанию параметры машин, позволяет судить таблица. Потенциальные динамические возможности этих (как, впрочем, и обычных) автомобилей в первом приближении удобно оценивать по удельной мощности - отношению номинальной ("паспортной") мощности двигателя к снаряженной массе машины. Более конкретен привычный читателям параметр - время разгона с места до 100 км/ч с водителем и пассажиром. По этим показателям скоростные машины, конечно, не имеют себе рав• ных. Например, наиболее мощная среди них - "Мак-Ларен-FI" разгоняется с места до 100 км/ч (только на ,'-w« первой передаче!) за 3,3 с. Среднее ускорение при разгоне составляет около 8,4 м/с2, то есть 0,85 д, где g - ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2. На обычной машине подобное недостижимо; правда, мы можем ощущать близкое по величине (но с обратным знаком) замедление - только при очень резком торможении на сухом чистом асфальте. Однако и последующий разгон у F1 весьма впечатляющий: за 9,5 с до 200 км/ч и за 22,4 с до 300 км/ч, что в среднем соответствует 5,9 и 3,7 м/с2. Такие ускорения для других машин (гоночные не в счет) недостижимы даже на низших передачах. Например, если самая резвая наша ВАЗ-21083 сможет разогнаться с места до 80 км/ч (на второй передаче) за 8,9 с, то среднее ускорение составит всего 2,5 м/с2.ЗА РУЛЕМ 1/95 Не менее важна способность автомобиля быстро выполнять обгоны. Ее оценивают по времени разгона на одной из высших передач, например с 80 до 120 км/ч. "Мак-Ларену" для этого даже на предпоследней, пятой передаче доста3,5 с: среднее ускорение 3,2 м/с2 на пути обгона лишь в 98 м. Более "слабый" "Бугатти-ЕВ-110" этот же маневр, но на третьей передаче может выполнить за 2,75 с - 4,1 м/с2 и всего 76 м пути. Подобная динамика без противобуксовочной системы ведущих колес требует особых навыков вождения, а при малых коэффициентах сцепления с дорогой ездить на таких автомобилях просто опасно. Для сравнения укажем, что для ВАЗ-2108 разгон на третьей передаче с 80 до 120 км/ч потребует 16-16,5 секунды, причем среднее ускорение окажется почти в семь раз ниже (0,64-0,6 м/с2), а дистанция (438-450 м) - вшестеро длиннее. В то же время следует признать, что даже самые мощные скоростные модели значительно уступают по динамическим качествам гоночной формуле 1. Например, на трассе "Муджелло" в Италии пилоты формулы проводили сравнительные заезды на один круг в гоночном "Феррари-Р92А" и скоростном двухместном "Феррари" модели -F40. Динамические качества (интенсивность разгона и торможения) и устойчивость в поворотах у гоночной машины оказались намного выше. Средняя скорость на одном круге составила 220,8 км/ч, в то время как -F40 шла в полтора раза медленнее - 145,5 км/ч. Разгон с места до 100 и 200 км/ч на гоночной занял всего 2,5 и 4,9 с, а на спортивной - "целых" 4,55 и 11,0 с соответственно. Особенно впечатляют интенсивность торможения и скорость прохождения поворотов гоночным "Феррари" - главным образом благодаря особым "залипающим" шинам и действию аэродинамической нагрузки на колеса. При этом интенсивность торможения достигала феноменального значения в 3,4 д, но еще лучше машина держалась на повороте, где величина центростремительного ускорения составляла 4,3 д! У модели -F40 с обычными сверхнизкопрофильными шинами и без передних антикрыльев замедление не более 1,17 д, а на повороте машина держит всего 1,29 д. О хорошей топливной экономично40 ЗРЛМ 19 АУЕ /5"Бугатти-EB-HOSS" (Супер Спорт") модификация для Англии. "Мак-Ларен-FI" в момент разгона. У заднего колеса закреплено испытательное оборудование - так называемое бесконтактное пятое колесо. бозрение ЗРля такой мощности показатели: 90 км/ч - 11,0; 120 км/ч - 13,6 ив ГЦ 22,0 л/100 км. Однако потенциальные возможности подобных машин как пожирателей бензина этими показателями далеко не исчерпываются: ведь на указанных выше режимах они работают почти вхолостую с крайне незначительной нагрузкой. А вот на номинальных, с полной нагрузкой, их двигатели способны расходовать транспорта первый расходует 12,1 л/100 км, второй - 12,8 л/100 км. Однако при резкой езде с частыми интенсивными разгонами на низших передачах и торможениями тот же "Мак-Ларен" расходует 30,4 л, а турбонаддувный "Бугатти" - уже 45,5 л/100 км. Законы физики не обманешь - за излишества надо платить! В будущем, очевидно, появятся еще более мощные и скоростные модели, приближающиеся по ездовым каченых машин объясняется не только мелкосерийностью их производства с преобладанием высококвалифицированного труда. Весьма дороги специальные узлы и агрегаты этих машин (особенно двигатели), да и сама технология обработки недешевых конструкционных материалов, таких, как экзотические титановые сплавы или органическое волокно "Кевлар". Естественно, эксплуатация и техническое обслуживание этих машин:,„Ssg****Типичные скоростные автомобили 1994 года в сравнении с гоночным "Феррари Двигатель Удельная рабочий мощность, мощность, объем, л. с/кВт л. с/т ом3 Снаряженная масса, кг Макс. Разгон с скорость, места до км/ч 100 км/ч, с Цена, тыс. нем. марокМодель, страна-изготовитель "<Deppapn-F92A" гоночный, Италия, 1992 г. "Мак-Ларен-FI", Великобритания "Бугатти-EB-HOSS", Италия "<Deppapn-F40", Италия, 1992 г. "flryap-XJ-220", Великобритания "Бугатти-ЕВ-110", Италия "Чизета-\/16Т", Италия "Ламборгини-Дьябло", Италия "Астон-Мартин-Вэнтейдж", Великобритания "Исдера-Коммендаторе-112i", Германия |"Феррари-512ТГН", Италия1097 541 389 380 372 345 315 312 280 275 2693496 6064 3499 2936 3498 3499 5995 5707 5341 5987 4943735/540 636/468 611/450 478/351 549/404 560/412 520/382 492/362 557/410 408/300 428/315670 1175 1570 1255 1470 1620 1650 1575 1990 1480 1590330 360 355 324 343 342 305 325 300 242 3142,5 3,3 3,3 4,1 3,9 3,5 4,5 4,1 4,8 4,6 4,8нет данных 1500 708 450 1200 582 нет данных 430 431 920 323:по 40 и более литров на 100 километров пути. Как видим, расход топлива у особо скоростных машин очень зависит от режима движения. По оценке английского журнала "Отокар", разница в потреблении бензина, например, "Мак-Лареном" и "Бугатти" бывает довольно существенной. При мягкой езде с небольшими ускорениями в потокествам к болидам формулы 1. Одновременно их цена, уже сейчас перешагнувшая рубеж в1 млн. немецких марок, будет приближаться к стоимости гоночных машин формулы 1. (Для сравнения: цена знаменитых "роллс-ройсов" составляет от 340 до 370 тысяч немецких марок.) Сверхвысокая стоимость скорост-обходятся еще дороже, чем машин представительского класса, включая "Роллс-Ройс". Так что любовь к "суперкарам" стоит весьма недешево - подобные машины справедливо считают игрушками для очень богатых людей. М.ТЕПЛОВЗА РУЛЕМ 1/95