ВАЗ-21053Рассказ о редакционных "Жигулях", начатый в ЗР, 1994, № 4, продолжает Д. ПОСТНИКОВ. История техники порой делает крутые виражи. Так, "жигули", рожденные в солнечной Италии, сумели лучше приспособить к российской зиме, чем "волги" и "москвичи". Но "вот - новый поворот": теперь в них и "печка" греет хуже. Это мы о модернизированном ВАЗ-2101 по прозвищу "пятерка". Увы, поставить "пять" этой машине за зимний экзамен рука не поднимается. В ней холоднее, чем в "единичке". Конструкторы отдали дань моде: закрыли отопитель консолью, тем самым создали преграду теплому воздуху - греет он не столько пассажиров, сколько радиоприемник. Можете, конечно, оставить все как есть и утешаться тем, что консоль - это красиво, да и полочка в ней удобная. На мой взгляд, лучше снять консоль или хотя бы увеличить щель под ней для того, чтобы теплый воздух проходил между сиденьями к ногам задних пассажиров. Кстати, по той же причине не следует устанавливать между передними сиденьями коробки для мелких вещей, подлокотники и т. п. Раз.уж заговорил об отопителе, помяну недобрым словом и управление подачей воздуха. Когда пытаешься сдвинуть один из рычажков, двигаются все три, приходится придерживать их пальцами. Казалось бы, пустяк, но, когда машина едет, водитель невольно вынужден отвлекаться, а это уже опасно. Если появление консоли, загораживающей "печку", можно оправдать жестким указанием "осовременить" машину, по возможности не меняя конструкции, то почему неудобное управление "печкой" так и осталось без изменений, непонятно. Кстати, бывалые автомобилисты считают, что рычаг управления краном отопителя лучше установить в положение "открыто" и впредь не трогать, а количество тепла, поступающего в салон, регулировать рычагом, управляющим подачей воздуха. Тогда не придется лишний раз "шевелить" кран, за которым прочно закрепилась репутация ненадежного. На нашей машине краник пока работает...Теперь поговорим на другую тему, которая волнует всех, кто ездит зимой. Первое, о чем водители спрашивают друг у друга: "Как заводится?" Наша "пятерка" хорошо. Не было случаев, чтобы в мороз двигатель не заработал. Конечно, в Москве зима не очень-то суровая, чаще теплая и дождливая. Однако в прошлом году были и морозы до -25°С. Пустить двигатель в такую погоду удавалось иной раз только с пятой попытки. Чтобы не напрягать аккумулятор и самому не напрягаться, стоит воспользоваться жидкостью для легкого пуска (подробнее - см. в номере статью "Заведем в любой мороз"). Сначала некоторые коллеги отнеслись к ней с предубеждением: дескать, зачем тратиться, и так "заведем". Но, как показал опыт, препарат полезен: "заведется с полоборота". В большом городе, где на переезды и дорожные пробки тратишь часы, радуешься, если сэкономишь пятнадцать минут утром перед поездкой. Вентилятор системы охлаждения "пятерок" работает даже в лютую стужу. Из-за этого двигатель в сильный мороз не может выйти на оптимальный температурный режим. Ничего не поделаешь - устаревшая конструкция. Впрочем, есть очень простой способ помочь мотору - нужно уменьшить доступ воздуха к вентилятору. Для этого сгодится обычная картонка, которую нужно поставить между радиатором и декоративной решеткой (она там отлично держится). Но не забудьте вынуть ее, когда потеплеет. Во время оттепели ездить приходится по глубоким лужам - так уж построены дороги, вода не стекает. "Жигули" воды "не любят" - у них намокают задние тормозные колодки и начинают скрипеть, при этом вибрирует вся машина. Сколько ни убеждали нас, что завод борется с дефектом, воз и ныне там. Иные автолюбители боятся лишний раз тормознуть - вдруг что-нибудь сломается? Но если не тормозить, то на кого-нибудь наедешь. Не бойтесь-тормозите! Еще "зимние" советы. Постелите в салон резиновые коврики-корытца (с загнутыми краями), чтобы тающий снег и грязь не растекались по салону - машина будет меньше ржаветь. Опытные автомобилисты зимой возят особой лопату. Даже в городе есть участки, где можно застрять, а уж за городом тем более. Иной раз за ночь столько снега наметет, что без лопаты не выбраться из двора. Лопату лучше взять большую, какой огород копают, и укоротить ручку, чтобы в багажнике помещалась. Гнезда для домкрата забиваются грязью, которая потом замерзает. Если придется заменить колесо в дороге, сделать это будет трудно. Поэтому во время оттепели очистите гнезда и закройте их пластмассовыми пробками (подойдут от шампанского). Зимой рано темнеет, приходится ездить с включенными фарами. За лето поверхность стекла, обращенная в салон автомобиля, сильно загрязнилась. И если снаружи машину моют часто, то внутри лишь иногда, некоторые хозяева - раз в несколько лет. Днем-то ничего, а ночью грязь рассеивает свет фар встречных машин и видимость заметно ухудшается. С чистыми стеклами зимой ездить намного безопаснее. Зимой окна запотевают и покрываются льдом. Чтобы ветровое стекло очистилось поскорее - включите вентилятор на полную мощность, а заслонку "печки" закройте. Тогда поток воздуха, обдувающий стекло, будет сильнее. Советы, которые вы сейчас прочитали, встречались в нашем журнале и раньше. Рассчитаны они в основном на тех, кто недавно за рулем. А вот свежие впечатления - об этом еще не писали. В редакционной "пятерке" установлена охранная сигнализация "Ганнерс", которая автоматически запирает и отпирает двери. В дверях установлены соленоиды, связанные с блоком управления сигнализации. Когда смонтировали систему, оказалось, что двери стали меньше дребезжать, но самое главное, теперь никаких проблем с замками. Соленоиды не замерзают, а ключами и личинами замков мы не пользуемся, машину запираем с помощью дистанционного управления. Только замок багажника может иногда покапризничать: тут приходится пользоваться старым способом: разогреть, продуть, чтобы выгнать воду (не пренебрегайте этой операцией!), и смазать. Пора подвести итог. На ВАЗ-21053 можно ездить зимой, но, как и на любой другой машине, осторожно. З РУЛЕМ 19 А /5 23