ш •* чнпыт эксплуатациипостоянно, "и - ничего". Не знаю, как все лето, но три дня он перенес нормально. Попытки разобраться, почему с термоПродолжаем рассказ об эксплуатастатом без клапана жидкость перегревации редакционной "Таврии". Ее пробег лась, привели к выводу, что она, выбирая приближается к 90 тысячам километпуть наименьшего сопротивления, шла к ров. Для этого автомобиля - срок неманасосу больше ближним маршрутом, чем лый,- утверждает Б. СИНЕЛЬНИКОВ, дальним - через радиатор. который провел за его рулем более поПозже, в Москве попытка купить терлугода. мостат "Таврии" не увенчалась успехом - за него просили почти вдвое дороже (дефиНесколько тысяч километров после цит!), чем за "вазовский", отличающийся предыдущего отчета об испытаниях "Таврии" только расположением нижнего патрубка. (ЗР, 1994, № 9) пришлись на конец лета и наЧтобы сэкономить тридцать тысяч, купили чало осени. "Героиней" этого времени стала "вазовский" и заменили его нижнюю часть система охлаждения двигателя, доставив"таврической", как показано на рисунке. шая массу неприятностей. Однажды на гоДля этого, срезав завальцовку на обоих родском проспекте в потоке я почувствовал, приборах, припаяли нижнюю часть по стыку как двигатель стал хуже тянуть ис корпусом, благо он латунный. работать с надрывом. Взглянув _, Теперь представляется предна прибор, обомлел - стрелка почтительным другой вариант, приблизилась к отметке 120° на не затрагивающий место крепкраю шкалы! Включив "нейтраль" ления кронштейна клапана - в (чтобы насос продолжал гонять стыке верхней и нижней частей. жидкость через радиатор), сверОн показан на рисунке справа. нул в боковой проезд. Открыв каВ донышке "вазовского" (или пот, обнаружил спокойно дрем"москвичовского") термостата лющий электровентилятор, взынадо просверлить отверстие и вающий о его помощи перегревприпаять к нему дно, отрезаншийся радиатор и бурлящий, выное от "таврического", боковой брасывающий через пробку жидпатрубок заглушить - припаять кость бачок. Первая мысль - от"пятак". казал датчик, не включивший воПеределанный термостат Варианты переделки термостата: 1 - корпус нового прибора; 2 - нижняя время вентилятор. Быстро сдерпока работает не хуже "родчасть старого прибора; 3 - кронштейн основного клапана; 4 - заглушка; 5 гиваю провода с колодки датчиного". - донышко с патрубком старого прибора. ка, соединяю их между собой - и Еще одна неприятность вентилятор, будто ждал этого момента, тогда не был знаком с этим приемом, поэтослучилась недавно. На подъеме шоссе в мгновенно набрал свои огромные обороты. му не мог проверить его на практике. Однако момент переключения передач оборвался Проходит меньше минуты - и радиатор уже скоро выяснилось, что двигатель перегреватрос сцепления в месте заделки наконечпросто теплый. Надеваю провода на штекеется, потому что охлаждения радиатора ника, входящего в рычаг на двигателе. Что ры датчика - наконечники болтаются, вот встречным потоком воздуха недостаточно, ж, восемьдесят две тысячи пробега для из-за чего, наверное, не включился вентитребуется постоянная помощь вентилятора, него - срок немалый (но лишь по сравнелятор! Очистил их, обжал плоскогубцами. который не включался в нужный момент. нию с другими автомобилями). К счастью, "Хорошо бы, - думаю, - надеть на колодку Пришлось снять с его колодки провода и сов багажнике лежал запасной. Правда, на резиновый колпачок, он защитит контакты единить их, чтобы вентилятор работал постозамену ушло больше часа, потому что от грязи и поддержит провода". (Забегая янно. Опасаясь, что его электродвигатель опять-таки пришлось работать в темноте, вперед, скажу, что для этого хорошо пододолго не выдержит такого режима, заехал на на ощупь - не было переносной лампы. шел колпачок с высоковольтных проводов.) следующий день на гарантийную станцию ЗаА в общем, состояние многих узлов Опасения, что перегрев двигателя порожского завода в ближайшем по пути обнашей машины после пробега 80 тысяч кискажется на его здоровье, к счастью, не ластном центре. Там меня успокоили, утверлометров внушает тревогу: ломается то оправдались: он продолжал работать как ждая, что в их южном регионе едва ли не на одно, то другое. Вот уже сцепление стало раньше - значит, деформации головки всех "тавриях" летом вентилятор работает пробуксовывать... Что на очереди?ЗАЗ-1102блока, по крайней мере заметной, не произошло. Спустя два месяца в дальней дороге, когда день клонился к вечеру, вдруг опять возникли знакомые симптомы перегрева. На этот раз виновником оказался термостат его нижняя часть и радиатор с датчикомвключателем вентилятора были холодными, значит, заклинил основной клапан термостата. Пришлось снимать его, отсоединив шланги. Охлаждающую жидкость, к этому времени уже сильно разбавленную, не жалко было сливать. Раньше в таких случаях отверткой открывал (поднимал) клапан и фиксировал его каким-нибудь способом. Здесь же в темноте более доступным показалось удалить (вырвать) этот клапан с помощью отвертки и плоскогубцев, что и выполнил в свете фар. Полагаем, что владельцы "таврий" - читатели журнала обратят внимание на совет А. Субботина, опубликованный в 1этом номере журнала. Он в подобном случае перевернул термостат "вверх ногами", благодаря чему вся жидкость пошла по большому кругу через байпасный клапан. Я'~™"Й^22ЗА РУЛЕМ 1/95