72
73
74
75
76
77
78
АВТОМОБИЛИТЕСТ LEXUS RX 300, LEXUS RX 400hLEXUS RX 400h3,3 л, 214 л.с. плюс 173 кВт, бесступенчатая трансмиссия, комплектация SFX, $77 300.КОНТАКТ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯСе р ге йВоскре се нский , Се р ге йКанунников . Ф ото : А лександрКульнев 72За рулем 01/2006 ТЕСТ LEXUS RX 300, LEXUS RX 400hLEXUS RX 3003,0 л, 204 л.с., автоматическая коробка передач, комплектация R3, $66 100.Коллега, разгоняющий машины с редакционной стоянки, чтобы освободить путь своей, очень удивился: «А почему у вас один «Лексус» не заводится?». Мы, конечно, посмеялись, хотя еще утром вели себя примерно так же. Не слышать урчания двигателя, повернув ключ, действительно, очень непривычно. Как и наблюдать за маневрами машины в полной тишине. Порой кажется, что этотавтомобиль из какой-то иной жизни, даже из иного измерения, даром что внешне почти не отличается от обычного «Лексуса-RX 300».РАВНЫЙ СРЕДИ РАВНЫХЧтобы осмыслить необычную машину, выбрали за точку отсчета известный бензиновый вседорожник. Тем более что фирма продает его параллельно с гибридной версией. «Лексус-RX 300» именно такой, каким его представляешь, едва увидев: приятный, комфортабельный, дружелюбный. Вовсе не огромный, особенно зрительно, автомобиль порадовал простором. Сидя за рулем, чувствуешь себя свободно, вольготно. Трудно представить, кто сможет дотянуться до педалей, если отодвинуть кресло до конца назад. Разве что гиганты, претендующие на строчку в Книге рекорЗа рулем 01/200673 АВТОМОБИЛИ ТЕСТ LEXUS RX 300, LEXUS RX 400hВнешность «Лексуса-RX 300» столь же усредненная, как и ездовые качества.LEXUS RX 300Дебютировал в 1998 году, модернизирован в 2003-м. Тогда же появилась версия RX 330, которую на российский рынок официально не поставляют. Двигатель: бензиновый 3 л, 233 л.с. Коробка передач: 5-ступенчатая автоматическая с возможностью ручного переключения. Комплектации: R1, R2, R3. Цена в России: $56 900–66 100.Автомобиль не выглядит гигантом, при этом достаточно вместителен.Трехлитровый мотор обеспечивает «Лексусу» приличную, но не удивляющую динамику.дов Гиннесса. Если спереди индивидуумы среднего роста, задним трудно достать коленками до спинок сидений. Пассажиров можно и потеснить, чтобы увеличить багажник, сдвинув сиденье, части которого раздельно складываются и двигаются (их соотношение 40:60). Салон уютный, добротный, солидный. Но все же не роскошный. Может, потому, что деревянные вставки тонут в черной коже? Во вспомогательных кнопках, в отличие от иных машин, раздражающих заумными алгоритмами для дополнительных функций, разобраться нетрудно. Претензий – минимум. Пытаясь на ощупьщелкнуть тумблером, чтобы подкорректировать правое зеркало, ткнул в мелкую соседнюю кнопку, отвечающую за его (и, разумеется, правого) складывание. Да и маленькие, хиленькие «крутилки» подогрева сидений – словно из другого, гораздо более дешевого автомобиля. На ходу «Лексус» предсказуем, понятен, надежен. Конечно, если не требовать от него экстремальных качеств. Скажем, нажав педаль газа на половину хода и ощутив мощное, уверенное ускорение, какое-то мгновение ждешь, что и разгон дальше будет столь же интенсивным. Нет, автомобиль не то чтобы скиса-ет, но становится заметно менее резвым. В общем-то, так и должно быть: 200 сил на 1800 кг снаряженной массы – вовсе не много. Тормозов хватает, но нога сначала как будто попадает в нечто вязкое, и лишь затем ощущаешь – «Лексус» интенсивно замедляется. Точно так же, как разгоняется и тормозит – усредненно-надежно, – автомобиль ведет себя на… бездорожье. С поднятым в положении High (есть еще Normal и Low) кузовом машина проедет по мокрому проселку. Разумеется, если глины на нем не по колено. Неплохо бы, конечно, для таких упражнений обуть74За рулем 01/2006 ТЕСТ LEXUS RX 300, LEXUS RX 400hВнешне гибридный «Лексус» отличают иной рисунок решетки радиатора, бампер и противотуманные фары.LEXUS RX 400hПрототип гибридного автомобиля показали в Женеве весной 2004 года. Серийный вариант появился осенью того же года. Двигатели: бензиновый 3,3 л, 214 л.с. и два электрических: 123 кВт – спереди, 50 кВт – сзади. Трансмиссия: бесступенчатая с электронным управлением. Комплектация: SFX. На первый взгляд все обычно. Но в «недрах» машины еще Цена в России: $77 300. два мотора и сложная трансмиссия.Сзади «Лексус-RX 400h» можно опознать лишь по немного измененным фонарям и шильдику.шины позубастее. Впрочем, редкий «Лексус» заезжает в такие места. Чаще машины обитают на асфальте и ездят быстро. Это RX 300 тоже может, но… опять же, в меру. Попытка идти в поворотах со скольжением колес натыкается на деликатную, но настойчивую корректировку действий водителя системой стабилизации. Все правильно – «Лексус» вовсе не гоночного происхождения. Подвеска позволяет не сильно сбрасывать газ в виражах, при этом комфортна. А большего такому автомобилю, пожалуй, и не нужно. С «Лексусом-RX 300» быстро находишь общий язык, приятных эмоций онвызывает гораздо больше, чем отрицательных. Скажете: еще бы – за такую цену! Она, действительно, не мала. Но, согласитесь, в этом классе машин дешевле (по крайней мере, с таким набором опций) совсем немного.БЕШЕНЫЙ, КАК ЭЛЕКТРИЧКАТак за что же добавлять еще 11 тысяч долларов? Ведь почти все, что сказано о «Лексусе-RX 300», справедливо и для модели 400h. Но именно «почти»… Начнем с причудливой конструкции (подробно см. ЗР, 2005, № 7). Бензиновый двигатель работает в паре с двумяэлектромоторами. Спереди – 123-киловаттный. Момент на передние колеса передает сложный планетарный механизм. Задние приводит электродвигатель мощностью 50 кВт. Когда их подключить, решает электроника – механической связи между осями нет. Этим пиршеством технологий повелевает хитрый алгоритм – он частично отображается на большом дисплее. «Кино», конечно, очень интересное. Но станет не до него, едва вдавишь педаль газа в пол: менее 8,5 с до 100 км/ч! Согласитесь, впечатляет! Правда, чтобы достичь такого показателя, надо зарядить батаЗа рулем 01/200675 АВТОМОБИЛИТЕСТ LEXUS RX 300, LEXUS RX 400hИнтерьер «Лексуса-RX 300» солиден и удобен. Диапазоны регулировки сидений и руля – огромные. Панель приборов – без изысков, но выглядит благородно, а главное – легко читаема.Общая оценка8,1LEXUS RX 300 ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАЕТ РАЗНОСТОРОННИЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ОТЛИЧАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, МНОГОЦЕЛЕВОЙ АВТОМОБИЛЬ.«Ватная» в начале хода педаль тормоза, мелкие недочеты в эргономике. Сзади в «лексусах» очень просторно. Так что если нужно увеличить багажник, не стесняйтесь сдвинуть сиденья вперед. По данным производителя, минимальный объем багажника – 440 л, максимальный, со сложенными сиденьями – 2130 л.Просторный салон, возможность менять дорожный просвет, приличная управляемость на высоких скоростях, комфортабельная подвеска.рею хотя бы на две трети. А когда машина достигнет «максималки», скорость… потихоньку падает. Ведь электромоторы «слопали» запас электричества, а чтобыего восстановить, нужно проехать километров десять, лучше под гору и притормаживая. Однако в «быту», даже при быстром движении по шоссе, ущербностиРАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙ, ммМодель L1 L2 H1 H2 B1 B2 L3 B3min H3 (до полки) Объем багажника, л LEXUS RX 300, RX 400h 935–1140 500–935 980 975 1470 1450 1010 990 420 372ПАРАМЕТРЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОХОДИМОСТИМодель Просвет, мм abc Угол, град αβ LEXUS RX 300 167/170/190* 173/180/208* 200/205/240* 26 19 23 LEXUS RX 400h 182** 180 206γ* Положение Low / Normal / High. ** Без защиты картера.такой схемы не почувствуете. Ведь предельно интенсивный разгон нужен не часто, тогда как режимов, благоприятных для зарядки, хватает. Бензиновому «Лексусу» угнаться за гибридным тяжеловато. И не только потому, что три мотора «четырехсотого» выдают в сумме 328 кВт или 446 условных л.с. Разгон на RX 400h ровный, без задумчивости, характерной для машин даже с новейшими автоматическими ко-76За рулем 01/2006 ТЕСТ LEXUS RX 300, LEXUS RX 400hВместо дерева в салоне гибридного автомобиля – металл. Слева – индикатор мощности электромоторов. В его нижней части загорается надпись Ready – можно трогаться.Общая оценка8,1Дисплей очень помогает при парковке. Поэтому-то «Лексус-RX 400h» заслужил дополнительный балл за обзор. Когда аккумулятор подсядет, цвет его «наполнителя» станет красным, а вскоре заработает бензиновый мотор.LEXUS RX 400h – ПОМИМО ОСЯЗАЕМЫХ ДОСТОИНСТВ, ПРИТЯГАТЕЛЕН, КАК ВСЕ НЕОБЫЧНОЕ, СЛОЖНОЕ И, КОНЕЧНО, МОДНОЕ. НО ЗА «ХАЙ-ТЕК» ПРИДЕТСЯ ДОПЛАТИТЬ СУММУ, РАВНУЮ ЦЕНЕ НЕДОРОГОГО АВТОМОБИЛЯ.Посредственная проходимость, сложное управление некоторыми вспомогательными системами, высокая цена.Отличная динамика, разгон без «задумчивости», низкие уровень шума и расход топлива.робками. В общем, «четырехсотый» – чрезвычайно быстрый спринтер, «трехсотый» – не столь «бешеный», зато способный бежать в приличном темпе очень долго (пока бензин не кончится) стайер. В городе «Лексус-RX 400h» миролюбив. На светофорах распирает гордость: в отличие от соседей, машина не извергает ни грамма даже пропущенного через нейтрализаторы дыма. По крайней мере, пока электронные мозги, не решив подзаря-дить батарею, не запустят шестицилиндровый мотор. Задние колеса подключаются очень редко. Паркуясь, стоит быть особенно внимательным – окружающие не слышат шума мотора, ведь бензиновый агрегат не работает! Кстати, тишина в салоне, нарушаемая даже при интенсивном разгоне лишь негромким троллейбусным гудением, – еще одна характерная черта гибридного автомобиля. Игрушка? Отчасти – да, но при этом не только интересная, но и небесполезная. Примерно 100 км по городу и подмосковным дорогам «Лексус-RX 300» прошел, показав средний расход 18,7 л на 100 км, а его гибридный брат – 12,6 л. Впечатляет, согласитесь, не меньше динамических показателей. Поведением на дороге «четырехсотый» очень похож на «трехсотый». Пружинная подвеска RX 400h немного жестче той, что на RX 300, с пневмоэлементами. Чуть более острым показался у гибрида руль с электроусилителем. Тормоза, пожалуй, понятней, но, как и на «трехсотом», не идеальны. В салоне, словно подчеркивая высокотехнологичное происхождение и дружелюбие машины к природе, деревян-ные вставки заменили металлическими. Интерьер от этого явно не пострадал. Огромный цветной дисплей служит и телевизором при движении назад: удобно! Не понравилось, что для регулировки потоков воздуха в салоне нужно войти в меню и нажимать кнопки на сенсорном экране все того же «телевизора». «Примитивная» конструкция «трехсотого» удобней, потому и заслужила более высокую оценку. Но все это мелочи на фоне очень важного отличия «Лексуса-RX 400h» от RX 300. Став гибридом, машина почти растеряла вседорожные качества! На скользком глинистом подъеме она превращается в переднеприводную. При этом, если верить дисплею, потоки энергии текут к обеим осям – но задние колеса стоят на месте. Передние – прокручиваются. Похоже, у заднего 50-киловаттного мотора просто не хватает сил провернуть колеса. Вот тут-то и возникает, пожалуй, главный вопрос к гибридному «Лексусу»…КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?Оказывается, в данном случае внешность все же обманчива. Отличий «чеЗа рулем 01/200677 АВТОМОБИЛИ ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯТЕСТ LEXUS RX 300, LEXUS RX 400h ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙ(максимальная оценка 10 баллов) Модель Рабочее место водителя Сиденье Органы управления Обзор Салон Передняя часть Задняя часть Багажник Ходовые качества Динамика Тормоза Поведение на дороге Комфорт Шум Плавность хода Климат Приспособленность к России Геометрическая проходимость Сервис Эксплуатация Общая оценка LEXUS RX 300 LEXUS RX 400hОбщие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота база колея спереди/сзади Радиус поворота, м Масса снаряженная/полная, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загород./город./смешан. Двигатель Расположение Конфигурация/число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. Крутящий момент, Н . м Трансмиссия Тип Коробка передач Главная передача Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шинLEXUS RX 300 4740/1845/1705 2715 1845/1705 6,1 1835/2300 9,0 200 АИ-95/75 9,4/16,9/12,2 спереди поперечно V6/24 2995 10,5 150/204 при 5600 об/мин 283 при 4500 об/мин полноприводная А5 3,48LEXUS RX 400h 4755/1845/1670 2715 1575/1550 5,7 2000/2505 7,6 200 АИ-95/65 7,6/9,1/8,1 спереди поперечно V6*/24 3311 10,5 155/211* при 5600 об/мин 288* при 4400 об/мин полноприводная – 3,137/6,859**9 888988788989 898989889878 88 8,17 87 8,1типа «Мак-Ферсон» с пневмоэлементами типа «Мак-Ферсон» с пневмоэлементами реечное с гидроусилителем дисковые вентилируемые дисковые 235/55R18типа «Мак-Ферсон» типа «Мак-Ферсон» реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые дисковые 235/55R18*Плюс два электромотора: пер. 123 кВт при 4500 об/мин, зад. 50 кВт при 4610–5120 об/мин; пер. 333 Н . м при 0–1500 об/мин, зад. 130 Н . м при 0–610 об/мин.** Спереди/сзади.С.Канунников: «Попытка усилить одни качества автомобиля неминуемо оборачивается ослаблением других. Гибридный «Лексус» не хуже и не лучше бензинового. Он просто – другой».РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Весовые и геометрические характеристики Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг (%): переднюю заднюю Дорожный просвет, мм Динамические качества Разгон, максимальная скорость1954,5 1128,5 (57,7) 826 (42,3) 200*2075,5 1186 (57,2) 889,5 (42,8) 180Эластичность Время разгона, с: 60–100 км/ч (IV передача) 80–120 км/ч (V передача) Выбег, м: 120–50 км/ч 50–0 км/ч Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2* В положении High.5,99 8,00 1312,78 531,13 42,56 9,054,39 5,44 1425,21 655,08 44,00 8,75тырехсотого» от «трехсотого» не меньше, чем сходства. Главное – в самой философии автомобиля. «Лексус-RX 300» – все-таки вседорожник, пусть и «паркетный» (или, если угодно, SUV). Конечно, комфортная среда его обитания – ровные асфальтовые дороги. Но на проселок или в снег, конечно не сломя голову, можно податься. «Лексус-RX 400h» – просторный, комфортабельный… переднеприводный универсал. Задние колеса, наверное, помогут выехать с заснеженной стоянки. Но рассчитывать на них в более сложных ситуациях не стоит… Зато какой разгон! Да и подобной экономичности, откровенно говоря, не ожидали! А еще – видеть, что из трубы твоего автомобиля без толку не поднимается дым, оказывается, очень приятно. Не дороговаты ли эти удовольствия? Хорошая, очень интересная тема для раздумий…78За рулем 01/2006