157
12 ВОПРОСОВВаша машина уже оснащена умными дворниками? Тогда, прежде чем включить режим Auto, позаботьтесь, чтобы на стекле (хотя бы в зоне датчика) не было сухой грязи или наледи. Прибор не отличит их от влаги и включит стеклоочистители (но не омыватель!). И еще: будьте особенно аккуратны на посыпанных щебнем дорогах (ох, любят у нас такую технологию ремонта!). Разобьете стекло – придется менять его в комплекте с намертво приклеенным датчиком. Пусть не на тысячу, но долларов этак на семьсот ваш бюджет похудеет.Эту маленькую коробочку обычно не видно – она скромно прячется за зеркалом.КТО ЧУВСТВУЕТ ДОЖДЬ?А лек се йВоробьев - О бу ховВстремлении переложить рутинные операции управления на железных или электронных помощников конструкторы добрались до дворников: в автомобилях среднего и высшего ценового класса уже не нужно подбирать режим работы стеклоочистителей – достаточно поставить переключатель в положение Auto, а дальше все произойдет само собой. Только начнет накрапывать дождик, дворники уже примутся за работу. Да не абы как, а с учетом интенсивности этого самого дождя. Но кто же дает им команду вместо водителя? Все таинство происходит в маленькой коробочке, спрятанной за зеркалом заднего вида. В зависимости от модели внутрь помещают инфракрасный светодиод и один–три фотоприемника. Посмотрите на схему. Светодиод испускает невидимый луч под острым углом к поверхности ветрового стекла. Если на улице сухо, весь свет отражается обратно и попадает на фотоприемник (так рассчитана оптическая сис-тема). Поскольку луч модулирован импульсами, то на посторонний свет датчик не среагирует, как телевизор, «не видящий» чужой пульт. Но если на стекле есть капли или слой воды, условия преломления изменяются и часть света уходит в пространство. Это фиксируется сенсором, и контроллер рассчитывает подходящий режим работы стеклоочистителя. Попутно хитрый прибор может закрыть элек-тролюк в крыше, поднять стекла. На схеме показаны еще два фотоприемника. Они хотя и интегрированы в общий корпус с датчиком дождя, не имеют к нему никакого отношения. Тот, что смотрит вверх, пригодится для автоматического включения фар, когда смеркается или автомобиль въезжает в тоннель. Второй, «впередсмотрящий», избавит водителя от необходимости переходить сдальнего света на ближний. Задействованы ли эти функции, зависит, понятное дело, от конкретной модели авто. Вся эта система была придумана еще в 1999 году, но ее потенциал до конца не исчерпан. В сочетании с навигатором датчик дождя вскоре будет передавать информацию о реальной погоде на трассе специальным службам, а те сделают ее общим достоянием.Принцип работы датчика дождя «Бош».За рулем 01/2006 157