208
209
210
211
212
КЛАССИКИ «МОСКВИЧ‑412ИЭ» БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕНКОНТРОЛЬ ВРЕМЕНИастроены приборы и подготов‑ лена легенда, застегнуты шлемы и подтянуты спортивные ремни. Резковато, но сочно рыкнув мотором, оранжевый «Москвич» сры‑ вается с места, отбрасывая колесами струйки снега. Твинмастер отщелки‑ вает первые метры спецучастка. Мы несемся от нулевого КВ (контроль вре‑ мени) лет на сорок в прошлое.Сейчас трудно поверить, что когда-то отечественные автомобили достойно сражались в престижных международных соревнованиях. Вспомнить «времена былинные» вместе с «Москвичом-412» решился Сергей Канунников. За ним следил Александр Батыру.мгновенно завоевала молодые сердца, сея при этом вовсе не бесполезные истины о честности, порядочности, уважении к соперникам. Кино, конечно, реальность впрямую не копировало. Обложки и развороты зарубежных журна‑ лов нашим спортсменам не посвя‑ щали. Но на рубеже 1960–1970‑х марку «Москвич» и имена советскихЛЕГЕНДЫ И «ГОНЩИКИ»Обтекающая мчащийся автомобиль дорожная пыль, рев доведенного двигателя, украшенный гордыми над‑ писями Moskvitch и Avtoexport USSR кузов. Сколько мальчишек влюбилось в автоспорт и в эту машину после фильма Игоря Масленникова «Гон‑ щики», вышедшего на экраны в 1972‑м. Бесхитростная, в общем‑то, история208 За рулем 01/2011 гонщиков знали поклонники авто‑ спорта не только в СССР. В 1968‑м «четыреста двенадцатые» неплохо выступили в марафоне Лондон – Сидней, в 1970‑м – в ралли Лондон – Мехико. Финиш во втором десятке – бесспорно, приличный результат, ведь в Мехико из 96 стартовавших машин финишировало лишь 23. А ведь высту‑ пали на почти серийных «москвичах», заметно проигрывающих большинству конкурентов в мощности. К тому же ведущие зарубежные команды обслу‑ живали целые армии вооруженных всем необходимым механиков, а за бое‑ выми «москвичами» от Лондонадо Мехико шла всего пара техничек, чьи экипажи догоняли спортсменов в темпе, близком к гоночному. Но наибольших успехов «москвичи» добились на этапах Кубка Дружбы – эдаком альтернатив‑ ном чемпионате социалистических стран. Впрочем, некоторые ралли, как, например, «Рейд Польский», одновременно входили в число эта‑ пов чемпионата Европы, куда при‑ езжали ведущие раллисты. В 1972‑м третье место в абсолютном зачете там заняли С. Брундза и А. Брум, выступавшие на 412‑м, что было дей‑ ствительно серьезным достижением.Ну а мальчишкам казалось: еще чуть‑ чуть – и «москвичи» станут сражаться с западными китами совсем на равных! Все, как известно, кончилось совсем по‑другому…БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯМы знакомы с ним почти 30 лет. Именно этот автомобиль с 75‑сильным 1,5‑литровым мотором (для автопрома СССР второй половины 1960‑х – рево‑ люционная отдача) вывел отечествен‑ ный спорт на новый уровень и позво‑ лил нашим гонщикам претендовать в международных ралли на заметные результаты.За рулем 01/2011 209 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ «МОСКВИЧ‑412ИЭ»Даже серийные моторы часто раз‑ вивали больше заявленных 75 сил. Конструкторы МЗМА (с 1968‑го – АЗЛК) намеренно занизили пока‑ затель, чтобы избежать проблем с начальственно‑проверяющими комиссиями: недобрать заявленную мощность гораздо хуже, чем перебрать. Помимо хорошей надежности, агрегат, в основе которого лежала передовая конструкция БМВ (из песни двигателя слова не выкинешь), отли‑ чали широкие возможности форси‑ ровки. С двигателей для ралли легко снимали 85–90 сил, а двухвальные моторы для кольцевых гонок с гори‑ зонтальными карбюраторами «Вебер» развивали до 130 л.с.! На представ‑ ленном здесь 412‑м ижевской сборки мотор практически стандартный, но тянет машину весело.А вот коробка передач «Москвича» была его слабым местом. Надежностью не отличалась: подводило как качество изготовления, так и конструкция, рас‑ считанная еще под 50‑сильный 408‑й мотор. Механизм управления коробкой также был архаичен – с длинными тягами и вечно разболтанными втул‑ ками, он не устраивал даже обычных частников. На этом 412‑м, как и на боль‑ шинстве спортивных машин, привод переделан: ходы рычага стали настолько короткими, что поначалу даже води‑ телю, давно знакомому с «Москвичом», переключаться непривычно. Для серьез‑ ных соревнований к тому же усиливали подвеску, проваривая рычаги, меняли (а иногда ставили по паре на каждое колесо) амортизаторы. Конечно, сегодня «Москвич‑412» трудно представить не толькоучастником ралли, но и в роли обыч‑ ной машины. Барабанные тормоза с гидровакуумным усилителем требуют крепкой и одновременно чуткой ноги. Усилие на педали большое, а при рез‑ ком торможении машина норовит уйти с траектории. Узенький автомобиль на простеньких подвесках (спереди – двойные треугольные рычаги, сзади – мост на рессорах) в поворотах сильно заваливается, а на скользком покрытии быстро уходит в занос. Правда, выйти из него несложно. Если, конечно, не лениться и очень быстро, а еще лучше – с опережением вращать довольно легкий, но по нынешним мер‑ кам совсем уж неинформативный руль. Он с норовом! В отличие от нынешних рафинированных, напичканных электроникой «умни‑ ков», 412‑й, словно подсмеиваясь210 За рулем 01/2011 Короткий рычаг и пере‑ деланный при‑ вод позволяли быстрее и точ‑ нее переклю‑ чать передачи. Каркас безопасности стал обязатель‑ ным элементом спортивного автомобиля для серьезных соревнований уже с конца 1960‑х. Теперь 412‑й кажется очень узким. А ведь когда‑то не только гонщики, но даже целые семьи чувствовали себя в нем вполне комфортно. Самодельный руль (мало кому удавалось достать почти такой, но – импортный!), штурманские приборы (спидпилот помогает поддерживать среднюю скорость, показывая отклонения от нее, твинмастер выдает расстояния между ориентирами) и, конечно, легенда – обязательный набор любого раллиста. Штатного тахометра в «Москвиче‑412» не было. На самое видное место ставили тот, который удавалось добыть.СКОРЫЙ МОСКВА – ИЖЕВСК«Москвич‑412» с кузовом модели 408 в Москве стали выпускать в 1967 году, в Ижевске – в 1969‑м. Автомобиль оснащали 1,5‑литровым мотором мощностью 75 л.с. (часть – с дефорсированным под 76‑й бензин 68‑сильным двигателем) и четырехступен‑ чатой коробкой передач. В 1970‑м дизайн «Москвича‑408» и «Москвича‑412» (их выпускали параллельно) изменили. В Москве, помимо седанов, делали фургоны (модель 434) и универсалы (модель 427), в Ижевске выпускали «ИЖ‑Комби» – первый советский серийный хэтчбек, фургон‑«каблук» ИЖ‑2715 и пикап 27151, созданный на его базе. «Москвич‑412» – основной игрок в советских ралли и кольцевых гонках конца 1960‑х – начала 1970‑х. Машиныдорабатывали и на заводах, и в спортивных секциях. В Ижевске мелкосерийно выпустили версию «ИЖ‑Ралли», с усиленной подве‑ ской, облегченным кузовом, увеличеннымтопливным баком и прочими дополне‑ ниями. В Москве модель 412 производили до 1976 года, в Ижевске, модернизируя, – до второй половины 1990‑х.За рулем 01/2011 211 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ «МОСКВИЧ‑412ИЭ»над водителем, совсем не собирается решать за него проблемы. Порой наоборот – подтрунивает: норовит поехать задом наперед, оторвать колесо от дороги или выкинуть иной фортель. Но если найти с ним общий язык, понять (и обязательно принять!) логику немного своенравного, но чест‑ ного характера, можно хоть сейчас на скоростной участок!ЕГО МАРАФОНЫ«Москвич‑412» не вошел в галерею славы мирового ралли, где увековечены его былые соперники: «Форд‑Эскорт» и «Рено‑Гордини», «Лянча‑Фульвия» и «Порше‑911». Кстати, даже в СССР к середине 1970‑х более быстрые и современные ВАЗы стали сильно тес‑ нить московские и ижевские машины. Причем борьба шла не только за гоноч‑ ные кубки, но и за сердца и кошельки обычных частных владельцев. Армия «жигулистов» стремительно росла. Число поклонников «Москвича», напротив, уменьшалось, но оставшиеся защищали достоинства 412‑го с настоя‑ щим спортивным упорством. Наши гонщики не обливались шампанским на финише, их мало кто знал в лицо. Не было у «москви‑ чей» громких международных побед. Но честная борьба – была! Мастерство и самоотдача гонщиков, умевших в дороге отремонтировать все и вся, а после промежуточного финишаработавших наравне с механиками, чтобы утром вновь выйти на трассу и сражаться с соперниками, воору‑ женными куда более сильными маши‑ нами, – все это было! И был «Москвич‑412» – неплохой, в общем‑то, автомобиль. Он возил сотни тысяч советских семей по делам, на дачу, в отпуск. Эта же машина стала для многих спортсменов боевым дру‑ гом – соучастником побед и пораже‑ ний. Ну а тех, кому за руль еще рано по возрасту, он манил мечтой. Словом, вот он, «Москвич‑412»! Год рожде‑ ния – 1972‑й (ровесник «Гонщиков» Масленникова), здоровье отменное. Когда‑то это был обычный ижевский автомобиль. Умелые и чуткие рукипревратили его в спортивный – почти точную копию раллийных машин начала 1970‑х. Именно на этом авто‑ мобиле в ретроралли 2000‑х выступал и побеждал Юрий Иванович Лесов‑ ский, чемпион и призер чемпионатов СССР, участник международных ралли, в том числе марафонов Лондон – Сид‑ ней и Лондон – Мехико. …Справа и слева от машины летит лес. Весело, абсолютно по‑молодому поет мотор. «Москвич», как и 40 лет назад, задорен, упрям и вовсе не соби‑ рается сдаваться соперникам – ни ста‑ рым, ни новым. Он с честью пройдет следующий спецучасток и ни в коем случае не опоздает на очередной кон‑ троль времени…Редакция благодарит Александра и Кирилла Кирилловых за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.212 За рулем 01/2011