ДИТЕР ЦЕТШЕ Dieter Zetsche
Президент-генеральный директор группы компаний «
Крайслер». Родился в 1953 году в Турции. Окончил университет в Карлсруэ (Германия) по специальности инженер-электрик, имеет ученую степень по специальности «инженерная механика» (технический университет Падерборн, Германия в 1982 г.).
В компании «Даймлер-Бенц» с 1976 года. В 1987 году главный инженер отделения «Мерседес-Бенц Бразилия»; 1989 – президент отделения «Мерседес-Бенц Аргентина»; 1991 – президент «Фрейтлайнер корпорейшн» (производит грузовики и автобусы в США). С 1992-го – главный инженер по производству легковых автомобилей «Мерседес-Бенц». Член совета директоров (маркетинг и продажи) отделения «Мерседес-Бенц» с 1995 года. Член совета директоров (маркетинг и продажи) концерна «Даймлер-Крайслер» с 1997 г. Президент-генеральный директор группы компаний «
Крайслер» с ноября 2000 года.
– Ваша служебная биография, г-н Цетше, показывает, что вам всегда поручали самые сложные направления работы. Сейчас вы возглавляете отделение «
Крайслер». Какие проблемы стоят на повестке дня?
– В этом году мы намерены улучшить результаты, компания «
Крайслер» должна выйти на прибыль – прежде всего благодаря реструктуризации, проведенной в прошлом году. Как вы понимаете, это нелегкий процесс для группы, чьи заводы расположены в 13 городах США, Канаде и Мексике. В нынешнем году мы рассчитываем на рост продаж как в Европе, так и на североамериканском рынке, основном для компании: США потребляют 80% нашей продукции. Именно там особенно надеемся на значительный рост. В Европе и на других мировых рынках увеличение по сравнению с 2003 годом тоже будет, но более плавное.
– Какие у вас в арсенале «тяжелые орудия», чтобы гарантировать успех? Приоритет какой из школ менеджмента, американской или немецкой, вы отдаете?
– Основные инструменты ведения бизнеса – это, во-первых, сильнейшая команда специалистов, которую мы создали: в ней наше главное конкурентное преимущество. Во-вторых, сформулированы ясные стратегические цели, имея в виду планы до 2007 года. А также сильна тактика – мы добиваемся решения конкретных вопросов. Это достигается, в частности, благодаря ясному доведению задач до всех сотрудников по внутренним коммуникациям: каждый на своем месте четко представляет, к чему должен стремиться.
Для меня существует лишь плохой и хороший менеджмент. Мы стремимся создавать команду, которая продвигает идеи эффективного управления. Впрочем, я могу принять во внимание некие национальные стереотипы и в этой связи замечу, что у нас была великолепная возможность взять понемногу от всех культур. Соответственно, от Германии мы унаследовали умение трезво видеть сегодняшние возможности и перспективы завтрашнего дня. Но основной идеей является быстрое принятие правильных решений: именно благодаря этому мы двигаемся вперед.
– Есть представление, что российский автомобильный рынок похож на американский – любовью к большим автомобилям, простору… Но
Европа ближе к России, оттого у европейских моделей больше влияния. Какой вам видится Россия – что это за рынок?
–
Несомненно, этот рынок – один из самых привлекательных. Вот почему новые модели «
Крайслер» предлагает здесь одновременно с Западной Европой: уже продаются купе и родстер «Кроссфайр», «РТ-Крузер Кабрио», вседорожник «Пасифика». На подходе – сенсационный «трехсотый». Правда, около 80% продаж в России приходится на машины дешевле 5 тысяч долларов, а в этом ценовом сегменте у «Крайслера», к сожалению, нет продукта, который мы могли бы предложить. Тем не менее, на рынке России есть многочисленные сегменты, и они по-разному развиваются. Более того, группа «
Крайслер» сейчас оценивает возможности создания автомобиля в дешевом сегменте.
Но подчеркну еще раз, что российский рынок динамичен, и те секторы, в которых сегодня делает предложение группа «
Крайслер», будут развиваться.
– Как вы оцениваете результаты слияния «Крайслера» и «Даймлер-Бенц»?
– Мы убеждены, что слияние предоставило нам огромные возможности для достижения успеха с помощью, в первую очередь, таких рычагов, как объединение ноу-хау, то есть в сфере инженерных разработок. И это не дорога с односторонним движением, происходит обоюдный обмен. Но, повторюсь, речь идет не об обмене деталями, а, прежде всего, ноу-хау. Благодаря слиянию мы стали сильнее, чем были бы, развиваясь по отдельности.
– Какие из моделей «
Крайслер» могли бы, с вашей точки зрения, стать наиболее привлекательными в Европе?
–
С учетом условий вождения автомобиля по европейским дорогам и городам продвигаем три основные марки, хорошо известные на международном рынке. «
Джип» приобрел мировую популярность во многом благодаря высоким технологиям. Его линейка на европейском рынке представлена полностью. «
Крайслер», чьи легковые автомобили лучше других приспособлены к европейскому рынку, а также «
Додж», у которого самые слабые позиции в Европе, зато он популярен в Америке, в основном благодаря пикапам. Из его «портфолио» мы, однако, выбрали для Европы легковой автомобиль – спортивный «
Вайпер».
– В России вседорожники вообще привыкли называть «джипами». Но сама марка «
Джип» сегодня по части продаж уступает и японским, и немецким, и английским. Можно ли рассчитывать на воскрешение американской «легенды»?
– Мы сейчас работаем над выпуском современных моделей «джипов». Маркетинговые усилия дают плоды. В последние месяцы мы обратили внимание на то, как заметно выросли продажи «Рэнглера». Сочетание новых продуктов, постоянно появляющихся на рынке, более внимательное отношение к маркетингу раскрывают огромные возможности и мощный потенциал марки «
Джип» во всем мире, в том числе и в России.
– Ваш прогноз на 2004 год?
–
Как я уже говорил, на американском рынке экономическое развитие в год президентских выборов простимулирует увеличение продаж к концу года. Что касается мирового рынка, то многое зависит от региона. Вырастут российские продажи, в том числе благодаря новым моделям. Значительный прирост будет в Китае.
И хотя условия в регионах различны, мы надеемся на общий рост продаж в глобальном масштабе.