Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Кастом-байки: Шестой интернационал

Шестой официальный чемпионат мира по кастом-байк-билдингу прошел в начале августа в байкерской Мекке – легендарном Стерджисе, что в Южной Дакоте. На него съехались мастера из двух Америк, Евразии и Австралии. Съехались, себя показали, на других посмотрели, да и разъехались по домам довольные (а кое-кто и не очень – в зависимости от результата).
Полная версия

И каждый при этом наверняка думал: «Ага, теперь-то я знаю, чем порвать всех в следующем году!» И каждый, на самом деле, этого не знал! Ибо, по большому счету, знать, что будет в следующем году, человеку не дано.

Представители тринадцати стран (включая на этот раз и Россию) померялись силами на главном кастом-мероприятии года. А в том, что оно действительно главное, сегодня уже мало кто сомневается. Надо признать, что организаторам из английской компании AMD удалось-таки выделить свой конкурс в ряду подобных событий, в немалой степени – за счет его профессионального акцента, своего рода «академичности».

В конкурсной программе приняло участие 83 работы – на полтора десятка больше, чем в прошлом году. Классов, как обычно, было четыре: основной, Freestyle, из которого выбирается «Топ-10» во главе с чемпионом, и три «младших» – Modified Harley, Production и Metric. Во «Фристайле» заявлено 46 мотоциклов, в «Модифицированных Харлеях» – 25, в «Серийных» – 12. В розыгрыше призов «метрической» номинации принимали участие заявленные во «Фристайле» аппараты, оснащенные неамериканскими, то бишь не «дюймовыми», а «метрическими» моторами.

Можете убедиться воочию, взглянув на фотографии: технических и дизайнерских «вкусностей» среди всего этого многообразия форм и размеров было более чем достаточно. Впрочем, как всегда. Уровень обязывает.

Как и в прошлом году, участники могли также рассчитывать на специальные призы Partner Pick Of Excellence от «официальных партнеров» (проще говоря, спонсоров) чемпионата. Таких наград в этот раз было вручено аж восемнадцать – по числу спонсоров.

Кстати, о спонсорах. Мировой к…с (слово-то без пяти минут матерное!), видимо, заставил некоторых пересмотреть свои взгляды и умерить гордыню. Это я о факте деятельного участия компании Harley-Davidson в чемпионате. «Харлеевцы» взяли на себя спонсорство номинации Modified Harley (тут, как говорится, сам бог велел) и «проставили» два приза Partner Pick Of Excellence: один – от собственно Harley-Davidson, второй – от Screamin«Eagle. Мало того – они выставили два мотоцикла (Fat Bob от отделения CVO и трайк, с недавних пор выпускающийся совместно с Lehman Trikes) в конкурсной программе! А ведь совсем недавно официальный Harley-Davidson (здесь я не имею в виду»Вилли-Джи«Дэвидсона – большого знатока и искреннего фаната кастомайзинга) демонстративно дистанцировался от»самодельщиков«: мол, не нуждаемся, своей славы девать некуда. А теперь вон оно как! Меняются времена.

Но главную новость чемпионата я озаглавил бы так: «Империя наносит ответный удар!» В этом году, впервые за всю историю проведения мирового первенства по кастомайзингу, чемпионом стал американец. Трижды победу одерживал канадец (причем один и тот же – Голдэммер), чемпионские лавры доставались японцу Чикаре и шведу Эгеланду, а вот резиденту США, прикиньте, ни разу! Ну не обидно ли? Американцам, по крайней мере, было обидно. Нет, они не плакали на людях, не надували трясущихся губ, но в душе наверняка вопрошали: «Доколе терпеть будем? Это ж наше все! Плоть от плоти!»

И вот оно – свершилось! Чемпионом 2009 года стал уважаемый «мастер-билдер» из Милуоки Дейв Кук, шеф компании Cook Custom Choppers. Причем к так называемой «новой генерации» американских кастомайзеров его не отнесешь – Дейву перевалило за пятый десяток. Что интересно, в последние годы Кук был наиболее успешным американским участником чемпионата – его мотоциклы занимали четвертую строку финальной таблицы в 2007 и 2008 годах**. На этот раз с большим отрывом (597 судейских баллов против 498 у серебряного призера) победил его великолепный «Бродяга» (Rambler) с оригинальной 550-кубовой «четверкой», построенной из «метрических» компонентов и несущей соответствующее случаю имя International (см. эпиграф).

Да и в целом американцы выступили сильно. Для сравнения: на чемпионатах 2007 и 2008 годов в «Топ-10» попадало по четыре американских мотоцикла, теперь же – семь.

«Серебро» также досталось американцу – Крису Крому из мастерской Kris Krom Customs, за его ну о-о-очень смелый Re-flex-tion с «триумфовским» мотором. На третьем месте – известный персонаж Фред «Круггер» Бертран (это третья «бронза» бельгийца, завоеванная на чемпионатах мира) и его Overmile с мотором S&S.

Что касается наших. Bender (или Black & Steel, как он теперь называется) московской мастерской Fine Custom Mechanics, делегированный в Стерджис на правах победителя апрельского Moscow Custom & Tuning Show 2009***, показал довольно высокий результат – он разделил с ирландским аппаратом Medaza 500 восемнадцатое место.

Лучшим мотоциклом в номинации Modified Harley была признана Panafina работы испанской мастерской Hot Dreams SL (кстати, уже побеждавшей в этом классе два года назад), а в классе Production первый приз получила компания Independent Cycle East из Пенсильвании за их «Зеленую милю» (Green Mile).

Пьедестал класса Metric мало чем отличался от «верхушки» «Фристайла». Лучшим «метрическим» байком чемпионата стал… А вот и не угадали! Rambler Кука занял в этом классе вторую позицию, а первым призом одарили Re-flex-tion Криса Крома (который, напомним, занял вторую строку финальной таблицы). Такая вот рокировка. (И въехать в нее непросто. Это что же получается – аппарат Кука «в целом» лучше, чем аппарат Крома, но хуже его как «метрик»? Ну, да ладно. Оба хороши. В буквальном смысле.) А третьим в «метрическом» классе стал Harrier чемпиона мира 2007 года шведа Стеллана Эгеланда, занявший в общем зачете четвертое место.

Harrier, к слову, был единственным из призеров чемпионата Европы**** (там, напомним, он завоевал «серебро»), кто вошел в «Топ-10» чемпионата мира. Другим повезло меньше. Так, победивший в Майнце Panster итальянской компании Big Twin Motors довольствовался лишь одиннадцатым местом, а европейский бронзовый призер Cloud 9 работы финской мастерской Flying Choppers – и вовсе девятнадцатым. Причем это вполне объяснимо. Не секрет, что вкусы у американцев и европейцев, мягко говоря, разные. И эта разница наносит отпечаток на результаты судейства. Ведь на чемпионах Европы и мира кастомайзеры, выставляющие свои работы, принимают участие в начислении судейских баллов (разумеется, нельзя «голосовать за себя»), а так как в Стерджисе большинство участников – из местных, то и «американский дух» на итоги конкурса влияет сильнейшим образом.

Эх, жаль, не было в этот раз японцев! Они бы, как пить дать, интриги добавили! Да еще бы чехов сюда с венграми – от этих тоже жди подвоха. Ну что ж, потерпим до следующего августа…

Ну, и напоследок – о тенденциях. (Скажешь так важно: «А теперь о тенденциях» – и над тобой сразу загорается нимб высокого интеллекта.) Прежде всего, в глаза бросается гиперпопулярность кроссоверов, то бишь «межклассовых» аппаратов. (Нимб становится ярче.) Шухер! «Неведомы зверушки» наступают! (Нимб резко гаснет.) Вглядитесь в мотоциклы «горячей десятки»: пожалуй, лишь Crazy Horse Майка Авилы и Арлена Несса (да-да, впервые среди участников чемпионата мы встречаем Его – и это тоже маленькая сенсация!) можно относительно смело обозвать «лоурайдером» и одновременно «бэггером». А с остальными как быть? Да тут черт ногу сломит!

Или еще пример. Знаете, сколько мотоциклов, более-менее подходящих под определение «чоппер», я насчитал в конкурсной программе чемпионата? От силы штук пятнадцать! А ведь когда-то «чоппер» и «кастом-байк» считали синонимами.

Еще наблюдение. Народ, похоже, не на шутку запал на такую ретроштуку, как параллелограммная вилка-гердер (англ. girder – «ферма»). Такое ощущение, что подобные конструкции, причем самых необычных конфигураций, установлены на доброй половине выставленных в Стерджисе аппаратов – причем как олд-скульных, так и хай-тековых. Похожая мания, если помните, совсем недавно наблюдалась по отношению к рессорным вилкам.

А выбор моторов? «Альтернативные» V-твину двигатели, похоже, становятся все моднее. Судите сами. На двух из трех мотоциклов-призеров установлены отнюдь не V-твины, причем «метрические». Ой, чует мое сердце, на подходе паровики и электробайки. (Кстати, абсолютно серьезно.)

Короче, господа кастомайзеры, вздувайте свой многострадальный горн и «куйте смело, пока железо горячо». Не отходя от кассы, разумеется.

* Замечено, что наш кастом-критик в последнее время все чаще цитирует гимн рабочего движения. Уж не задумал ли чего? - Прим. ред.

** «Мото», №10-2007, №12-2008.

*** «Мото», №7-2009.

**** «Мото», №6-2009.

Подпишитесь на «За рулем» в

17.12.2009
Поделиться: