Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Гражданская связь: обзор CB-радиостанций

Разобраться в автомобильных СВ-радиостанциях, сделать правильный выбор поможет Владимир Арбузов.
Полная версия

Однажды я довольно долго плутал по ночной степи в поисках «пропавшего» Оренбурга. В тот раз помогли питерские дальнобойщики – по рации вывели на правильную дорогу. Автомобильная радиостанция в дальней дороге – вещь незаменимая! Будьте уверены, никто вам не позвонит на сотовый, предупреждая о гаишной засаде за пригорком и тракторе, что едва волочится в зоне действия знака «Обгон запрещен», не подскажет, в каком кафе пообедать без вреда для здоровья и на какую заправку лучше не сворачивать. Никакой навигатор не скажет, что впереди мост размыт или поперек дороги лежит потерянное лесовозом бревно. Другое дело, если ты в сети радиостанций!

СВОЙ-ЧУЖОЙ

В Европе никаких разрешительных бумаг для пользующихся гражданским диапазоном радиочастот оформлять не надо. Для тамошних водителей с Си-Би-радиостанциями въезд в Россию прост и бесплатен. Как говорят наши чиновники, объяснять иностранцам, за что надо платить, себе дороже! Соотечественник же при виде чиновного мундира привычно тянется к кошельку – и сначала заплатит в Радиочастотном центре за так называемое «ку-ку» (позывной, которым никто не пользуется, ибо по международным правилам он совершенно не обязателен для Си-Би), а после этого будет месяца полтора-два регистрировать (уже бесплатно) радиостанцию.

В 1957 году в США был выделен для гражданского применения частотный диапазон 26,065–28,305 МГц, названный Citizen Band (гражданский диапазон). Отсюда – Си-Би-связь. Этот американский диапазон разбили на каналы по 10 кГц, которые для удобства объединили в группы (сетки) по 40 каналов. Обозначили сетки буквами A, B, C, D и так далее. Присоединившись к этой системе в 1988 году, Россия блеснула самобытностью – частным радиостанциям отвели диапазон 26,970–27,850 МГц. А это ни то ни се – наши группы (сетки) С и D с иностранными не совпали. Но так как своей аппаратуры почти нет и работаем на заграничной, то нет и проблем с сетками – вещаем в американском диапазоне! Каналы 9 и 19 сетки С можно использовать только как аварийный и информационный соответственно.

В соответствии с российским законодательством мощность передатчика – не более 10 Вт (исключение – сигнал бедствия, чья мощность в чрезвычайной ситуации не ограничивается). Использование гражданской связи в коммерческих целях запрещено, но наши таксисты об этом, видимо, не знают.

РУБЛЕВЫЙ ДИАПАЗОН

Существует два способа передачи сигнала – с амплитудной модуляцией (АМ) и с частотной (ЧМ). Последняя предпочтительнее: с ней и дальность связи больше, и речь разборчивее. В сетках есть пропуски частот – «дырки». Некоторые станции работают и в них. Дальнобойщики предпочитают радиостанции с европейской и российской сетками и, как ни странно, с амплитудной модуляцией – такова устоявшаяся в этом сообществе традиция. Обычно работают в 15-м канале сетки С на частотах 27,130 МГц в России и 27,135 МГц в Европе (все европейские обозначения частот оканчиваются цифрой 5, российские – цифрой 0). А у водителей такси специфика работы такова, что характер модуляции их не интересует; они трещат на всех каналах – как с AM, так и с ЧМ. Их приоритеты – легкосъемная многоканалка, позволяющая общаться с несколькими коллегами, диспетчером и т. д., и прочный, надежный провод к тангенте.

Как выбрать радиостанцию? Перед покупкой заранее определитесь с местом ее установки, чтобы вошла по габаритам. Правильно расположите динамик – звук должен идти в вашу сторону. Для групповых поездок на отдых, рыбалку и т. д. предпочтительнее портативная радиостанция, адаптированная к работе в автомобиле. Кстати, для нее и место найти проще.

Еще один критерий – цена. Подержанную станцию можно купить тысячи за полторы, но обязательно проверьте ее работоспособность в радиомастерской. Новые стоят от 2000 руб. Цена зависит от возможностей станции и, разумеется, от ее производителя. Однако реальные достоинства, включая «дальнобойность», не всегда соответствуют цене. Некоторые известные бренды, поменяв место сборки, существенно проиграли в надежности. Низкая цена хороша и в случае, когда на посту ГАИ посреди степей вас вежливо попросят оставить станцию «для проверки». Вряд ли она к вам вернется...

Наконец, выбор зависит от навыков покупателя: неподготовленный не со всякой аппаратурой управится. Известно немало случаев, когда станцию с богатым набором возможностей ее хозяин ухитрялся так зарегулировать, что без вмешательства специалиста она уже не работала. Дерево нужно рубить по себе.

Что предлагает рынок? Самые дешевые станции (цена – ниже 3000 руб.) по-прежнему популярны, хотя у них минимум сервисных функций – лишь шумоподавитель да индикация канала на дисплее. Примеры – MegaJet MJ-100, Vector VT-27 Comfort. У радиостанций за 3000–4000 руб. есть ЖК-дисплей и неплохой набор сервисных функций. Вот образцы: MegaJet MJ-200 PLUS, TTI TCB-880, Vector VT-27 Lux. Того, кто давно освоил Си-Би-связь в тонкостях, заинтересует станция подороже – многофункциональная, с более широкими возможностями, вроде Vector VT-27 Navigator. Наконец, есть переносные радиостанции, адаптированные к работе как в автомобиле, так и вне его. Их представляет «Штурман-882».

Но не только совершенством или ценой аппаратуры определяется качество радиосвязи. Даже простейшую станцию крайне важно правильно смонтировать на автомобиле и настроить. Об этих тонкостях и согласовании радиостанции с антенной мы поговорим отдельно.

НАША СПРАВКА

CTCSS (Continuous Tone-Coded Squelch System) – система, при которой УНЧ (усилитель низкой частоты) закрыт электронным замком, ключ к нему – поступающий от другого оператора звуковой тон (не слышимый ухом) с полезным сигналом. Ключ открывает УНЧ вызываемого оператора – и оба слышат только друг друга. CTCSS позволяет создать закрытую группу лиц, работающих на одной частоте. Пример – группа таксистов и диспетчер.

DW (Dual Watch) – одновременное прослушивание двух каналов. Это как два приемника, настроенные каждый на свою волну и включающиеся по очереди. Например, канал 15 – свой, а 9 – аварийный.

ESP (Electronic Speech Processor) – электронное устройство для обработки, улучшения разборчивости речи или иных звуков. Подобные системы популярны у безголосых звезд шоу-бизнеса.

КСВ (коэффициент стоячей волны) – отношение суммы напряжений активного и реактивного сигналов (направленного в антенну и вернувшегося назад) к их разности. Он характеризует реальный КПД передатчика и дальность связи. При хорошем согласовании сигналов КСВ равен единице. А вот при КСВ больше 3,0 станция может сгореть: почти вся энергия идет на ее нагрев.

PA (Public Address System) – с выносным громкоговорителем. Такой «мегафон» позволяет общаться с другими водителями и пешеходами, например зазевавшимися.

S-метр – устройство, показывающее уровень сигнала. Оно может быть стрелочным, на ЖК-дисплее обычно выглядит «активной линейкой». Если оператор случайно выключил громкость, об этом напомнит S-метр, получивший сигнал.

SCN – сканер, помогающий найти рабочий канал, настроить станцию (иногда каналы и сетки на станциях обозначены по-разному). Функция та же, что в автоприемнимке.

Vox – функция активации радиостанции голосом. Позволяет общаться в эфире, не отрывая рук от руля.

Амплитудный шумоподавитель – электронное устройство, создающее некий барьер для шумов, а соответственно и для полезного сигнала. Если амплитуда сигнала выше барьера, последний открывается – и сигнал проходит в УНЧ. Есть шумоподавители с ручной настройкой и автоматические, последние грубее и менее эффективны.

Избирательность – способность выделять главный сигнал из всего принятого спектра сигналов-шумов. Измеряется в дБ – чем больше показатель, тем лучше, причем зависимость эта нелинейная: 75 дБ – отличный показатель, а, например, 60 дБ – посредственный!

Линейная характеристика микрофона – его способность выдавать на передатчик сигнал одного уровня, независимо от расстояния до губ говорящего.

Спектральный шумоподавитель оценивает и уровень сигнала, и его форму. Это помогает отличить полезный сигнал от шумов – и даже слабый пропустить через высокий для шумов барьер. Результат – меньше шума, больше дальность связи.

Тангента – переключатель, при нажатии которого включается передатчик, при отпускании – приемник.

Чувствительность – способность приемника снимать с антенны слабый сигнал. Измеряется в мкВ. Чем меньше этот показатель, тем лучше. Например, для переносной станции с короткой антенной 0,12 мкВ – отличный результат.

Подпишитесь на «За рулем» в

19.08.2010
Поделиться: