Техосмотр в разных странах: ТО или не ТО?
Америка
Положительный пример можно найти в США, самой моторизованной стране мира. В 13 штатах из полусотни инспекторы вовсе не осматривают машины. Ни к чему тратить народные деньги на пустое, ведь, по статистике, количество аварий из-за плохого технического состояния не превышает 0,7% их общего числа в США. Автомобили, раскатывающие по хайвеям необъятной страны, в абсолютном большинстве исправны. Поэтому недавно техосмотр отменили Кентукки и Миннесота, а с 1 августа 2010 года и Нью-Джерси. Администрация штата Делавэр занимает промежуточную позицию, предписав ТО автомобилям старше четырех лет. В Мэриленде техосмотр необходим лишь в случае смены собственника или ввоза авто из другого штата. В прочих штатах изучают передовой опыт и осматривают машины каждые год-два. (Но, как правило, в меньшем объеме, чем у нас, и по делу. И занят этим не служивый люд.) Основание – федеральный акт 1990 года о чистоте воздуха, предписывающий ограничение выбросов в атмосферу. Машины осматривают дилеры и авторизованные мастерские. Прошел осмотр – получи стикер на стекло или вози с собой чек оплаты ТО.На починку дают 20 дней, а без «талончика ТО» можешь налететь на крупный штраф. Однако в США владелец сам кровно заинтересован, чтобы в машине все было в порядке. Угодил в аварию на неисправном авто – век не расплатишься со страховой компанией. А не дай бог, кто-то погибнет, влепят срок за убийство по неосторожности.
В соседней Канаде техосмотр проходят ежегодно, на исправление дефектов дается 10 рабочих дней. Проверяют автомобили на официальных станциях технического осмотра. Общий подход канадцы во многом заимствовали у англичан.Европа
В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Берут немало: 55–57 фунтов. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт – 10 рабочих дней. Повторное обращение на министерский пункт – со скидкой или вовсе бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту, который, кстати, запрещает эксплуатацию машин с «американским» световым пучком. У соседей через Ла-Манш, во Франции, за просроченный техосмотр оштрафуют на 90–135 евро, а в случае повторного нарушения можно угодить в тюрьму. Однако, ТО обязателен только владельцам автомобилей старше четырех лет. Они должны обновлять стикер на ветровом стекле раз в два года, а если машине больше десяти лет – ежегодно. Кстати, такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза.Контролем техники занимаются частные гаражные хозяйства, получившие лицензию. Количество авторизованных центров ограничено, поэтому записываются на осмотр за неделю-две. Сама процедура осмотра по 133 позициям занимает не более получаса и стоит 75 евро. На исправление огрехов отпускается два месяца. Не уложились в столь либеральный срок – попрощайтесь с автомобилем: он отправится на принудительную утилизацию и исчезнет из регистрационной базы.
В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. За 40–45 евро они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует даже опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.Первые три года от даты выпуска освобождают автомобили от осмотра в Нидерландах и Швеции, машины старше 3 лет проходят ТО раз в два года.
В Финляндии техосмотр проводят более 90 лет. С 1968 года эти функции возложены на Государственное дорожное агентство, которое с этого года ограничивается проверкой частных авторизованных компаний.