Автокинотека: Мужчина, женщина и Ford
По количеству экранного времени, которое отведено в фильме «Мужчина и женщина» машинам, и потому, какое они занимают место в нем, кажется, эту ленту следовало бы назвать «Мужчина, женщина и автомобиль». А если быть совсем точными, «...и автомобиль Ford».
Полная версияС легендарного фильма «Мужчина и женщина» французского режиссера Клода Лелюша мы начинаем публикацию серии материалов, посвященную шедеврам мирового кинематографа, так или иначе связанным с автомобилями. Мы обещаем не пересказывать сюжет и не вдаваться в тонкости режиссерской работы, а сделаем акцент на автомобилях, снявшихся в лентах ставших классикой мирового кино. Надеемся, что прочитав эту статью, вы сможете найти этот фильм и посмотреть его свежим и более профессиональным взглядом. В 60-х годах Генри Форд подсчитывал прибыль, получаемую на американском рынке, но стремление к завоеванию возрождающейся после войны Европы подтолкнуло его к поиску новых идей. В те годы моду на автомобильный продакт плейсмент ввел не кто иной, как Альберт Брокколи и его бессменный герой Джеймс Бонд. И судя по тому, как успешно Бонд громил врагов на Aston Martin DB5 в 64 году, у автомобильного PR в кино открылись великолепные перспективы… Именно красивый фильм, непременно снятый в Европе, Генри Форд и решил сделать главной рекламной афишей для своих новых моделей. Акцент был сделан не на народных машинах вроде Ford Cortina, а на самых что ни на есть спортивных: Mustang и GT40. Обе эти машины появились на свет в 1964 году, но имели разное назначение. Именно поэтому за рулем всех автомобилей в фильме сидит профессиональный гонщик Жан Луи Дюрок, которого играет не менее профессиональный пилот и актер Жан Луи Трентиньян. Для Трентиньяна Mustang оказался весьма подходящей машиной, и он сам снимался во всех динамических сценах. Еще в детстве Жан Луи мечтал пойти по стопам своего брата Мориса Трентиньяна, который в 50-х и начале 60-х годов принимал участие в гонках Формулы-1. Однако, Морис заслужил себе славу в первую очередь аккуратного и расчетливого пилота, и поэтому не смог подняться выше 4-го места в чемпионатах 54 и 55 годов, а затем его карьера пошла на спад. Жан Луи же всегда любил спортивные автомобили, но карьере профессионального гонщика предпочел профессию актера, став пилотом лишь по воле Клода Лелюша – режисера фильма «Мужчина и Женщина». Разумеется, участие одновременно в 24-часовых гонках в Ле Мане и в ралли Монте Карло является не более чем вымыслом. Мир не знает успешных пилотов, которые смогли бы сочетать в себе таланты кольцевого и раллийного гонщика, но таких допущений требовал образ создания пилота-романтика. В 1963 году Генри Форд дал задание компании Lola на постройку собственного гоночного автомобиля, который смог бы побить Ferrari в самой известной европейской гонке – 24-часовом марафоне Ле Ман. Поэтому нет ничего удивительного, что в фильме напрямую не называется победитель гонки. Лишь упоминают о дисквалификации Mini, и намеками дают нам понять, что победителем стал Жан Луи Дюрок на Ford, что совершенно не соответствует действительности. На самом деле в те годы Mini Cooper не оставляли соперникам никаких шансов на победу. Они первенствовали в Монте Карло в 1964 и 65 годах, а также уверенно победили и в 67-м. За всю свою историю участия в ралли Монте Карло компания Ford побеждала в этих гонках неоднократно. Первые победы пришли еще до войны: в 1936 и 38 годах здесь лидировал Ford V8, затем был разовый успех модели Zephyr в 1953 году. Вновь вернуться на верхнюю ступеньку Ford смог только в 1994 и 96-годах на модели Escort RS, в 2006 - на Focus РС. В 2010 году вместо WRC, ралли Монте Карло проводилось в рамках чемпионата IRC, и на нем вновь победил Ford, но на этот раз на модели Fiesta S2000. Более подробно о ралли Монте Карло можете прочитать в статье посвященной 100-летию этой легендарной гонки.
Love story
Mustang
Этот дорожный спорткар с первого же дня просто взорвал американский рынок. Представленная 9 марта 1964 года модель за неполный год была продана в Америке тиражом в 263 тысячи экземпляров. Базовым для Mustang стал 170-сильный 6-цилиндровый мотор объемом 2,8 литра, который вскоре увеличили до 3,2. А легендарный гонщик Карролл Шелби наладил выпуск машин с двигателями V8 мощностью до 270 л.с. в атмосферном варианте и до 430 л.с. с компрессором. Важно оговориться, что вплоть до 1972 года в Америке не существовало единого стандарта расчета мощности моторов, и производители порой изрядно преувеличивали возможности своих агрегатов. Причем, в случае с компрессорными моторами расхождения с реальными показателями порой превышали 100 л.с. Но даже 300-сильный мотор под капотом легкого заднеприводного автомобиля, не избалованного настроенным рулевым механизмом и подвеской, был достаточно грозным и опасным сочетанием.Ford vs. Ferrari
Одновременно с подготовкой к производству модели Mustang Генри Форд получил достаточно жесткий отказ от Энцо Феррари, с которым была почти достигнута договоренность о покупке Фордом компании Ferrari. Стороны договорились о цене автомобильного подразделения, но не сошлись в вопросах развития гоночной конюшни Sсuderia. Энцо настаивал на участии в Американских гонках Инди-500, а Форд, желая избежать внутренней конкуренции, настаивал на отстранении Энцо от дел в приобретаемой фирме. В итоге сделка была разорвана, а Форд потерял несколько миллионов долларов, потраченные на оценку компании, пообещав отомстить заносчивому итальянцу на его же поле.GT40
Первые прототипы Ford GT вышли на старт в 1964 году, но, как и показано в фильме, первые годы компанию ждали неудачи. В 64 и 65-м годах машины участвовали в Ле Мане, но сходили из-за поломок и аварий. Один из экипажей лидировал несколько первых часов гонки, но затем действительно попал в аварию, хотя и с менее тяжелыми последствиями, чем сказано в фильме. Победы в те годы праздновал Энцо Феррари, который в период с 1949 до 1965 год первенствовал в Ле Мане восемь раз. После ряда доработок фордовский болид получил индекс GT40, что указывало на высоту машины в дюймах и составляло всего 1 м и 2 см. В итоге, пилот в машине практически лежал, но этим достигалось минимальное аэродинамическое сопротивление, так важное на скоростной трассе в Ле Мане. И только летом 1966 года Ford впервые смог выиграть в Ле Мане, а затем закрепил свое лидерство еще тремя победами подряд в 67, 68 и 69 годах. Но «Мужчина и женщина» вышел на экраны в начале 1966 года, и этот успех не нашел своего отражения в фильме. Кстати, для поклонников Ford GT40, которые не готовы выкладывать миллионы долларов за раритетные образцы гоночных машин, построенных в те годы, сейчас существует множество фирм по обе стороны Атлантики, которые строят реплики GT40, почти не отличающиеся от оригинала. И цена получается приемлемая: от 40 до 60 тысяч долларов, в зависимости от типа двигателя. Вот только дорожную сертификацию такие машины не проходят - их можно использовать только на гоночной трассе или хранить в музее.
Мечта автопутешественника
Значительную часть фильма герои Лелуша проводят не на гонке, а просто в дороге. Но путешествие из Парижа в Довиль протяженностью около 200 км сложно назвать дальним вояжем, это скорее загородная прогулка к берегам Северного моря. На этом фоне пробег из Монте Карло в Париж, который за одну ночь сделал Жан Луи Дюрок – настоящее достижение. Кратчайший маршрут через Альпы превышает 900 км, и одолеть его в одиночку за ночь даже сейчас под силу только очень опытному водителю, которого и играет Трентиньян.
Если не слишком торопиться и заложить на путешествие из Монте Карло в Париж хотя бы два световых дня, то от этого маршрута и сейчас можно получить колоссальное, как драйверское, так и эстетическое наслаждение. А для тех, кто побавиается гор и предпочитает путешествовать по равнинам, маршрут можно немного сместить на запад, обогнув Альпы через городок Авиньон. В любом случае, этот трансфранцузский маршрут не зря считается одним из самых интересных автомобильных путешествий на планете. Он того стоит! Эпилог
Возвращаясь к началу нашего рассказа о роли автомобиля в фильме «Мужчина и женщина», нельзя не признать, что Клод Лелуш смог предугадать ход развития истории. Да, сейчас автомобили стали более доступными, лучшие из них по-прежнему не потеряли своего романтического назначения. Все мы отлично знаем, как приятно бывает рядом с любимым человеком уехать далеко в ночь. Делить скромное жизненное пространство и все дорожные приключения только на двоих и лишь изредка покидать машину, чтобы за считанные минуты восполнить запас бензина и снова двинуться в путь…