Toyota Corolla/Auris: если хочется верить в чудо
Еще свежи в памяти времена, когда «тойотовская» эмблема на решетке радиатора фактически гарантировала очередь из страждущих автолюбителей. Однако рынок меняется, а вместе с ним и приоритеты покупателей.
Полная версия Так Corolla с Auris оказались вовлечены в бурный водоворот рыночных пертурбаций: эти автомобили успели побывать и в лидерах, и едва не выпасть из топ-десятки «гольф»-класса. И хотя сегодня, на пятом году после дебюта, Toyota постепенно возвращает себе народную любовь, нетрудно заметить, что японцы продолжают спекулировать на лояльности покупателей. Все действительно привыкли думать… Нет, скорее сами японцы всех приучили к мысли, что именно Toyota делает самые надежные автомобили в мире и, благодаря этой «аксиоме», активно стригут купоны с благодарных потребителей. Другим маркам приходится прилагать огромные усилия, чтобы убедить покупателей в необходимости приобретения именно их машин. Кто-то борется за электорат при помощи яркого дизайна, кто-то предпочитает покорять отменными ездовыми качествами, а кто-то активно эксплуатирует демпинг. Но когда в 2007-м появились седан Corolla и технически тождественный ей хэтчбек, нареченный собственным именем Auris, покупателей не надо было приглашать дважды. Машины расходились как горячие пирожки – по пять с лишним тысяч в месяц! Лучшими показателями в «гольф»-классе могли похвастать лишь заметно более доступные Focus и Lacetti. Однако позже разразилась финансовая буря, и даже магия эмблемы не могла заслонить собой резкий рост цен. Corolla, которую летом 2008-го отдавали за 494 тысячи, к началу 2009-го подорожала на 150 тысяч. Продажи упали почти вчетверо! К чести японцев надо заметить, что они не сидели сложа руки. К лету 2010-го у нас появились рестайлинговые Corolla и Auris, которые не только посвежели лицом и кормой, но также избавились от капризного «робота», сменив его на более надежный 4-ступенчатый «автомат». А главное – они существенно подвинулись в цене! И результат не замедлил сказаться. Да, до прежних рекордов пока далеко, однако позитив налицо: дилеры передают новым хозяевам по 2,5 тысячи машин в месяц. Более дорогая «Элеганс плюс» интересна прежде всего климат-контролем и полным набором средств безопасности. Но такие машины идут исключительно на «автомате», и будучи окрашенными металликом, стоят за 800 тысяч и выше – это, пожалуй, чересчур для народной машины «гольф»-класса. Наконец, топ-версия «Престиж» с обязательной АКП – это заоблачные 835 000 рублей за седан или 878 500 за хэтч. Таким образом, за свой «гольф»-класс Toyota просит на 6–8% больше, чем стоит Mazda3 в аналогичной комплектации. Примерно такой же окажется разница с Lancer, если его дооснастить до уровня Toyota. В принципе, это нормально: Corolla и Auris во всем мире стоят чуть дороже японских и некоторых европейских одноклассников. Неоправданно дорогими выглядят лишь версии «Элеганс плюс» и «Престиж»: за схожие деньги в «гольф»-классе можно прицениваться к представителям престижных марок. Более того, располагая суммой почти в 900 тысяч, вы наверняка не сможете не обратить внимания на Camry 2,4, которая располагается двумя классами выше, а стоит от 949 тысяч. Неудивительно, что богатые версии Corolla и Auris на нашем рынке особо не жалуют. Главная загвоздка выбора машины заключается не только в цене, но в и отношении дистрибьютора к покупателю. Ведь комплектация с достойным уровнем безопасности сочетается только с «автоматом». Если же вы присматриваетесь к «механике», забудьте о дополнительных эйр-бэгах, «климате» и прочих полезностях с приятностями. Увы, в Toyota подобная ситуация с годами не меняется, а поклонникам марки остается лишь смириться с данностью. Однако по качеству материалов и уровню инженерной проработки деталей салон остался столь же невыразительным, как и 5 лет назад. Если у Mazda и Nissan в последнее время даже бюджетные модели внутри выглядят дорого (загляните в «Матрешку» или «Ноут»), то в Corolla ощущаешь себя словно в номере добротного 3-звездочного отеля – особенно в тех версиях, которые стоят более-менее приемлемых денег. Вроде и аккуратно все, и мебель новая, и телевизор современный – но… Ощущение бюджетного подхода вас не покинет ни на минуту. Auris адресовали Европе и, похоже, к подбору материалов внутреннего убранства подошли более ответственно: салон хэтчбека чуть ярче, удобнее, веселее. И дело не только в парящей центральной консоли, на которую водрузили рычаг переключения передач. Только в Auris отделка дверных подлокотников не дешевеет пластиком, но облагорожена черной тканью с аккуратной прострочкой – на такую приятно облокотиться. Да и дверная ручка здесь – не простецкая выемка в подлокотнике, как у Corolla, а ухватистая рукоятка с отделкой под алюминий. Из-под воздуховодов по краям передней панели можно выдвинуть подстаканники, коих седан лишен. Наконец, благодаря черному, а не серому пластику в обрамлении магнитолы и климат-контроля, а также нашивкам из рифленого кожзама на козырьке приборов и крышке перчаточного ящика интерьер хэтчбека выглядит респектабельнее. Что же касается простора и удобства посадки, то Corolla вполне гостеприимна для четверых ростом до 185 см. В Auris запас по высоте больше еще на 5 см. Высокие дверные проемы обеспечивают легкий доступ к удобному дивану, а места в ногах хватает с запасом. И лишь те, кто вымахал выше 190 см, будут подпирать головой крышу. Втроем же сзади будет неуютно по причине скошенных стоек кузова. Но с приборами японцы перемудрили. За русскоязычное меню компьютера, конечно, спасибо. Однако управление им организовано не слишком удобно: меню перелистывается кнопкой на приборной панели, хотя куда сподручней это делать клавишей на руле или с помощью подрулевого переключателя. Да и сами приборы воспринимаются не лучшим образом: их шкалы перегружены жирными рисками и круговой оцифровкой. Обзорность… С одной стороны, высокая посадка и хорошие зеркала позволяют уверенно чувствовать себя в потоке. Однако массивные передние стойки перекрывают значительные угловые секторы, а заднее стекло частично загорожено подголовниками. В Corolla, как и у большинства современных седанов, кромка кормы визуально не прощупывается, а в Auris мешают широкие задние стойки. Так что парктроник обеим машинам не повредит. Но Toyota не предлагает его даже в топовых версиях – придется устанавливать «ультразвук» у дилера. И все же шустрить в поворотах мы бы не рекомендовали. По мере приближения к пределу у автомобиля появляется явная склонность к заносу. Причем, плавное скольжение кормы переходит в срыв довольно резко и неподготовленного водителя может застать врасплох. В принципе, проблему можно было бы решить установкой системы стабилизации. Она предусмотрена, но в России почему-то не предлагается. Если же не зацикливаться на экстремальной езде, машина на ходу действительно производит очень приятное впечатление. С ручной 6-ступенчатой «механикой» она почти безупречна, хотя для более активного драйва не помешали бы ходы покороче. А вот с 4-ступенчатой АКП живется не так гладко: уже после 70–80 км/ч набор скорости оставляет желать лучшего. Когда вы сбрасываете ход, упираясь в попутный грузовик, оперативно набрать прежнюю скорость уже не сможете. К тому же при переходах в кик-даун «автомат» заметно запаздывает. Но главное – характеристики мотора таковы, что максимум крутящего момента вынесен к 5200 об/мин, в то время как с АКП удобнее ездить на гораздо более низких оборотах. Кроме того, любители погонять за пределами правил должны учесть, что на 140 км/ч и выше Auris начинает демонстрировать парусность кузова: боковой ветер и пролетающие по встречной фуры заставляют подруливать. К слову, Corolla этого недостатка лишена – спасибо более длинному приземистому кузову с меньшим коэффициентом аэродинамического сопротивления. Но по всем прочим параметрам багажник 5-дверки предпочтительней. Здесь почти вдвое шире проем. Кроме того, складывая часть спинки дивана, хэтчбек ниже преклоняет подушку, благодаря чему образуется ровная площадка размером метр на полтора, а общий полезный объем возрастает до 1335 л. В Corolla при складывании дивана на полу образуется внушительная ступенька. Еще хуже, что по внутреннему обустройству багажник такой же бюджетный, как и салон – с благородными недрами Auris не сравнить. Дешевые серповидные петли крышки съедают объем и мнут поклажу, а на крышке не предусмотрена ручка. Внутренняя же обивка, как и напольный коврик, напоминают вырезанные ножницами листы гофрокартона.