Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Lada Granta: тонкая настройка

Отгрузка товарных образцов Lada Granta начнется лишь в конце года, но нам уже сейчас удалось проехать на предсерийном экземпляре и выявить особенности поведения главной новинки российского автопрома
Полная версия

В мае этого года (см. ГЗР, №9) мы уже поведали нашему читателю множество подробностей о Lada Granta: зачем проектировали этот автомобиль, какие устаревшие модели он заменит в линейке АвтоВАЗа, как создавалась машина. А, главное, мы постарались передать ощущение перемен, посетившее нас три месяца назад в Тольятти – тогда публике показали новую модель, выставленную в дизайн-центре автозавода. Впервые за много лет представленный нам продукт произвел крайне благоприятное впечатление. Стало ясно, что вазовцы при участии Renault сделали качественный автомобиль «за свои деньги». Остался, пожалуй, самый интересный и наиболее важный этап – узнать, как ведет себя Granta на дороге.

Как мы ее рисовали

В рубрике «На подходе» наш художник несколько раз прикидывал, как будет выглядеть новая вазовская модель. Согласитесь, что мы попали «в яблочко»: «живая» машина отличается от наших фантазий лишь в мелочах! То же самое можно сказать и об интерьере – разве что дефлекторы вентиляции в центре приборной панели конструкторы тоже решили взять от Renault Logan.

В ОЖИДАНИИ ЧУДА

Конечно же, приятно быть журналистом, которому менеджеры АвтоВАЗа доверили первый тест своей, без преувеличения, премьеры десятилетия! По такому случаю руководство вновь командировало меня в Тольятти – здешний полигон как нельзя лучше подходит для проверки российского народного авто. Подъездные пути сюда – как и везде в России: выбоины, потрескавшийся асфальт, поперечные вздутия от времени – в общем, печальная, знакомая каждому соотечественнику картина.

Итак, в основе проекта Granta лежит капитально модернизированная «Калина». Достоинства и недостатки «донора» мы знаем. В плюсах – относительно современные силовые агрегаты, прочно сваренный и неплохо собранный кузов. Минусы также очевидны – дизайн из прошлого века, интерьер, сделанный явно безо всякой любви к покупателю, неказистые на вид и ощупь отделочные материалы. А главное – «Калину» жестко потряхивает на неровностях, она грешит избыточной поворачиваемостью, с которой приходится бороться с помощью «длинного», малоинформативного и очень легкого руля.

В Granta сажусь с волнением: могут ли наши нынешние конструкторы сделать хорошую машину? Интерьер собран весьма неплохо, хотя весь пластик, естественно, жесткий. Нет очевидных эргономических косяков, присущих Renault Logan. Почему я о нем вспомнил?.. Конечно! Круглые дефлекторы вентиляции взяты от французской машины. Кроме того, это ближайший зарубежный аналог и прямой конкурент.

Аккуратный трехспицевый руль удобно ложится в руки. Но почему у коробки такой тугой механизм переключения передач? Да и с избирательностью не все хорошо. Неужто опять по части инженерии нововведения оказались декларированными?

ОТЛЕГЛО

Уфф, слава богу! С первых же метров стало ясно, что над шасси потрудились основательно. Рулевой механизм создает приятную тяжесть: с удовольствием начинаю выписывать виражи, постепенно прибавляя скорость и чувствуя, как Granta с легким сопротивлением следует моим указаниям. Правда, по-прежнему несколько не хватает обратной связи с дорожным полотном, но уже не в той степени, как это было у донора. Кроме того, машина стала ощутимо меньше крениться и значительно точнее придерживаться заданной траектории. А какая стабильность на дуге! Склонности к заносу, которая была свойственна «Калине», как не бывало! Неужели это сделали российские инженеры? Или Granta, так же как и «восьмерка», ездила на переделку в Штутгарт – к специалистам Porsche? Что, нет? Просто чудеса! В общем, в очередном повороте я уже понимаю, что Logan по сравнению с новинкой из Тольятти – не недосягаемый ориентир, а всего лишь равный соперник.

ПО ПУТИ ЭКОНОМИИ

Вазовцы говорят, что все решения, реализованные в Granta, простые и давно известные. Однако работы осложняло то, что приходилось идти по «бюджетному» пути: руководство завода не выделило денег на разработку оригинальной платформы, пришлось улучшать «калиновскую». Например, любой автомобилист знает, что чем больше кастер, то есть угол наклона оси поворота колеса, тем охотнее оно во время движения стремится вернуться в исходное положение. Казалось бы, в чем проблема? Но при увеличении кастера шины начинали цеплять арки. Выйти из положения помогла верхняя опора со смещенным назад креплением стойки фирмы «Анвис Рус» (не обошлось все-таки без немецкой помощи).

Увеличили диаметр переднего стабилизатора (как мы помним, его задача – повышать угловую жесткость подвески, что опять же нужно в поворотах). На всякий случай изменили и его конфигурацию: у «Калины» он огибал выпускной тракт, а на Granta проходит непосредственно под трубой.

Еще одно долгожданное изменение: наконец-то водитель будет меньше крутить руль. Теперь на модификациях с усилителем ставят «короткие» рейки – от упора до упора всего 3,1 оборота! Правда, на самом бюджетном варианте все же оставили прежние четыре «круга». Интересно, что пока инженеры не окончательно определились с усилителями – исследуют особенности корейского узла от Mando. С ним спорит отечественная «Автоэлектроника». Впрочем, оба механизма выгодно смотрятся на фоне усилителя «Калины»: и электромоторы мощнее, и прошивка куда как прогрессивнее!

Порадовала подвеска. Наконец-то российская машина разучилась доносить до сидящих в салоне каждый камушек, каждый сучок, попавший под колеса. Успешно справляется новинка и с препятствиями покрупнее: водитель чувствует только толчки (пусть и довольно ощутимые), но от жестких ударов не осталось и следа! Но такой комфорт просто так не получить. Чего стоила эпопея с подбором характеристик резинометаллических шарниров! На Granta они будут оригинальные – в рычагах подвески и кронштейнах растяжек. Инженеры пришли к выводу, что использовавшиеся на прежних «Ладах» сайлент-блоки недостаточно жесткие: угол гистерезисного невозврата у них вдвое больше, чем у большинства современных иномарок (3 градуса вместо 1,5), – вот, оказывается, в чем крылись недостатки курсовой устойчивости! В Granta угол невозврата уменьшен до 2,2 градуса, и, по словам разработчиков, это не предел.

Новые сайлент-блоки получила и задняя подвеска, равно как и амортизаторы с лучшими, чем у «Калины», характеристиками. А вот пружины из экономических соображений пришлось оставить прежними. Впрочем, разработчики уверяют, что имеющихся изменений более чем достаточно, чтобы почувствовать разницу в управляемости.

НА 9000 ДОРОЖЕ

Подчеркну, что я ездил на предсерийном автомобиле, но уже сейчас понятно, что Granta заслуживает того, чтобы считаться новой моделью, а не просто модернизированной «Калиной». Новинка олицетворяет собой существенный шаг вперед. А с учетом того, что стоить она будет дешевле своего прародителя (хотя в очередной раз мой прогноз сбылся – озвученная базовая цена, как я и предполагал, выросла с  220 000 руб. до 229 000), можно быть уверенным, что звание бестселлера ей обеспечено. Во всяком случае в нашей стране...

Безопасность

Именно эта небольшая иллюстрация, как ни странно, наиболее точно объясняет смысл всей истории создания модели Granta. Ведь она предназначена в первую очередь для замены 40-летней вазовской классики, не укладывающейся уже ни в какие нормы по пассивной безопасности. Потенциал же силовой структуры кузовов Kalina и соответственно Granta довольно высок. Правда, конкретные результаты виртуальных и реальных краш-тестов завод разглашать не спешит

Итог

– Granta современна, насколько вообще может быть современным автомобиль, построенный на «калиновской» платформе и с ее же силовой структурой кузова. Уверен, что дело не столько в вазовских инженерах, дизайнерах и технологах – и при создании «Калины», и при проектировании «десятого» семейства они предлагали отличные идеи, – сколько в нынешнем топменеджменте. Именно руководство решает, «кроить» или нет на материалах и современных технологиях. Хорошо, что впервые за минувшие лет 20–25 «верхушка»  АвтоВАЗа выбрала путь «разумного качества».

Виктор Фомин, главный редактор

Подпишитесь на «За рулем» в

12.09.2011
Поделиться: