Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Nissan Cabstar на российском рынке

На вторичном рынке этот легкий грузовичок – редкая птица, и немудрено: официально Nissan Cabstar стали продавать в России совсем недавно, с конца 2008 года.
Полная версия

Nissan Cabstar

По данным аналитического агентства «Автостат» (см. таблицу), в общероссийском парке числится всего около тысячи таких машин, что, очевидно, меньше реального их количества. Ведь большинство автомобилей Nissan Cabstar оборудовано спецкузовами (промтоварными фургонами, рефрижераторами) или спецнадстройками вроде автовышек, а по давним, еще советским правилам их изготовители меняют марку автомобиля на собственную. В результате многие из ввезенных импортером машин с всемирно узнаваемой эмблемой бесследно исчезают на просторах одной шестой части суши и документально возрождаются уже под марками, известными лишь узкому кругу специалистов. Например, «МПЗ», «Технополис» или «Мосдизайнмаш». А базовые шасси фигурируют в ПТС лишь в графе «Особые отметки», поэтому их модели не отражены в статистике. Есть и объективные причины скромного объема парка Nissan Cabstar. Во-первых, этот малотоннажник занимает в общей структуре спроса достаточно узкую нишу.

Полная масса машины – 3,5 тонны, а самых ходовых в этом классе модификаций с цельнометаллическими фургонами не предусмотрено. Во-вторых, минимальная цена нового автомобиля – 1,2 миллиона рублей, что на треть выше, чем, например, равного по грузоподъемности FIAT Ducato, поэтому не вникающий в технические подробности покупатель чаще делает выбор не в пользу «японца». И в-третьих, в азиатской части России вместо подержанных автомобилей Cabstar покупают и ставят на учет аналогичные автомобили Nissan Atlas с внутрияпонского рынка. Таких праворульных в России гораздо больше, чем экземпляров европейской сборки. Тем не менее подыскать достаточно свежий леворульный Cabstar труда не составит.

Модификации

Nissan Cabstar – экспортное название легких грузовиков бескапотной компоновки семейства Atlas, ведущего родословную с 1973 года. Конструктивно – рамное шасси с продольно расположенным силовым агрегатом, 5-ступенчатой механической КП, балочным задним мостом типа «банджо» на рессорах и независимой передней подвеской с поперечными рычагами и продольными торсионами. То есть типично «пикапная» схема, как у ближайшего родственника – Nissan NP300. До 1984 года фирма экспортировала свои малотоннажники из Японии на все континенты под именем Datsun Cabstar (напомним, эту марку «положили на полку» до лучших времен в 1986-м), а по внутризаводской номенклатуре модель называлась F22. В 1992 году ее сменила F23 – главным отличием в экстерьере стали прямоугольные блок-фары вместо четырех круглых. Потом были 14 лет мелких модернизаций, пока, наконец, в 2006 году фирма не представила современную модель F24 c большими, вытянутыми по вертикали блок-фарами. За это время в истории самой Nissan Motors произошло немало судьбоносных перемен, в частности, основным внеяпонским производителем грузовичков Cabstar стал завод Nivisa в испанском городке Авила близ Мадрида. Nissan приобрела это предприятие еще в 1987-м у местной фирмы Ebro, выпускавшей там малотоннажники полукапотной компоновки с несущим кузовом.

Японцы, переименовав все семейство грузовичков в Nissan Trade, продолжали их собирать в Авиле еще добрых 17 лет – до 2004 года. Но в 1998-м, решив, что цельнометаллических фургонов на европейском рынке и без них хватает, организовали параллельное производство малотоннажников на уже своей собственной платформе – гораздо более прочных и выносливых рамных бескапотников семейства Atlas Cabstar. В конструкцию F23 внесли ряд адаптационных изменений, создав самостоятельную, чисто европейскую модель TLO. Азиатская передняя подвеска на продольных торсионах c почти линейной характеристикой упругости не лучшим образом вела себя при темпераментной езде по аппеннинским и пиренейским серпантинам. С новой – на поперечной двухлистовой рессоре с прогрессивной характеристикой – Cabstar стал куда лучше держать дорогу. Иная гамма двигателей, иные комплектации, и никакой восточной экзотики вроде крошечных 12-дюймовых колесиков на заднем мосту, модных на городских грузовичках в самой Японии. Отличия от чистокровных японок были и в дизайне кабины – если азиатская версия F23, пережив рестайлинг, взглянула на мир раскосыми глазками, то европейская (ее так и назвали – Cabstar E) оставалась с прямоугольными фарами вплоть до смены модели. Большинство подержанных машин в европейской части России – именно испанские TLO возрастом 6-12 лет, они же в основном и представлены у нас на вторичном рынке. Официально модель TLO, как и F23, в Россию не поставляли.

Наличие гидроборта, если он вам нужен, большой плюс подержанной машины

В 2004 году европейский Cabstar слегка обновили: убрали букву Е из обозначения, поставили новую решетку радиатора с четырьмя окнами вместо трех, сменили гамму двигателей и коробку передач – появился лючок для установки КОМ. В перечне модификаций – версии с колесной базой трех вариантов: 2500, 2900 и 3400 мм, и полной массой пяти вариантов: 2800, 3200, 3400, 3500 и 4500 кг. Две последние относятся к тяжелой серии с двускатными задними колесами. Машины легкой серии бывают только с однорядными трехместными кабинами, 3,5- и 4,5-тонные – как с однорядной, так и с двойной четырехдверной на 6 мест. Последняя недоступна с самой короткой базой.

В гамме двигателей испанского Cabstar первоначально было три четырехцилиндровых дизельных агрегата: 75-сильный 2,4-литровый верхневальный «атмосферник», взятый от минивэна Nissan Serena, 3-литровый штанговый с турбонаддувом и интеркулером мощностью 107 л. с., унаследованный от семейства Trade – оба с механическим впрыском, и появившийся чуть позже 90-сильный 2,7-литровый с электронноуправляемым ТНВД – такой же, как на внедорожнике Tеrrano II, только без интеркулера. Все моторы – местной испанской сборки с принадлежащего компании Nissan Motor Iberica S.A.,  мадридского завода. После рестайлинга 2004 года остались только 3-литровые двигатели с двумя настройками мощности: 105 и 125 л. с. На европейском вторичном рынке можно изредка встретить мелкосерийный Nissan Cabstar 4х4 с трансмиссионным агрегатом (КП в едином блоке с цепной «раздаткой») от праворульного Nissan Atlas.

В трехместной кабине простора достаточно, а напольный рычаг переключения передач не помешает водителю входить и выходить через правую дверь

В Японии автомобили семейства Atlas – Cabstar начиная со стартового 1973 года собирала и продолжает поныне собирать принадлежавшая Nissan Motors дочерняя компания Nissan Diesel, в 2010 году ее переименовали в UD Trucks. Как известно, еще с 1999 года все это японское хозяйство скопом стала прибирать к рукам корпорация Renault S.A., формально же UD Trucks принадлежит Volvo Group, которую французы как крупнейшие акционеры контролируют. Помимо сборки в Японии UD Trucks выпускает малотоннажники семейства Atlas – Cabstar в Таиланде, для рынков азиатских стран. Причем на некоторые из них машины идут под маркой Samsung (она тоже принадлежит Renault – естественно, только автомобильная). В леворульной комплектации и с рекордным по объему 4,7-литровым дизелем, а также автоматической КП фирмы Aisin машины предпоследнего поколения F23 поставляли в США под маркой UD – до 2010 года. В России такую не найти днем с огнем, но если ради этого съездить в Америку…

Мнение

Константин Лаврентьев, начальник транспортного отдела компании «Восток-Запад Столица», Москва

– Основной профиль работы нашей компании – продажа и поставка продуктов для ресторанов, отелей и предприятий общественного питания. В автопарке – несколько десятков мало- и среднетоннажных автомобилей, из них 40 единиц Nissan Cabstar – шасси с изотермическими кузовами на шесть европалет, оборудованных термоустановками. Десять автомобилей 2012 года выпуска только что получили, остальные тридцать – 2010-го и 2011-го годов выпуска уже успели пробежать у  нас по 70-80 тыс. км. Никаких дорогостоящих узлов пока ремонтировать не приходилось – меняли только «расходники» при ТО. На пяти машинах заменили по гарантии приемную трубу глушителя – из-за отсутствия гофрированного сильфона она рано или поздно ломается. При работе с полной нагрузкой показали себя не лучшим образом «родные» шины марки Continental. Поставили на несколько автомобилей шины Tiger Cargo Speed (Словения) – служат без нареканий.

В целом автомобилями Nissan мы довольны и постепенно заменяем ими отработавшие свое малотоннажники Hyundai Porter. При покупке в лизинг разница в ежемесячных платежах несущественна, а в работе Cabstar показал себя более надежным. Кроме того, у него ниже эксплуатационные расходы – межсервисный пробег составляет 15 000 км против 10 000 у автомобиля корейской марки. Другие достоинства японского грузовика – просторная и комфортабельная откидная кабина с отличной обзорностью, а также дисковые тормоза всех колес.

Рычаги передней подвески опираются на края поперечной двухлистовой рессоры. Случаев ее поломки на памяти специалистов фирменного сервиса не было

Платформа F24 образца 2006 года стала глобальной – новую модель с минимальными конструктивными различиями стали выпускать и в Испании, и в Азии. Причем европейская премьера состоялась на год раньше японской. Но главное – было принято решение поставлять новый Cabstar испанской сборки в Россию. Реально машины пошли к нам на полтора года позже, чем в Европу – с конца 2008-го. Часть выпуска завода в Авиле сходит с конвейера под именем Renault Maxity – автомобили отличаются только эмблемой и оформлением решетки радиатора. Продаются они, разумеется, через дилеров французской марки и представлены в иных комплектациях.

Для модели F24 предусмотрены те же, что и для прежней TLO варианты колесных баз и полных масс. Грузоподъемность в зависимости от модификации – от 1623 до 2039 кг. Полностью обновлен дизайн кабины и сменилась гамма двигателей. Теперь фирма ставит на Cabstar современные 16-клапанные моторы с цепным приводом ГРМ, двумя распредвалами в головке блока и топливной системой Common Rail с компонентами фирмы Bosch. Это 2,5-литровый агрегат модели YD25 с настройкой мощности 110 или 130 л. с. и 3-литровый ZD30, развивающий 150 л. с. – точно такие же ставят на комфортабельные легковые модели Nissan. О том, насколько роскошен ZD30 для грузовика, можно судить по наличию в нем двух вращающихся в противоположных направлениях балансирных валов – не часто на коммерческой технике увидишь такую заботу о защите водителя от вибраций. Характеристики двигателей – в таблице. Коробка передач на машинах легкой серии – только 5-ступенчатая, на тяжелых бывает как 5-, так и 6-ступенчатая. Привод механизма переключения – двумя тросами. Редуктор главной передачи съемный, в зависимости от модификации автомобиля предусмотрено три варианта передаточных чисел. Опционно – дифференциал повышенного трения. Сцепление – с гидроприводом, рулевое управление – с реечным механизмом и угловым редуктором, тормоза – гидравлические с дисковыми механизмами на всех колесах (на моделях F23 и TLO задние – барабанные). Еще одно существенное отличие от машин прежних поколений – откидной сделана только однорядная кабина, а двойная теперь крепится к раме просто через подушки, что существенно затрудняет доступ к мотору. Люк под пассажирским сиденьем – неважная альтернатива откидной кабине, открывающей все агрегаты передней части шасси.

VIN-номер автомобилей Nissan Cabstar испанской сборки всегда начинается на VWA. На 7-9 позициях приведен код модели – TLO или F24. В торговом обозначении модификации (оно же – на шильдиках на дверях автомобиля) приведена округленная мощность двигателя и полная масса. Но алгоритм маркировки различается в зависимости от поколения. На Cabstar E выпуска с 1998 по 2004 годы вначале стояло значение мощности в лошадиных силах, а затем, через точку, полная масса в сотнях кг. Например, 90.32 – это 90-сильный автомобиль полной массой 3,2 т. После рестайлинга 2004 года стали указывать наоборот – вначале полную массу, и тоже в сотнях кг, а после точки – мощность. Но уже в десятках лошадиных сил. Например, 45.13 – это 4,5-тонная машина с мотором мощностью 130 л. с. Далее может быть зашифрована длина базы: SWB – короткая, MWB –средняя, LW – длинная. Если в конце маркировки стоит DC, то есть Double Cab, речь о четырехдверной кабине. Перечень модификаций для официальных поставок в Россию значительно уже, чем европейский, однако эти сокращения вполне логичны и оправданны. Зачем нам слабые моторы, если есть сильный?

Решено – только 3-литровый. К чему портить вид прайс-листа более дорогими версиями с 6-ступенчатой КП, если машина нормально тянет и с «пятиступкой»? А учитывая, что у нас любят не просто грузить по полной, но и перегружать, легкую серию с односкатниками нам просто не дали. А в тяжелой сертифицировали единственную версию 35.15. То есть де-юре это машины категории B, а де-факто – самый могучий в гамме 4,5-тонник, чья штатная полезная нагрузка 2 тонны. Впрочем, это все условно, поскольку большинство автомобилей Nissan Cabstar используются у нас со спецкузовами исключительно российских фирм-надстройщиков, которые устанавливают свою паспортную грузоподъемность. С 2008-го по 2011 годы для нашего рынка завод выпускал автомобили, отвечающие нормам Евро-3. В 2012 пошли «еврочетвертые». Для европейских стран двигатели, соответствующие Евро-4, начали выпускать еще во времена старой модели TLO. А современная F24 там идет с Евро-5 (то есть комплектуется сажевым фильтром) начиная с апреля 2009 года.

Пока немцы переводят свои малотоннажники на моторы с уменьшенным до 2 л рабочим объемом, Nissan Cabstar гордо демонстрирует 3-литровый агрегат

Где купить

На российском вторичном рынке подыскать подходящий для интенсивного коммерческого использования Nissan Cabstar можно – на сайтах предложений пусть и немного, но есть. Проще, если вы живете в Москве и Петербурге, где сосредоточено около 60% парка. Скромный объем рынка, увы, позволяет продавцам удерживать достаточно высокие цены – трехлетка порой стоит как новый переднеприводный малотоннажник французской или итальянской марки. Совсем свежие машины с мизерным пробегом – как новый Cabstar у дилера. Попробовать сэкономить можно, съездив по объявлению в отдаленный провинциальный городок, где такая, довольно дорогая для местных перевозчиков машина порой застаивается, не находя покупателя. Особенность Nissan Cabstar на фоне большинства прочих малотоннажников – большой запас по ресурсу основных узлов и агрегатов, а также приемлемые цены на запчасти – особенно если брать неоригинальные или доставляемые с Дальнего Востока, куда их завозят для «праворулек» Nissan Atlas и Isuzu Elf – многое подойдет и для европейского варианта. Вот почему не стоит обходить вниманием экземпляры выпуска начала 2000-х годов. Если за такой просят 300-400 тыс. рублей, можно смело брать и, вложив в него еще полмиллиона, получить практически новый автомобиль, который будет работать лет пять, потребляя из запчастей только «расходники».

Другой вариант – если чередой регулярных замен и ремонтов дорогостоящих узлов машину привел примерно в такое же стабильно рабочее состояние сам продавец. За такую ухоженную машины можно дать и 500-600 тыс. рублей. Довольно выгодной может стать покупка подержанного Nissan Cabstar в Европе – благо, их там продавали всегда. Да и ехать через весь континент поближе к заводу не придется: сутки на поезде, и вы в Германии – от обилия объявлений в глазах пестрит. Учитывая, что самые ходовые, прекрасно сохранившиеся четырех-, шестилетние  экземпляры в любом случае будут с сертификатом Евро-4 – а такие беспрепятственно пропускает наша таможня, – есть резон ориентироваться именно на них. При цене до 10 000 евро покупка с учетом растаможки заведомо выгоднее, чем в России. Специфичность использования Nissan Cabstar в Германии в том, что эти машины практически не ездят в челночном режиме между городами, как цельнометаллические фургоны или более крупнотоннажный транспорт.

Для большинства из них ни о каких стандартных 100 тыс. км в год речь не идет – отсилы 30-40 тысяч. Берут их в основном для работы с различными гидравлическими надстройками. Это и минисамосвальчики, снующие от фермы до силосной кучи, бортовики с КМУ, доставляющие пару раз в неделю новый электромотор для лифта взамен сгоревшего и т. п. Иначе говоря, машина в почти новом состоянии обойдется не в 1,2, а, скажем, 0,8 млн рублей. Другое дело, что на самостоятельную поездку в Европу надо решиться – не каждому это покажется приемлемым. Впрочем, у нас полно «перегонных» фирм, которые возьмутся привезти и растаможить автомобиль под заказ.

Раздаточная коробка полноприводной версии обеспечивает прямой выход на задний мост, и цепью – на передний

Мнение

Алексей Кирсанов, начальник цеха ТО и ремонта №2 компании «Пеликан-Авто», официального дилера Nissan Motors, Москва.

– Большинство автомобилей Nissan Cabstar, приезжающих к нам на обслуживание, находятся в хорошем состоянии – практически все они последнего поколения F24, официально представленного в России в 2008 году, а их пробеги редко превышают 150 тыс. км. То есть до какого-либо серьезного ремонта, тем более капитального, им еще далеко. Владельцы обращаются в основном по мелочам – электрика, замена сайлентблоков ходовой части и т. п. Случаи замен или ремонта дорогостоящих узлов довольно редки. Как правило, это связано с отказами топливной аппаратуры в зимнее время. Основная причина – заправка летним топливом с добавлением бензина. Результат – выход из строя ТНВД, форсунок.

Изредка меняем топливные рампы – установленные в них клапаны отдельно в запчасти не поставляют. В теплое время года применяемая на двигателе Nissan Cabstar аппаратура Bosch отказов практически не дает: проблема некачественного топлива, видимо, ушла в прошлое – во всяком случае, в Московском регионе. Признаков износа каких-либо деталей двигателя ни на одном из автомобилей пока не обнаружено. Также ни разу не приходилось что-либо делать с редуктором главной передачи и ведущим мостом. Не было ни одного случая неисправностей реечного механизма и углового редуктора рулевого управления. Разбирать коробку передач для замены шестерен, синхронизоторов и их муфт приходилось – грубое обращение с техникой со стороны водителей, увы, не щадит даже детали с большим запасом прочности. Сцепление на Nissan Cabstar весьма долговечно – даже в московских пробках оно служит не менее 100 тыс. км, а нередко приезжают машины с пробегом за 150 тысяч, и с «родным» сцеплением. Пожалуй, единственное, на что раньше сетовали владельцы, – поломка приемной трубы глушителя. На машины, выпущенные до 2008 года, завод ставил трубу без сильфона (гофрированной вставки) – как на всех модификациях для европейского рынка. Практика эксплуатации в России показала, что из-за особенностей нашего топлива выпускная система двигателя работает с повышенными вибрациями, а кроме того, знакопеременные нагрузки в приемной трубе увеличивает и езда по неровным дорогам. Как следствие – появление трещин в зоне приварки трубы к фланцу.

Специалисты  Nissan отреагировали на наши предложения модернизировать данный узел, и сегодня проблема снята. На машинах, выпущенных в 2007 году и ранее, мы заменяем приемную трубу бесплатно по гарантии. Владельцы послегарантийных автомобилей обычно врезают в выпускную систему сильфон самостоятельно. Что касается осмотра подержанного Nissan Cabstar перед покупкой, то я рекомендую обратить внимание на детали ходовой части: сайлентблоки подвесок, подушки и стойки стабилизаторов, амортизаторы подвески – их состояние легко оценить визуально даже неспециалисту. Вышеперечисленные запчасти сами по себе стоят недорого, да и работы по замене не сильно ударят по кошельку покупателя, однако срок службы этих деталей напрямую зависит от бережливости владельца. Если автомобиль перегружали или ездили с недопустимо высокой скоростью по плохим дорогам, более чем вероятен преждевременный выход из строя не только «расходников» ходовой части, но и гораздо более дорогостоящих деталей и узлов – от двигателя до рамы. Еще один явный признак регулярной езды с перегрузом – заметно больший износ внутренних краев протекторов шин передних колес.

Задний мост типа «банджо» удобен съемным редуктором. Впрочем, снимать его не приходится: он «вечный»

Смотри в оба

Если автомобиль относительно свежий, а история его эксплуатации первым владельцем прозрачна, осмотр перед покупкой сводится к минимуму – надо просто не проглядеть какого-либо аварийного дефекта. Плохо, если машину уже успели хорошенько «приложить» в серьезном ДТП – брать экземпляр с деформированной рамой не стоит. Поэтому горбы, трещины и волны на лонжеронах – сигнал к выбраковке данного варианта. Косвенным признаком былой аварии могут быть следы кузовного ремонта кабины. Разница в блеске эмали выдает перекраску, слой шпаклевки «почувствует» завернутый в тряпочку магнит. Отделите уплотнители дверей – возможно, там есть явно незаводские сварочные швы.

Колеса крепятся не привычными на «японцах» футорками, а по стандарту ISO - на общих шпильках

Скрытые проблемы с двигателем или коробкой передач могут быть следствием элементарного разгильдяйства «одноразового» водителя – на машинки категории В порой сажают кого ни попадя – если надо срочно что-то отвезти, а прикрепленный к этому автомобилю профессионал в отпуске или болеет. Перегрев мотора, «фрезеровка» шлицев муфт переключения КП, «поджог» диска сцепления – все это можно выявить, проведя диагностику в хорошо оснащенном фирменном сервисе или просто позвав на помощь опытного специалиста. Многое скажет цвет выхлопа прогретого мотора. Белый дымок – признак «льющей» форсунки: система Common Rail чувствительна к «бодяжному» топливу, а замена ее элементов влетает в копеечку. Все четыре форсунки вместе с работой по замене обойдутся почти в сотню тысяч рублей, а значит, именно такую скидку должен вам сделать продавец. Проехавшись по колдобинам, вы обязательно услышите посторонние шумы снизу – особенно когда колесо резко уходит в яму. Значит, требуют замены шаровые опоры передней подвески, стойки или подушки стабилизатора. Дефект пусть и недорогой в устранении, зато явный – вряд ли продавец будет упорствовать в торге.

Две аккумуляторные батареи, соединенные параллельно, помогут завести дизель и в суровую русскую зиму

Подпишитесь на «За рулем» в

15.11.2012
Поделиться: