Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Утилизационный сбор на грузовики

Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса РФ», а также Постановление Правительства РФ об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств. Как это скажется на цене ввозимых и производимых в РФ автомобилей, как изменится марочный состав парков?
Полная версия

ЗЕЛЕНЫЙ БАРЬЕР

Еще до вступления закона в силу мнения относительно его влияния на автомобильную отрасль и, в частности, на стоимость транспортных средств в связи с формированием новой системы утилизации разделились. У перевозчиков и дилеров появились опасения, что введение утилизационного сбора приведет к повышению  стоимости автомобилей. По мнению депутата Государственной думы Альфии Когогиной, никаких экономических оснований этого нет. Во-первых, аргументом против повышения цен является снижение импортных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации 23 августа 2012 года во Всемирную торговую организацию. В тот же день в РФ были введены новые, более низкие ставки таможенных пошлин. Установление утилизационных сборов компенсируется снижением размеров таможенных платежей. Более того, поскольку связи между введением сборов и таможенными пошлинами нет, в ряде случаев стоимость автомобилей должна уменьшиться. По подавляющему большинству моделей нагрузка на импортера останется неизменной.

Что касается российских производителей автомобилей – они могут вместо уплаты утилизационного сбора принимать на себя добровольные обязательства по последующей утилизации автомобилей. Следовательно, им не придется закладывать в стоимость автомобиля размер утилизационного сбора и повышать на него цену. К таким компаниям относятся и иностранные, осуществляющие на территории  Российской Федерации производство в режиме промышленной сборки. Однако всем компаниям, которые дают гарантии о последующей утилизации и таким образом освобождаются от уплаты сбора, придется вкладывать деньги в создание специализированных утилизационных мощностей. Здесь могут возникнуть сложности у мелких производителей, не имеющих своих мощностей утилизации.

Единственная категория транспортных средств, стоимость которых повысится, – ввозимые в Россию подержанные автомобили. На них установлены более высокие коэффициенты утилизационного сбора, чем на новые. Такая мера очень важна для Российской Федерации, поскольку защищает ее от автохлама, который хлынул бы к нам с 23 августа 2012 года в связи со снижением пошлин, чем был бы не только нанесен ущерб экологии и здоровью населения, но и негативно повлиял на приобретение современных транспортных средств. Такая мера ограничивает поток подержанных машин из других стран и призвана со временем полностью вытеснить их с российского рынка. Очевидно, она создает трудности для мелких компаний-перевозчиков, которые приобретают подержанные иномарки. Если этот сегмент авторынка прекратит свое существование, перевозчики будут вынуждены искать «разрешенные» подержанные автомобили, ставшие таковыми в России, а ввезенные новыми. При этом покупка новых машин и их последующее обслуживание обойдутся таким компаниям слишком дорого. Единственный реальный вариант для них – это специально продуманные для мелкого бизнеса лизинговые и другие финансовые программы.

Мнение

Владислав Печенин, генеральный директор управляющей компании «Мосдизайнмаш»

– В связи с введением утилизационного сбора как минимум на 2 месяца продажи нашей новой продукции, произведенной после 1 сентября текущего года, будут временно остановлены. Сегодня процедура взимания утилизационного сбора нам не совсем ясна. Под этот сбор попали даже карьерные самосвалы, которые не эксплуатируются на дорогах и не являются транспортными средствами. Полагаю, цены должны вырасти даже на продукцию российского производства, если за утилизацию надо платить сразу. При этом в других странах за утилизацию платят владельцы, когда подходит срок, и они имеют возможность зачесть часть стоимости с запчастей, которые могут быть проданы как б/у.

Процедура уплаты сбора с ввозимой в Россию техники также непонятна. Шасси ввозится без уплаты сбора. К нам обращаются за надстройкой. Мы как производители, выписывающие ПТС, рассчитываем этот сбор и переводим на счет ФТС. Далее мы должны получить отметку, что деньги ФТС получила. У кого ставить печать? В какую таможню бежать – где шасси растамаживалось или в ближайшую? Кто на таможне эти деньги будет искать и в какие сроки? Далее после получения отметки мы можем идти и просить ГИБДД выдать бланк ПТС. Что они еще от нас потребуют? Новых бланков ПТС нет. Опять же, мы пока не знаем, как выделять утилизационный сбор в бухгалтерских документах.

КМУ обслуживают организации, производящие их монтаж. Основные неисправности – это замена шлангов, которые изготавливаются многими компаниями, имеющими такое оборудование. Мы несколько лет предлагаем и будем продолжать осуществлять сервис и ремонт КМУ, но обращений немного.

Сегодня мы возобновляем производство надстроек на ГАЗ. Для этого заключен прямой договор с «Группой ГАЗ» о поставке нам шасси. Продолжаются переговоры с компанией DAF. Также мы планируем организовать сборку кузовов из готовых комплектов в городах, где производятся шасси. Это, в первую очередь, Санкт-Петербург (Scania, MAN) и Набережные Челны (Mercedes-Benz и Fuso).

Мнение

Артем Кожевников, начальник отдела маркетинга и рекламы «БАУ Мотор Корпорэйшн»

– Совместное российскокитайское предприятие БАУ-РУС является производителем  полного цикла, включая  производство рам и кабин начиная с 2009 года. По условиям постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870, производителям необходимо до 1 ноября текущего года создать сеть пунктов приема и утилизации, произведенных и впоследствии вышедших из эксплуатации транспортных средств. Мы уже создали такие пункты в порядка 70% субъектах РФ, наша компания завершает этот процесс, тем самым выполняя требования постановления. Благодаря этому введение утилизационного сбора никак не скажется на цене наших транспортных средств и тем более на работе предприятия. Мы планируем небольшое поднятие цен с 1 ноября, но оно связано с конструктивными изменениями, вносимыми в конструкцию автомобилей. Это увеличение ширины бортовых платформ и фургонов, дополнительное утепление кабин, установка обновленных зеркал заднего вида с электроподогревом.

Шасси выпускаемых автомобилей остается без изменений. Соответственно, стоимость запасных частей и технического обслуживания не увеличится.

ЦЕНА ЗАКОНА

Введение утилизационного сбора окажет влияние в первую очередь на ввоз и производство транспортных средств и лишь во вторую – на саму утилизацию и экологию.

Утилизационный сбор (УС) – это своеобразный налог на колесное транспортное средство, который платят импортеры при ввозе машин на территорию России. При этом для производителей, работающих на территории России, предусматривается освобождение от уплаты УС. Ставки УС и федеральный орган, отвечающий за его сбор, определяется Правительством РФ. Оплата УС дает гарантию владельцу транспортного средства на его бесплатную утилизацию, после того как оно исчерпает свой срок службы. Инициатором нововведения стало Министерство промышленности и торговли. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2012 г.

Утилизация машин – это отдельный серьезный бизнес, сложный, хорошо развитый на западе, который в России предстоит только развивать. Но нас, как стороны, выражающей интересы российских перевозчиков, УС интересует в качестве заградительной и защитительной меры.

Причин введения такого скрытого налога несколько, и лежат они в разных плоскостях. Безусловно, в первую очередь, речь идет о защите интересов отечественных производителей – прежде всего таких крупных, как ГАЗ, КАМАЗ и во-вторую – в определенной степени о преференциях для промсборки на территории РФ, которая получила широкое распространение. Симптоматична и дата вступления Постановления УС в силу – с 1 сентября 2012 г. Дело в том, что за неделю, то есть 23 августа 2012 г., Россия фактически вступила в ВТО, следовательно, ввозные таможенные пошлины на импорт, в том числе автомобили, начнут снижаться. Автомобильный хлам, который в Европе невыгодно и нельзя использовать как с экономической, так и экологической точек зрения, хлынет мутным потоком к нам – благо у нас «проходят» машины, потребляющие Евро-0 (не в крупных городах, конечно, но в регионах вполне). Напомним, как выглядит возрастной состав парка автотранспортных средств по различным сегментам (диаграммы 1). Таким образом, поскольку в грузовом сегменте парк машин на более чем 50% старше 10 лет, нашего автоперевозчика трудно напугать сверхподержанной иномаркой. А вопросы безопасности и экологии уходят на дальний план. Причем экологический урон в настоящее время – это 6% от общего количества смертей в год (80 тыс. человек), который происходит по причине загрязнения воздуха. Это больше чем смертность в ДТП и от туберкулеза вместе взятых. Так что свою заградительную функцию против старых машин УС должен выполнить, заставив наших перевозчиков «разлюбить» старые машины и уважать экологию.

Мнение

Егор Логвинов, начальник отдела маркетинга JAC Motors Rus

– На первую партию самосвалов JAC, поступившую в начале сентября дилерам в Москве, Новосибирске и Краснодаре, стоимость изменена не будет. В то же время после введения утилизационного сбора и снижения таможенных пошлин рынок коммерческой техники, в частности, китайской, претерпит изменения. Какие – будет ясно уже к концу текущего года. Стоимость запчастей и нормочаса при техобслуживании также в ближайшее время не изменится.

Введение УС в определенной мере можно считать компенсационной мерой против постепенной отмены ввозных пошлин, размеры и сроки которых были приведены в «Рейсе» №4-2012 г. (таблица 1). Но понимать УС как прямую замену пошлин, естественно, нельзя, так как у них разный способ формирования: если пошлины определяются в процентах, то УС устанавливается как фиксированные величины в зависимости от базовой ставки и корректирующих коэффициентов (таблица 2).

Мнение

Виктор Сорвин, заместитель директора торгового дома по реализации автомобилей в РФ «АвтоКрАЗ»

– Стоимость автомобилей для конечного потребителя автоматически повысится на сумму утилизационного сбора, а именно: 150 000 рублей х 2,9 коэффициент для ТС полной массы свыше 20 тонн, но не более 50 тонн. В итоге получается 435 000 рублей. При этом, если учесть, что с полной стоимости очищенного от импорта ТС будет взят НДС, общее для конечного потребителя удорожание составит 513 300 рублей. Что при «заводских» ценах на автомобили – в зависимости от их модели и комплектации – от 1 750 000 до 2 000 000 рублей составит от 25% до 30%.

На стоимости запасных частей в ближайшее время введение утилизационного сбора сказаться не должно, но в перспективе, в случае «поэтапного вытеснения» а/м КрАЗ с рынка, принимая во внимание соответствующее снижение объемов импортируемых в РФ запасных частей и, таким образом, повышение логистических затрат, распределяемых на единицу ввозимой продукции, стоимость запасных частей КрАЗ может повыситься (вплоть до спекулятивных цен при потере КрАЗом Российского рынка как такового).

На стоимость сервиса в дальнейшем окажет влияние повышение стоимости запасных частей.

Мнение

Олег Васильченко, пресс-секретарь Volvo Trucks Россия

– Компания Volvo освобождена от уплаты утилизационного сбора на грузовые автомобили, произведенные на нашем заводе в Калуге, поскольку мы заявили о начале строительства завода по сварке и окраске кабин и инвестируем в данный проект около 4 млрд рублей. Что касается цен на готовую продукцию, то они останутся стабильными и будут в первую очередь определяться спросом и рыночной конъюнктурой. Безусловно, в расчет также будут приниматься инвестиционные затраты Volvo Group по развитию местного производства и локализации компонентов.

На запасные части/компоненты пошлины при вступлении РФ в ВТО остались фактически неизменными, поэтому на расценках на техническое обслуживание данная ситуация скорее всего существенным образом не скажется.

Мнение

Виталий Македонский, исполнительный директор «Парис», официальный дистрибьютор Ozgul Trailer

– На стоимости прицепов утилизационный сбор никак не отразится. Соответственно, на конкуренции на рынке прицепов это никак не скажется. Полагаю, в связи с введением утилизационного сбора подорожают седельные тягачи импортного производства,  потому что на них распространяется постановление Правительства об утилизационном сборе. На новые тягачи полной массой до 20 тонн сбор составляет примерно 211 000 рублей,  что отразится на конечной цене тягача. Думаю, в связи с этим какое-то время будет небольшой спад продаж прицепов, так как сейчас людям нужно привыкнуть к тому, что стоимость тягачей поднимется.

Мнение

Александр Кузнецов, и. о. начальника отдела продаж «Мега Драйв»

– Наша компания не планирует изменять политику продаж и кардинально менять существующий принцип работы. С введением утилизационного сбора мы ожидаем небольшое затишье на рынке – такое всегда происходит после повышения цен на продукцию. Цены будут увеличены в соответствии с разработанной формулой к положению об утилизационном сборе. Это увеличение цены не будет касаться заводов-производителей автомобилей (шасси автомобилей), внесенных в реестр.

Сервисное обслуживание останется прежним: надстройку обслуживают авторизированные сервисные центры заводапроизводителя надстройки (или дистрибьютора в РФ). Автомобиль обслуживают авторизированные сервисные центры завода-изготовителя автомобиля (или дистрибьютора в РФ).

Пока изменения марок шасси под надстройки не планируется, хотя все будет зависеть от потребителя и ситуации на рынке. Каждый производитель и продавец подстраивается под покупателя. Спрос, как говорится, рождает предложение.

Мнение

Надежда Игнатова, PR-менеджер «Крайслер РУС»

– Утилизационный сбор, согласно новому законодательству, уплачивается импортером, если поставляется уже готовый автомобиль. В нашем случае это автомобиль FIAT Ducato с бортовой алюминиевой платформой. Если же на территорию РФ ввозится шасси для дальнейшего переоборудования, то утилизационный сбор уплачивается конвертером при получении ПТС. Компания, устанавливающая надстройки, может взять на себя обязательства по утилизации транспортных средств, но эти автомобили должны производиться в РФ. В этом случае производитель освобождается от уплаты сбора.

Введение утилизационного сбора привело к увеличению стоимости линейки легкого коммерческого транспорта в среднем на 5%.

В ближайшем будущем мы планируем расширить гамму шасси для переоборудования в связи с постоянно растущим спросом на продукцию этого типа. Сервисное обслуживание автомобилей осуществляют авторизованные дилерские центры FIAT Professional.

Такой способ определения УС позволяет сделать несколько важных выводов. Базовая ставка для определения УС за исключением эксклюзивных самосвалов не дифференцируется и составляет для всех транспортных средств 20 тыс. руб. Таким образом, подтверждается известный тезис: бедные в относительном выражении платят больше. Это касается недорогих машин, прежде всего, китайских, для которых соотношение УС к стоимости будет выше, чем у дорогих. А для дешевых машин (китайских, корейских) она сейчас достаточно высокая (диаграмма 2) («Рейс» №5-2012 г.). Следовательно, этот сегмент может существенно уменьшиться, а свято место, как известно, пусто не бывает…

Как нам кажется, для сохранения дешевого сегмента, востребованного потребителями, необходимо активизироваться отечественным производителям, и наиболее продвинутые это уже понимают.

Еще один интересный момент, касающийся дальнейшей судьбы ввозимых подержанных иномарок. Даже сравнение корректированных коэффициентов для новых и старых машин позволяет сделать вывод о том, что высокие коэффициенты для машин старше 3-х лет делают их ввоз невыгодным. А между тем согласно данным диаграммы 3 («Рейс» №4-2012 г.) в Россию было ввезено в 2011 г. более 16 тыс. подержанных иномарок и почти 3,5 тыс. автобусов. Объемы, согласитесь, немалые, тем более в стоимостном выражении (таблица 3). И если их дальнейший импорт станет невыгодным, то освободившуюся нишу (а потребность в этих машинах есть) могут занять отечественные производители, если вовремя оценят появившуюся возможность. Кстати, некоторые отечественные производители уже поняли, что надо работать в новых условиях. Это касается организации производств по сборке кузовов. И мнения производителя «Мосдизайнмаша», и представителей «Чайки-Сервис» свидетельствуют о том, что надстроечные производства будут развиваться. И здесь необходимо сделать пояснения. Дело в том, что, если ввозить шасси, покупая их по рыночной цене, производителю соответствующей надстройки за готовую машину необходимо уплатить УС. Возникает закономерный вопрос: а за счет каких средств уплачивать этот налог «живыми» деньгами? Производитель транспортного средства в случае покупного шасси прибыль имеет только с надстройки части, а УС должен будет уплачивать полностью за все транспортное средство. Выход из этой ситуации только один: возможность УС уплачивать не «живыми деньгами», а обеспечением гарантии уплаты, когда момент утилизации наступит. Как раз в принципиальном различии между уплатой «живыми деньгами» импортерами автомобилей и предоставлением гарантий по утилизации отечественными производителями состоят преференции и защита последних.

Мнение

Алексей Левашов, руководитель отдела продаж TATRA Группы компаний «АТТ» официальный дистрибьютор UDS, TATRA и IVECO

– Изменение стоимости транспортных средств можно проанализировать на примере нескольких позиций:

  • стоимость самосвала TATRA T158-8P5R32 6x6.2 снизилась на 4% (с учетом утилизационного сбора) за счет снижения таможенной пошлины;

  • стоимость седельного тягача TATRA T815-230N9T 8x8.1R увеличилась на 6% за счет утилизационного сбора, поскольку таможенная пошлина не изменилась;

стоимость экскаваторапланировщика UDS-114 на шасси TATRA увеличилась на 2,3% за счет утилизационного сбора (пошлина не изменилась); Стоимость автобуса IVECO Crossway 12M увеличилась на 3,5% за счет утилизационного сбора (пошлина не изменилась).

Таким образом, снижение цен произошло только по самосвалам.

Гарантии по утилизации от отечественных производителей принимаются в том случае, если вошли в реестр Минпромторга. Естественно, такие производители, как ГАЗ, КАМАЗ, могут и дали такие гарантии. А что делать мелким и средним, не имеющим и не представляющим своих возможностей утилизации? Им предлагается либо кооперироваться для создания предприятий по утилизации, либо присоединяться к тем, кто такими мощностями уже располагает. Решать и решаться необходимо в течение осени, так что времени совсем мало, поскольку «час Х», назначенный правительством, наступит 1 ноября 2012 г. Примером досрочного выполнения обязательств может служить деятельность совместного российско-китайского предприятия Бау-Рус (см. мнение начальника отдела маркетинга этого предприятия). Решение очень простое: если не хотим поднимать цену на машину из-за УС, то создаем центры по утилизации. И создали их в 70% субъектах РФ.

Введение УС благоприятным образом должно сказаться на уровне локализации при промсборке, повысить который по основным деталям пытаются очень давно. Дело в том, что если сборочное производство на территории России не включает таких операций, как сварка и окраска кабин и подобных им, то возможности получения гарантий по уплате УС у такого производства нет, так как оно не будет соответствовать тем требованиям по утилизации, которые действуют на территории РФ. И вот уже компания Volvo объявляет о строительстве нового завода полного цикла по производству кабин (см. мнение). Таким образом, есть реальный шанс перейти от локализованного производства резиновых ковриков и подфарников к производству «серьезных» деталей (кабин, двигателей, коробок передач). Перенесение производства кабин из Швеции в Россию обеспечит новые рабочие места, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, мультипликативный эффект производства повысит деловую активность в регионе.

Есть некоторые сомнения относительно высокой базовой ставки и коэффициентов применительно к большегрузным самосвалам, эксплуатирующимся в условиях бездорожья, которые в России не производятся. Из-за высокой стоимости и ограниченного характера использования их обычно берут в лизинг. Если уплату УС лизинговая компания будет перекладывать на лизингополучателя, то есть перевозчика, то эксплуатация таких машин с экономической точки зрения станет невыгодной. В самое короткое время необходимо решить этот вопрос.

Вернемся еще раз к данным таблицы 2. Так, для машин массой до 20 т ставка составляет 150 тыс. руб., коэффициент для новых 1,47, для трехлеток и более – 10,06. Таким образом, УС в первом случае составляет 220 тыс. руб., а во втором – 1,5 млн руб.

Что же касается самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья массой до 80 т, при ставке 150 тыс. руб. коэффициенты для новых машин – 13,6, для трехлетних и более – 31. Таким образом, за право обладать почти новым самосвалом необходимо заплатить 4,6 млн руб. Цифры говорят сами за себя.

Реакция транспортного сообщества на снижение ввозных пошлин и одновременное введение УС не заставит себя ждать. Как изменятся цены на машины, ввезенные, произведенные у нас, какие организации и на каких условиях будут утилизировать машины? Вопросов пока больше, чем ответов, и мы будем следить за ситуацией.

Мнение

Альфредо Дэррико, генеральный директор «Ивеко Руссия»

– Вступление в ВТО однозначно влечет за собой повышение цен на коммерческие автомобили. Мы оценили все возможные экономические риски, в том числе и для небольших частных компаний, которым придется переплачивать за технику, и приняли решение оставить прежние цены на автомобили Daily до конца этого года. На данный момент Daily самая востребованная в России модель IVECO, и мы не можем допустить падения спроса и уж тем более внезапного удорожания, к которому малый бизнес может быть не готов. Удорожание Trakker составило примерно 1000 евро, а Stralis – 5-7% от текущей стоимости. Eurocargo подорожал, но эта среднетоннажная модель не до конца еще «освоена» российским бизнесом, поэтому «привыкать» к новой цене на эту модель большинству предприятий не придется: по нашей статистике за последние несколько лет в России гораздо больше клиентов, решивших взять этот автомобиль впервые.

На стоимости запасных частей перемены в ближайшей перспективе никак не отразятся, поскольку в список импортируемых товаров, на которые будет меняться пошлина, запасные части не вошли. Напротив, мы очень ждали ратификации и рассчитывали на снижение уровня пошлин, но этого, к сожалению, не произошло. Что касается сервиса, то мы не планируем корректировать цены на обслуживание в связи с вступлением в ВТО, поскольку мы по-прежнему стремимся предоставить клиентам наиболее выгодное предложение на рынке.

Мнение

Юрий Бобыло, коммерческий директор «Чайка-НН» (АЗ «Чайка-сервис»)

– Безусловно, любой дополнительный сбор ведет к увеличению цен и падению покупательской способности населения. На перечень организаций, производящих сервисное обслуживание, утилизационный сбор может повлиять только в сторону уменьшения количества таких организаций из-за уменьшения количества покупаемой и, соответственно, эксплуатируемой техники.

Конечно же, процент отечественных автомобилей под надстройки возрастет, так как отечественные производители не будут уплачивать утилизационный сбор.

Подпишитесь на «За рулем» в

13.12.2012
Поделиться: