Формула 1: командные игры на Гран При Малайзии
Гран При Малайзии в очередной раз заставил говорить о плюсах и минусах командной тактики и спортивной составляющей чемпионата в целом. Победа в гонке тем не менее записана в актив Себастьяна Феттеля (Red Bull Racing).
Полная версияКвалификация накануне дня гонки закончилась уже обычным для всех подиумом Себастьяна Феттеля. На втором месте оказался Фелипе Масса, который опередил своего напарника Фернандо Алонсо. Кими Райкконен, занявший седьмую позицию, получил штраф в +3 позиции за блокировку Нико Хюлькенберга и переместился на 10-ю строчку. На машине Пастора Мальдонадо, который прошел во второй сегмент квалификации, но из-за дождя не успел выехать на трассу и остался 16-м, поменяли мотор, что не сказалось на изменении позиции. На старте гонки Себастьян Феттель сохранил привычное лидерство, однако из-за близкого первого поворота не успел сильно оторваться от преследователей. И в третьем повороте его машину догнал Фернандо Алонсо, сумевший опередить напарника и подняться на одну позицию вперед. Испанец прошел поворот на более высокой скорости, не успел увернуться от болида немца, задел его и надломил стойку своего переднего антикрыла. Но Алонсо не отправился в боксы на замену носового обтекателя, и менее чем через круг, в конце стартовой прямой, где пилоты разгоняются до 300 км/ч, крепление не выдержало возросших перегрузок. Крыло оторвалось полностью, застряв под днищем автомобиля, и на неуправляемой машине Фернандо вылетел в гравий. Гонка на этом для него была закончена. Собственно вся гонка представляла собой партию в шахматы, где победителем оказывался тот, кто правильно рассчитает время для пит-стопа. Шины на местном асфальте и при высокой температуре полотна изнашивались моментально. Большинство команд выбрало стратегию четырех смен покрышек, и здесь свое мастерство должны были проявить гоночные стратеги, чтобы машины их команд по возвращении на трассу не оказались в трафике. Почти никому это не удалось. Первая волна пит-стопов прошла на 6-8 кругах, когда влажный после дождя асфальт начал подсыхать, и пилоты массово отправились переобуваться из промежуточной резины в слики. Прямо на пит-лейне произошел инцидент между Жаном-Эриком Вернем и Шарлем Пиком. Пилота Toro Rosso механики выпустили как раз в тот момент, когда к соседним боксам подъезжал француз из Caterham. Машины столкнулись, и им пришлось менять передние антикрылья. Обидно, ведь Вернь и Пик поначалу высоко поднялись в гонке: на 10-е и 11-е места соответственно. После гонки стюарды рассмотрели происшествие и назначили Toro Rosso штраф – 10000 евро. Главным неудачником на пит-стопах и в гонке в целом стала команда Force India. На втором пит-стопе механики сначала долго не могли справиться с креплением левого переднего колеса у Пола ди Ресты, а затем Адриана Сутиля. В итоге оба пилота спустя несколько кругов вернулись в боксы и на этом закончили гонку. Проблемы с колесами возникли и в McLaren. Снова на машине Дженсона Баттона не закрепили правое переднее колесо и выпустили из боксов. К счастью, англичанину моментально сообщили об этом по радио, он остановился на пит-лейн, и механики вручную откатили его обратно к боксам. Но время на этом было потеряно, и он вернулся в гонку на 14-м месте. За круг до финиша команда приняла решение досрочно завершить для Баттона заезды и зазвала его в боксы. Напарник Дженсона по команде на протяжении всей гонки боролся с быстро разрушающимися покрышками и трафиком. Перес неплохо стартовал, даже поднялся на три позиции вверх к шестому кругу, но после первого же пит-стопа дела пошли хуже. Серхио никак не мог прорваться сквозь строй соперников и оставался на грани 11-13 мест. После третьей смены покрышек он поднялся на седьмое место, но неожиданно для всех на предпоследнем круге снова свернул в боксы. Оказалось – не сход, а снова пит-стоп. И на последнем круге именно Перес стал автором лучшего времени – 1:39.199. Для победителя прошлой гонки Кими Райкконена этот Гран При стал не таким удачным. Финн провалил старт и долгое время боролся на грани очковой десятки. При этом каждый раз после пит-стопа оказывался в трафике, а после третьей смены покрышек и вовсе выехал с пит-лейн бок о бок с Хюлькенбрегом. Ни финн, ни немец ни в какую не хотели уступать, и в первый поворот вошли почти параллельно. На протяжении последующих двух кругов их борьба не прекращалась, Кими предпринимал несколько атак, но Нико каждый раз удерживался впереди, один раз даже жестко закрыв траекторию и едва не выдавив Райкконена на траву. На 42-м круге финну все же удалось пройти Хюлькенберга. Оказавшийся рядом Фелипе Масса воспользовался тем, что Нико широко вошел в поворот, и тоже проскочил вперед. Несмотря на высокую скорость Lotus по сухой трассе, Кими не смог противостоять в свою очередь Массе, и на 48-м круге Ferrari вырвалась вперед. Спустя пять кругов Фелипе обогнал еще один Lotus, Романа Грожана, и финишировал на пятом месте. Lotus достались 6 и 7 места – Роман Грожан и Кими Райкконен соответственно. Самые драматичные события развернулись во второй половине гонки. С самого начала в лидерах в основном были Себастьян Феттель и Марк Уэббер, сначала один, потом другой. После третьего пит-стопа Марк снова возглавил протокол и даже сохранил лидерство после четвертого визита в боксы. Но на выезде с пит-лейн его ждал неожиданный сюрприз: буквально из ниоткуда у него за спиной возник Себастьян Феттель, побывавший в боксах за круг до этого и уже успевший «прикатать» новый комплект шин. Немец моментально бросился в атаку, пытаясь пройти австралийца в связке первых трех поворотов. Однако Уэббер не готов был уступать свою позицию, и на протяжении последующих двух кругов шла красивейшая борьба с параллельными входами в повороты и попытками обогнать за счет слип-стрима. В конце стартовой прямой даже возникла опасность, что Феттель заденет пит-уолл, когда он попытался обогнать напарника справа. Обошлось без столкновения, и Себастьяну в последующей связке поворотов все же удалось выйти на первое место. После этой дуэли Марк Уэббер бросил попытки контратаковать, несколько снизил темп, и на финише его отделяло от немца 4 секунды. Сразу за этой парой дуэлянтов шли другие напарники по команде и друзья в жизни – Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Причем скорость второго была выше, и Нико несколько раз запрашивал по тим-радио разрешение обогнать англичанина, но каждый раз получал отрицательный ответ. В итоге они финишировали на четвертом и третьем местах соответственно. И здесь как раз кроется самая сложная часть современной Формулы 1 – командная тактика. Переговоры обеих команд частично выводились в эфир, и из них зрителям стало ясно о существующем плане для Red Bull и Mercedes. Так, немецкая команда позволила своим пилотам бороться после четвертого пит-стопа, но примерно на 45 круге приняла решение, что на подиуме должен оказаться Льюис Хэмилтон. Возможно, сделано это было из соображений, что по ходу сезона англичанин еще сможет побороться если не за лидерство, то за второе или третье место в чемпионате, и дополнительные очки окажутся решающими в этом вопросе. На счету Хэмилтона сейчас 10 очков, в то время как Росбергу не удалось финишировать в ГП Австралии. Ситуация в Red Bull оказался гораздо сложнее. Как стало ясно из выведенных в эфир переговоров и последующих комментариев Кристиана Хорнера, руководителя команды, существовала договоренность о том, чтобы поберечь машины до финиша и не рисковать понапрасну. На момент четвертого пит-стопа лидером в гонке был Марк Уэббер, и командный мостик гарантировал ему, что он сохранит эту позицию до клетчатого флага. К тому же австралийца попросили перевести автомобиль в сберегающий режим, чтобы сохранить ресурс двигателя. Как утверждает команда, то же самое о сохранении текущих позиций было сказано Себастьяну Феттелю, и его также проинформировали о необходимости переключить режим. Однако немец, увидев, что обладает преимуществом в скорости и «прикатанности» покрышек, решил бороться до самого конца и бросился в атаку. Результат – Себастьян на верхней ступеньке подиума, однако радости на лицах нет ни у кого: ни у пилотов, ни у руководителей команды. Церемония награждения прошла практически в полном молчании. В последующем интервью Мартину Брандлу прямо на подиуме Себастьян Феттель сказал, что на последнем отрезке гонки его шины работали лучше, и он смог улучшить свой темп, что он доволен получившейся борьбой. Марк Уэббер на вопрос о гонке ответил о существовавших в команде договоренностях. Эта тема получила значительное развитие на послегоночной пресс-конференции, где еще раз были озвучены цели Red Bull на последний отрезок гонки. Себастьян Феттель согласился, что во время обгона знал о переводе машины Марка в более щадящий режим, и принес извинения. На вопрос журналистов, могла ли команда приказать Себастьяну пропустить Марка вперед, Кристиан Хорнер ответил: «Вы действительно думаете, что если бы мы сказали ему замедлиться и вернуть позицию, он прислушался к этому? В этом (обгоне) не было необходимости. Он совершил его, поскольку собирался обогнать. Он знал о наших переговорах, он сам участвовал в них. Он решил проигнорировать их. И поставил свои интересы выше командных. Он был сфокусирован на этих семи очках разницы между первым и вторым местами, что ошибочно. Он принял это ошибочное решение». Поясняя причины принятия решения о командной тактике, Хорнер напомнил о сильном износе шин на асфальте Сепанга. Red Bull нужно было сохранить дубль в гонке, и сделать это можно было, не допустив лишнего риска. Объяснения команды понятны, равно как и понятно стремление пилотов сражаться до самого клетчатого флага. Однако стоит ли это делать ценой нарушения внутренних договоренностей и появления новых обид? Как известно, отношения между гонщиками Red Bull натянутые, и обгон Феттеля в Куала-Лумпуре стал еще одним ударом по этой непрочной конструкции. Руководству команды придется приложить максимум усилий, чтобы исправить ситуацию и восстановить относительный баланс. А всем участвующим в Формуле 1 снова обратиться к вопросу о том, каким образом следует обсуждать командную тактику в эфире. Гран При Китая состоится 12-14 апреля. Итоги Гран При Малайзии: Личный зачет, по итогам ГП Малайзии: Кубок Конструкторов, по итогам ГП Малайзии: