Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Северный пробег: на рыбалку? На рыбачий!

На полном приводе к Баренцеву морю. Cоперники: Lada 4×4, Renault Duster, в помощь им SsangYong Actyon Sports.
Полная версия

МОХ, СКАЛЫ И ВЕТЕР

О маленьком полуострове на Крайнем Севере знает практически каждый житель России по известной песне военных лет «Прощайте, скалистые горы». Помните припев: «Растаял в далеком тумане Рыбачий – родимая наша земля…»? Вот мы и решили двинуть к легендарной земле на доступных полноприводниках. Основное желание – проверить на прочность «Рено-Дастер» в экстремальных условиях. Предвидя нелегкий маршрут, в качестве соперников выбрали самую обычную, трехдверную «Ниву» – «Ладу 4×4», на современный лад. Легендарный, любимый народом автомобиль недавно сильно изменился с инженерной точки зрения. Именно проведенные заводом улучшения и стали наиболее весомым аргументом в жарком споре со сторонниками «Шеви-Нивы», которая идеологически, несомненно, наилучшим образом подходит в пару к «Дастеру».

Модернизированный пикап «СанЙонг-Актион Спортc» к спору народных любимцев отношения не имеет. У грузовика совершенно другие задачи и иные одноклассники. Ему была уготована участь рабочей лошадки: палатки, провизия, канистры с топливом, комплект альтернативных дастеровских шин. Все понимали: маршрут по полуостровам прогулкой не будет, поэтому основным участникам лучше двигаться налегке.

Маршрут: Москва – Мурманск – хребет Муста-Тунтури – полуостров Средний – полуостров Рыбачий – мыс Немецкий. Последний – крайняя северная точка материковой России. Мы, Игорь Моржаретто, Александр Крапивин, Кирилл Милешкин, Анатолий Пугач, Александр Батыру и ваш покорный слуга все-таки добрались до нее. Дальше было только Баренцево море, его величество Ледовитый океан ну и Северный полюс, конечно. Здесь, в отличие от цивилизованного норвежского Нордкапа, почти нет дорог, лишь сплошные следы войны, изъеденные временем, – череда братских могил. А как еще было хоронить павших на той самой войне, когда вокруг только мох, скалы и ветер?

КУРС – НА КОЛЬСКИЙ

До Мурманска идем накатанно: через Ярославль, Вологду, Вытегру, Пудож. Нас сопровождает жуткий ливень. По мере сил боремся со стихией: машины поднимают тучи брызг и неприятно рыскают в залитых колеях. В рации звучат робкие предложения не спешить, а то и остановиться переждать. Но жесткий график (к вечеру надо быть в Медвежьегорске) заставляет упорно штурмовать хлябь. Впереди более 1000 км, а на новой, толком не обкатанной «Ниве» (1500 км на одометре) это бог знает сколько часов пути. Пока она в колонне не только главный пожиратель топлива, но и ограничитель скорости.

Первые впечатления явно в пользу «Дастера»: он радует дизелем, комфортной подвеской, умеренностью в шумах и вибрациях. Но недолюбливает резких движений газом – запаздывание турбины и экологическая удавка на педали требуют тщательной оценки ситуации при обгонах. Зато, набрав крейсерский ход, «Дастер» экономично летит к намеченной цели, легко поддерживая на спидометре застолбленные «Нивой» 110 км/ч. Первые испытания для шасси наступают уже за Вологдой, где северная дорога начинает морщиться и плясать под колесами. От жестких «блямс» еще удается увернуться, но раскачка задней части «Рено» настораживает. Позже и другие водители начинают критиковать неважную энергоемкость подвесок, особенно задней. В итоге снижаем темп. А ведь загрузка кроссовера далеко не полная – трое в салоне и кое-какая поклажа.

Колдобины только начались, а «Лада» все увереннее маячит в зеркале заднего вида. Всех изменений, коснувшихся этого вседорожника, сразу и не перечислишь. ШРУСы вместо крестовин, противовес на раздаточной коробке – это всё для снижения шумов и вибраций. Измененное расположение задних амортизаторов улучшило работу подвески. Ах да, еще у нашей машины – ведь она из самых последних партий – сцепление большего диаметра, окраска кузова по приоровской технологии, появились ходовые огни и индикация непристегнутого ремня. Вообще-то, на эту версию ставят также антиблокировочную систему, но здесь ее почему-то не оказалось. Видимо, на конвейере не хватило...

В «4×4» откровенно раздражают лишь три вещи: ужасное переднее сиденье, чья стальная поперечина с инквизиторской жестокостью впивается в поясницу; скромный продольный диапазон перемещения кресла (ступню на педали акселератора приходится выворачивать) и огромный «семерочный» руль – его смысл в сочетании с гидроусилителем вообще непонятен. С остальным миримся. Соловьиные трели отчетливо слышны из раздатки. Еще достают не вполне круглые, плохо отбалансированные шины. Парадокс: с карданами вопрос решили (работают превосходно!), с раздаточной коробкой тоже почти разобрались – теперь загвоздка в шинах, идущих на первичную комплектацию?

Тем не менее едет «Лада» сотню за сотней километров и, вопреки прогнозам пессимистов, ломаться не собирается. Нравится ее неплохой, особенно на средних оборотах, двигатель. Хотя на затяжных подъемах его приходится подкручивать четвертой передачей, а то и третьей. Кстати, на «Шевроле-Нива» этот же мотор воспринимается более задушенным, работающим практически на пределе возможностей, а здесь все процессы хотя и неторопливы, но происходят как-то жизнерадостней. «Дастер» резвее, но не настолько, чтобы «Лада» чувствовала себя явно проигравшей. В наших условиях главный ее козырь – грамотно настроенные подвески. Глубокие волны, ямы, рытвины – всё нипочем, ни единого намека на пробой или раскачку кузова. Помнится, до модернизации она любила попрыгать на дороге. Теперь же все колдобины легко и непринужденно исчезают под колесами. И чем хуже дорога, тем безупречнее поведение.

«Актиону Спортс» пока достается в основном критика за недостаточно вместительный грузовой отсек. Так что оптимизм по поводу рабочей лошадки быстро угас: 16-дюймовые колеса «Дастера», домкрат и 20-литровые канистры заняли бóльшую часть кузова. В результате главный водитель пикапа Игорь Моржаретто стоически рулит в обществе сумок, ящиков с провизией и чьего-то чемодана, распиханных по салону.

ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ

Знатоки утверждали: «По Среднему полуосторову, ближнему к Большой земле, на кроссовере не проедете – там «рубилово». А если прорветесь, то уже на Рыбачьем хлебнете воды – броды здесь коварные, напрямую связанные с приливом». Но кто мог предполагать, что нынешнее лето будет аномально сухим! Горят торфяники, зато людям и машинам повезло.

На Рыбачий можно пробраться двумя путями. Первый – неинтересный: по сносному грейдеру; часа полтора, и вот она, перемычка между полуостровами.

Второй вариант насыщеннее и живописнее. После перевала Муста-Тунтури уходим налево, по указателю «Музей». Туда непременно следует заехать в любом случае, ведь основные бои шли именно на полуострове Среднем, вдоль границы с Финляндией. Рыбачьему в этом смысле повезло больше, хотя и там следов присутствия войск предостаточно. Послушав экскурсовода-общественника и отдав должное памяти и героизму воинов, принимаем решение. Как в сказке: направо пойдешь – и быстренько у цели, а вот ежели налево, то через некоторое время будет тебе счастье в виде месива из щебенки, торфа, песка и камней, самые скромные из которых с человеческую голову. Естественно, мы налево…

Результат – часов десять-двенадцать незабываемого перехода, во время которого «Дастер» приобрел несколько боевых шрамов снизу и заставил всех изрядно поволноваться. «Актион» тряс седоков до икоты и потерял на камнях ломкие брызговики. Ну а «Лада 4×4» просто допрыгала до намеченной цели, превратившись из асфальтового середнячка в фаворита бездорожья. Короткие свесы, отсутствие хрупкого пластика снаружи, энергоемкие подвески, приличный дорожный просвет – машина предназначена для экстрима.

Камни, полуметровые промоины и броды – быстро выяснилось, что бывшей «Ниве» ничто не страшно. Главное – беречь шины от порезов да иногда включать понижающую передачу, грамотнее используя невеликий на низких оборотах крутящий момент. Даже певучая раздатка вдруг утихла, едва появились первые признаки настоящей мужской работы. Реальная средняя скорость «Нивы» на Среднем раза в полтора-два выше, чем у остальных. А если «Дастер» вдруг догоняет аккуратно крадущуюся «Ладу» – готовься к тому, что придется опять «переносить» его через  сложный участок.

Неожиданно серьезную конкуренцию «Ниве» составил «Актион», которого никто настоящим «проходимцем» не воспринимал. Козлил он, конечно, нещадно, но по камням и щебенке шел упорно, как танк. Жестко подключенный передний мост и понижающая передача делали свое дело. Но последней мы пользовались редко – за это спасибо содружеству моментного дизеля и гибкого автомата. Больше всего переживали за 18-дюймовые шины, которые, кстати, тоже выдержали испытание.

А «Дастеру» досталось. Скрипит кузов, особенно проемы дверей; лязгают подвески, выбрав весь ход отбоя. Они неплохо справляются с большинством неровностей, отрабатывая даже серьезные булыжники, но проблема кроется в их комфортной сущности. Дорожный просвет и так на минимальном пределе, а тут, проваливаясь в очередную яму, кузов по инерции каждый раз податливо проседает. Тогда-то и происходит жесткий контакт. Да, снизу «Дастер» неплохо защищен, что в принципе спасает от серьезных неприятностей, но все же пропущенные удары бесследно для машины не проходят.

Тем не менее именно на бездорожье порадовали не только прекрасные тяговые возможности французского дизеля, но и та самая «закороченная» первая передача, не раз упомянутая в предыдущих тестах. Не скрою, на асфальте она мешает, но здесь внедорожная первая скорость оказалась как раз кстати. Заблокировал муфту (без этого подключение задней оси зачастую запаздывает) – и практически на холостом ходу балансируешь между камнями.

ИХ ПОМИРЯТ ДОРОГИ

Когда снова выбираешься на асфальт, поначалу не верится, что дорога бывает такой ровной. Как бы не укачало! Позади морская синь, живописные пустынные пляжи, заваленные водорослями. Только сейчас понимаешь: главная часть путешествия позади, на крайней точке России, мысе Немецком, мы отметились – можно подводить итоги. Но не хочется! И не только потому, что не удалось отведать настоящих крабов или обогнуть Рыбачий. Не отпускает Заполярье, и всё тут; манит неустроенными дорогами, рельефом сопок, необычными цветами лишайников и пронизывающим ветерком. Но пора: в наполеоновских планах на обратный путь – посещение живописного плато в месте с магическим названием Ловозёрские Тундры. Собственно, и машины подустали. На «Дастере» гремит в такт мелким неровностям ослабшая в креплении защита двигателя, у «Актиона Спортс» неприятно постукивает рулевая рейка. Ну а в «Ниве» после бродов поет под нагрузкой приводной ремень – подтянем всё сразу на ближайшей эстакаде.

Так «Лада» или «Рено»? Я все-таки выбираю «Дастер». Это связано прежде всего с моим образом жизни, где больше асфальта, поэтому машина устраивает почти полностью. Ну а тем, кто гонится за экстремальными маршрутами, лучше присмотреться к «4×4».

«Рено-Дастер».

Пока под колесами асфальт (хороший или не очень), относительно ровный гравий или даже проселок, автомобиль радует. В нем легко путешествовать, хотя в передних креслах спина все же затекает спустя три-четыре часа езды. Удобно даже спать (проверено!), надо только не полениться разложить задний ряд сидений. Дизельная версия позволяет экономить: средний расход за пробег со всеми его хлябями – 6,0 л/100 км. Немного портят общую картину лишь шины и слишком комфортная и от этого склонная к раскачке задняя подвеска, особенно при движении с нагрузкой. За проходимость я поставил бы «Дастеру» твердое «удовлетворительно», и считаю эту оценку весьма достойной. Рискну предположить, что она была бы выше, окажись в компании не «Нива», а обычные кроссоверы.

«Лада 4×4».

Принято ругать исконно отечественный автопром, я же, наоборот, хочу поблагодарить АВТОВАЗ за то, что он сумел не только создать такую машину, но и сохранить ее и модернизировать. Да, сегодня «Нива» далека от идеала – несовременна, часто неудобна, особенно с позиций избалованного комфортом жителя большого города. Однако, когда забираешься в такие места, где не только хорошие, но и плохие дороги заканчиваются, неудобство посадки, шумы, вибрации от колес, скромные возможности мотора уходят на второй, а то и третий план. Единственное, чего ей действительно не хватает, – хорошего запаса топлива: бак катастрофически мал. При среднем расходе за пробег 9,5 л/100 км канистрами пользовались очень часто.

НЕРАВНОЦЕННАЯ ЗАМЕНА

Сравнение двух шин давно напрашивалось, ведь и та и другая шли на первичную комплектацию российских «дастеров». Причем первая, «КонтиКроссКонтакт LX», успела заслужить симпатии, обеспечив кроссоверу неплохие ездовые способности. В то время как «Амтел-Круиз 4×4», сменившая «Конти» на конвейере, насторожила, изменив поведение автомобиля, до того целостное. Перед пробегом решение пришло само собой: первую половину маршрута кроссовер едет на родном бюджетном «Амтеле», а вторую – на «Континентале-КонтиКроссКонтакт LX», благо его еще можно найти. Предлагаю свои наблюдения по этому поводу.

«Амтел-Круиз 4×4»

Асфальт

Гул на скоростях до 60 км/ч явно обусловлен качением колес и их агрессивным протектором. И это полбеды, ведь еще больше достают вялые реакции (в поворотах – словно жвачку на хлеб намазываешь) и небольшое, но постоянное рыскание, особенно заметное на высокой скорости. Не любит «Амтел» глубоких луж: чуть отвлекся – и уже поплыл куда-то. Даже плавность хода, а точнее вибронагруженность от дороги, и та разбалансирована. На мелких неровностях «Дастер» катится очень мягко, зато, попав в серьезные ямы да и просто в глубокие трещины асфальта, начинает шлепать шинами так, будто вот-вот оторвутся колеса. Из положительных моментов – неплохие сцепные свойства в межсезонье. Средний расход топлива за пробег неплох – 6,2 л/100 км, хотя катятся эти шины лишь на троечку.

Бездорожье

Первые поездки за грибами показали: эти шины не любят грязной колеи. «Дастер» выбирался из нее крайне неохотно. Правда, вперед двигался уверенно. «Амтел» очень комфортен на сюрпризах проселков, заметно сглаживает вибрации. Из минусов отмечу нехватку точности управления. Машину недостаточно хорошо чувствуешь именно при ювелирном вождении.

Уникальный кадр – колеса моет САМ Моржаретто.

«Континенталь-КонтиКроссКонтакт LX»

Асфальт

С этим комплектом «Дастер» словно сбросил несколько десятков килограммов. Движение руля – и почти мгновенный отклик, точное следование заданной траектории. «Конти» жестче, это хорошо заметно по тому, как застучали швы и стыки асфальта. Но не зашлепали или загремели, а просто начали информировать о масштабе неровностей. Еще наблюдение: исчез постоянный гул от дороги; теперь в дизельном «Дастере» можно услышать двигатель, причем не только на высоких оборотах. Стабильнее ведет себя «Дастер» и в дождливую погоду, словно ножом разрезая шинами глубокие лужи. Естественно, легкость качения сказалась на аппетите – 5,7 л/100 км.

Бездорожье

На гравии и щебенке не все идеально. Но в целом ехать на «Континентале» легче, потому что лучше чувствуешь пределы. Да и сцепные возможности шин хороши. Однако возросла вибронагруженность, дорога откровенно колотит по рулю и кузову, вызывая массу негативных ощущений.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

Ситуация на мурманском направлении меняется, как показалось, заметно в лучшую сторону, по крайней мере на федеральной трассе «Кола». На фирменных заправках появилось хорошего качества дизельное топливо. Ремонтов между Медвежьегорском и Беломорском встретилось немало. Почему-то уверен: в следующем году тоже придется постоять на светофорах, регулирующих реверсивное движение. Отрадно другое – хорошая организация, внятные знаки и указатели. И это обнадеживает: вдруг когда-нибудь домчишь до Мурманска часов за двадцать! Ну а пока есть места, где вдоволь пыли.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ «СПОРТС»

Как вам сочетание кожи в обивке интерьера, климат- и круиз-контроля, кучи кнопок на руле, ведающих среди прочего ручным управлением автомата? Нравится? Тогда добавим сюда тесную (из-за рамы) посадку, совершенно никакое (даже по сравнению с «Дастером») водительское кресло, огромное рулевое колесо и педаль газа, добираясь к которой приходится выворачивать ногу. А часы! Их еще найди среди мрачноватого забора воздуховодов. Ну а когда, наконец, обнаружил, разочарованию нет предела – настолько дешево и примитивно на фоне общего благополучия выглядит окошко, отображающее время. Похоже, именно разочарование пикап «Актион Спортс» готов дарить в неимоверном количестве.

Оказывается, первые, эмоциональные придирки к конструкции – разминка. Ведь на ходу тоже несуразностей хватает. Руль пустой – в поворотах, не чувствуя машину, вынужденно снижаешь скорость. Подвески, комфортные на ровной дороге, обрушивают град вертикальных толчков на колдобинах. Так что это – грузовик? Но тогда почему у него такой неудобный кузов? Быстрый  пикап со спортивным уклоном? Но где же подобающая хватка сиденья и управляемость?

В качестве компенсации недостатков «Актиону» достался приемистый дизель, а в помощь ему современный и хорошо настроенный автомат. Ну и неплохие вседорожные способности не стоит сбрасывать со счетов. Кстати, расход топлива за пробег – всего

8,5 л/100 км. Завидуй, «Нива»!

ВОЙНА НА КРАЮ СВЕТА

Игорь МОРЖАРЕТТО

Первые упоминания о полуострове в норвежских и русских летописях относятся к XV веку, хотя поморы в местных прибрежных водах ловили рыбу издревле. В ХVII веке здесь находилось 16 рыбацких становищ, шел оживленный торг с Европой. Рыбачий (вместе с полуостровом Средним) был присоединен к России в 1826 году. После Гражданской войны западная часть Среднего и Рыбачьего отошла к Финляндии. Но после зимней войны 1940 года их вернули СССР.

В конце июня 1941 года немецкие и австрийские горно-стрелковые части при поддержке финских войск начали наступление со стороны Печенги (это был тогда финский город Петсамо), прошли 8 км до хребта Муста-Тунтури («черная гора» на языке саамов; отделяет полуостров Средний от материка) и остановились на бывшей границе. С того момента линия обороны застыла на три с лишним года, – это единственный участок фронта, где немцы и финны не продвинулись дальше вглубь нашей страны. В свое время в учебниках истории писали, что они вовсе не смогли перейти границу СССР, но это не совсем точно. Они не пересекали старую границу…

А дальше с обеих сторон началось укрепление позиций по хребту Муста-Тунтури. Финны рубили проходы в скалах, устраивали в них склады, госпитали, подходы к боевым позициям. Полы в каменных укрытиях, где жили горные стрелки, были выложены кафелем! Наши жили в сырых землянках… Чтобы доставить боеприпасы и продукты для боевого охранения, которое закрепилось на северном склоне, вынести раненых, надо было пройти через долину, которая вся простреливалась. В качестве «транспорта» использовали штрафников. Три раза прошел под шквальным огнем туда-сюда (около километра) – судимость снимали. То же самое, но сразу – если принес на себе раненого.

Земля тут густо нашпигована железом и полита кровью. Зато Рыбачий остался за нами, а его батареи прикрывали вход в Кольский залив, к Мурманску – единственному незамерзающему порту, через который шли поставки по ленд-лизу. Но основные потери советские и немецко-финские войска понесли здесь в 1944 году, когда началось освобождение Заполярья. На кладбище в Печенге похоронено 12 тысяч  австрийцев, финнов, немцев – это только те, чьи останки удалось обнаружить и вывезти. Сколько погибло советских воинов, точно неизвестно; по разным данным, от 12 до 30 тысяч. Официально установлено лишь 3,5 тысячи фамилий.

После войны полуостров стал крупной военной базой. Сейчас большинство военных гарнизонов закрыто (мы насчитали двенадцать брошенных и разграбленных военных городков), зато несколько лет назад территорию Среднего и Рыбачьего открыли для всех желающих.

ЛОВОЗЁРСКИЕ ТУНДРЫ

Есть недалеко от Оленегорска неприметный в туристическом плане поселок Ревда, что в переводе с саамского означает «яма». Обычное, на первый взгляд, место, знаменитое разве что шахтой и комбинатом по добыче и переработке лопаритовой руды да колонией строгого режима.

Википедия почему-то не упоминает о вроде как имеющемся здесь филиале Академии наук и немалом количестве военных городков вокруг. Но это, пожалуй, и не главное.

Для путешественников важнее потрясающей красоты место, горный массив, именуемый на карте Ловозёрскими Тундрами.

Полчаса езды в гору по острому и крупному щебню (другого здесь, похоже, не бывает), и ты на высоте 1040 м, откуда открывается прекрасный вид не только на Ревду, но, кажется, чуть ли не на половину Кольского полуострова.

ИТОГ

Пробег на север лишь укрепил меня во мнении – «Лада 4×4» и «Рено-Дастер» созданы для разных дорог и условий и вряд ли стоит противопоставлять их друг другу.

Сергей Воскресенский

Подпишитесь на «За рулем» в

23.09.2013
Фото: Батыру Александр
Поделиться: