Вперед в... прошлое
ВПЕРЕД В... ПРОШЛОЕ
Полная версияТЕХНИКА Новинки ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ ВПЕРЕД В... ПРОШЛОЕ Добывать огонь трением умели еще наши далекие предки. Доисторическую технологию, казалось бы, навсегда забыли. Но если поручить дело не знающему усталости роботу, да еще с электромотором в "руке", он сможет разогреть материал до весьма приличной температуры. Такой, что детали из алюминия намертво сварятся друг с другом. Так, в общих чертах, работает новая сварочная установка "Мазды". Сварка трением давно вошла в учебники и энциклопедии, но вот применять эту технологию для автоматизированной конвейерной сборки алюминиевых кузовов японцы начали впервые. Пока "доисторическим" способом сваривают крышки багажника и задние двери роторной "Мазды-RX8", но это только начало. Ведь экономия на стоимости оснастки и на энергии оказалась немалой. До последнего времени основным способом была точечная электросварка, требующая для алюминия с его низким сопротивлением и большой теплопроводностью особенно много энергии. При новом способе разогрев точки сварки происходит за счет быстрого вращения плотно прижатого инструмента и лишь на это вращение и расходуется электричество. Выигрыш составил... 99% для алюминия и 80% для стали. Так выглядит новая установка. Дыма под стержнем не видно, но сварка получается прочной и чистой.