Автоугонные технологии: как обезопаситься от кражи
Всего за полдня полицейского рейда в подмосковном Клину из 15 проверенных машин с белорусскими номерами три дорогостоящие иномарки опознаны как угнанные в России. Рейд прошел в один из последних декабрьских дней. Уголовный розыск МВД РФ считает, что в России треть автомобилей с номерами стран СНГ украдены. Но предъявить обвинение даже пойманным по горячим следам сложно.
Полная версияХищения, грабежи, разбои…
Статистика воровства автомобилей в 2012 году выглядит так (итоги завершившегося 2013 года «За рулем.РФ» опубликует позже): всего случаев неправомерного завладения автотранспортом насчитали 95 тысяч. В том числе :- 37 тыс. хищений
- 40,6 тыс. угонов
- 725 грабежей
- 613 разбоев.
Отмычки нынче электронные
Преступники предпочитают нынче не частить, не зариться на что попало, а выбирают дорогие автомобили, которые быстро «уйдут» на вторичном рынке: риск — меньше, денег — больше. Многие брезгуют бить стекла окон, ломать ячейки дверных замков, возиться с замками зажигания, стараясь сохранить товарный вид автомобиля, чтобы не быть заподозренными во время последующей поездки, — орудуют электронными отмычками.…и ушли в несознанку
Но если все известно, разве нельзя это пресечь? Полицейские пытаются. Модель типичной ситуации. Поскольку складов с десятками единиц криминальной аппаратуры похитители не устраивают, сыщики могут застать на какой-нибудь квартире максимум один-два аппарата. Кустарь на голубом глазу заявляет, что по схемам, почерпнутым в интернете, сделал эту штуку исключительно для себя на случай, если потеряет ключ от замка зажигания. А почему в двух экземплярах? Собрал, скажет, и для товарища. И тот подтвердит — не моргнет: да, по моей просьбе. Все: обвинителю в суде нечего возразить адвокату, когда тот заявит, что состава преступления для возбуждения уголовного дела нет. Недавно в Москве задержали четверых «залетных», на счету которых оказалось около сотни угнанных машин. Выслеживали долго: «гастролеры» появлялись в городе, уезжали, снова возвращались на «вахту». Взяли их в момент, когда пригнали автомобили в отстойник. Сразу после задержания они признали вину, рассказали о прежних угонах. Но даже признательные показания нужно подтвердить — таковы требования закона и реальности. Преступники всегда могут отказаться от недоказанных фактов — дескать, взяли на себя вину под нажимом. Доказать же каждый эпизод сложно хотя бы потому, что не всегда удается разыскать главную улику — автомобиль. А порой не очень-то стремятся вернуть себе машины сами их владельцы. Но об этом позже. Правоохранителей вяжет по рукам уязвимость в законе. Читатель наверняка подметил в приведенных выше данных статистики: понятия «угоны» и «хищения» разнесены по разным строкам. Но разве это не одно и то же? По закону — нет. В хищении можно обвинить того, кто присвоил чужой автомобиль, чтобы пользоваться самому, перепродать, разобрать на запчасти с целью продажи. Угон же, если в двух словах, — это пресловутое «взял покататься, но собирался вернуть». И попробуй опровергни. Угон — та же кража, но недоказанная, убеждены сотрудники уголовного розыска. Доказать же сложно, поскольку преступники и сами юридически подкованы, нередко нанимая изощренных адвокатов. Сыщики делают все возможное, чтобы на каждый эпизод собрать безоговорочную доказательную базу, однако не всегда удается. Приходится автоворов отпускать — и те возвращаются к ремеслу.Пелена на оке
Но ведь существуют камеры фотовидеофиксации, их в городах все больше — наверняка с ними легче обнаруживать угнанные машины? От камер пока немного толку, опровергли предположение сотрудники угрозыска. Несложно проследить путь добропорядочного гражданина, но воры не дураки, чтобы разъезжать под аппаратурой наблюдения, да и регистрационные знаки меняют. Даже когда номера родные, а система наблюдения ведет машину в потоке (это если об угоне сообщат сразу после происшествия), то камеры в лучшем случае проследят путь авто до определенной точки, например, до пригорода, а здесь объект «растворяется»... В регионах же камер совсем мало. Системы видеонаблюдения нынче в тренде, их монтируют госучреждения, частные компании, местные администрации. Но ни для кого не установлена обязанность консультироваться с силовыми структурами, чтобы сориентировать поле контроля с учетом интересов полиции — и камеры смотрят «немного не туда». На днях от одного из торговых центров столицы угнали Ford. Сыщики просмотрели видеозапись: какой-то тип крутился вокруг машины. Разглядеть лицо нереально: мало того что оптика с плохим разрешением (ритейлеры пожадничали, купили что попроще), так изображение донельзя замутнено слоем пыли на объективе. О портрете ли предполагаемого злоумышленника вести речь, если трудно определить даже модель автомобиля. Собственно, читатель может убедиться в этом самостоятельно, ознакомившись с видео, которое редакции «За рулем.РФ» предоставили в ГУ уголовного розыска МВД РФ. Задание для просмотра: засеките время, которое понадобилось, чтобы угнать Toyota Land Cruiser. И второе: попытайтесь рассмотреть лицо угонщика.Соглядатай из-за занавески
Автодобычу преступники отгоняют на 3-5 дней в отстойники. Теперь это не только закрытые гаражи или частные владения. Машины проделывают от места кражи недолгий путь до какого-нибудь городского двора, ведь, как известно, незаметно то, что на виду. Нередко по одному или несколько автомобилей ставят под присмотр соглядатая — мало ли, вдруг не полностью подавлена спутниковая сигнализация и пропажа себя обнаружит. «Сторож» обитает в квартире с окнами на дворовую стоянку: наблюдает, не интересуется ли кто вверенным добром. Это люди не только из своих, но и нанятые «втемную», скажем, студент, инвалид, бабуля. Обмануть их просто: мол, пока я в командировке, присмотри — заплачу.«Золотые руки» криминала
Затем машины попадают в мастерские, где фальсифицируют цифры на номерных узлах. Спецы здесь классные, утверждают полицейские. Фальшивки делают по-разному. Номера VIN можно перебить, сочинив от фонаря чередование символов, а затем под этот вымышленный идентификационный номер изготовить документы.Полицейские, объединяйтесь!
Чтобы легализовать украденный автомобиль, преступники пользуются прорехами в сложившейся системе контроля. Изготовленную «липу» на якобы белорусских формулярах везут на российскую таможню для оформления ввоза автотранспорта в РФ. Но здесь нет экспертов, способных обнаружить подделку, нет базы данных автопарка соседней страны. И таможня исправляет «правильные» бумаги. Казалось бы, много лет Россия и Белоруссия — союзные государства, уже годы существует Таможенный союз, но до сих пор нет единой базы данных регистрационных знаков и ПТС. Без них автоинспекторы, таможня, криминальная служба не проверят простейший факт: существует ли вообще в природе такой-то автомобиль? Но как же тогда удалось выяснить, что задержанные во время рейда в Клину три машины с белорусскими номерами угнаны в России? Службы угрозыска двух стран наладили взаимодействие в инициативном порядке: из Москвы запросили — в Минске оперативно ответили. Такое взаимодействие предвосхищает межгосударственное соглашение (его готовит не МВД). Оно необходимо не только двум нашим странам. Автодобычу из РФ перегоняют в Абхазию, Украину, через Казахстан — в Таджикистан и Киргизию. Россия перестала быть транзитной территорией, через которую машины, украденные в Европе, гоняли в среднеазиатские государства — у нас самих теперь есть что угонять.Оставьте машину себе
А между тем пострадавшие зачастую не заинтересованы в возврате своей движимой собственности. Их можно понять: пропажи с измененными VIN-кодами доставят хлопоты — транспорт надо узаконить. Не возвращать же номера на узлы, зарегистрированные первоначально — как это сделать и за какие деньги? Проблемы возникнут с постановкой-снятием с учета. Какое-то время гаишники при проверках на дорогах будут тебя подозревать во всех тяжких, пока информацию об угоне не изымут из соответствующей базы. И потом, неизвестно, в каком состоянии машину вернут... Так что, если авто было застраховано по каско, владельцы предпочитают получить денежную компенсацию, чтобы купить новый автомобиль. Кстати, есть умники, пользующиеся возможностями игры со страховкой: по сговору отдают машины в какую-нибудь разборку и объявляют их угнанными. Розыскники должны докапываться (и докапываются) и до этих обстоятельств.Тюрьма не исправит
Но ведь есть эксперты, которые наверняка в состоянии вскрыть подделку в номерных узлах! В том-то и дело, что после сокращения штатов полиции их в ГИБДД немного, и велика вероятность того, что при осмотре, который сопровождает перепродажу, подделки VIN-номеров могут не обнаружиться. Это притом, что угонщики применяют высокие технологии, нанимают чудо-специалистов, подстраиваются под методы работы розыскников, находят консультантов из числа бывших полицейских, набираются опыта, учитывая, на чем прокололись, и ошибок не повторяют. Наконец, отбирают в свои ряды способную для их ремесла молодежь. Сказывается и конкуренция, ведь «рынок» этот насыщен и поделен, на нем выстроилась очередь на право заниматься промыслом. К тому же он прибыльный. Словом, просто так с него не уходят. Даже если полиции удается кого-то упечь за решетку, освободившись, автоворы возвращаются к прежнему: тюрьма их не исправляет. И все-таки полицейские отлавливают угонщиков. Как? «В результате оперативно-розыскных мероприятий», — только и ответили в Главном управлении уголовного розыска МВД РФ. Мол, незачем просвещать преступников. И потом: закон запрещает раскрывать методы сыска. Но дали совет автовладельцам, как снизить вероятность угона: установить механические защитные средства, нестандартные устройства, требующие возни. Ведь автоворы не любят засиживаться в чужих машинах.