Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Депутат ГД Евгений Москвичев: «Нам нужно всего три закона»

Что предложит Госдума в сфере безопасности? Об этом рассказывает председатель комитета по транспорту Государственной думы РФ Евгений Москвичев.
Полная версия

 

НАШ СОБЕСЕДНИК

Евгений Москвичев, председатель комитета по транспорту Государственной думы РФ, родился в 1957 году в Брянской области. Окончил Брянский технологический институт. Работал в автотранспортных предприятиях, администрации Брянска, Министерстве транспорта РФ (с 2006 по 2009 год – заместитель министра). В 2009-м избран президентом Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). С декабря 2011 года – депутат Государственной думы. Член правления Торгово-промышленной палаты РФ.

СРОК ЖИЗНИ ОГРАНИЧИМ

– Евгений Сергеевич, в прошлом году, как зло шутят, Дума работала в режиме взбесившегося принтера – выдавала один закон за другим. Мы даже не успевали разобраться в них, а ведь часть законов касалась непосредственно нас, водителей: новые штрафы, новые правила. И сейчас депутаты выдвигают одну идею за другой: в начале года предложили наказывать водителей тихоходного транспорта, например…

– Инициатив действительно много. Причины понятны: нерешенных проблем уйма, а на дорогах за год гибнет 28 тыс. человек… Вот на днях получил законопроект: калужские депутаты предлагают все региональные и муниципальные дороги сделать платными для грузовиков свыше 12 тонн. Еще одно «свежее» предложение: с 1 марта закрыть транзитному грузовому транспорту все региональные дороги в Московской области. Так, смотрим дальше: наложить запрет на эксплуатацию грузового транспорта старше 15 лет. Отличные идеи! Только где и на чем ездить будем? Авторы, конечно, руководствуются благими целями, но, извините, у нас и так доля транспортных расходов в стоимости груза составляет до 30%, тогда как в мире норма – не больше 7%. И каждое ограничение увеличивает цену перевозки, время доставки. Сравните: в США автомобиль с грузом за смену может проехать до 1000 км, а у нас – в лучшем случае триста.

– Значит, по нашим дорогам так и будут разъезжать старые, неисправные грузовики и автобусы? Какие выводы сделали вы в Думе из прошлогодних страшных аварий?

– Вывод первый: конечно, срок жизни транспорта, используемого для перевозки пассажиров и грузов, надо законодательно ограничивать. Но так, чтобы не навредить бизнесу, который у нас и без того слабый. Вот смотрите: в стране 5,7 млн грузовых автомобилей, из них более 2 млн соответствуют только нормам Евро-0 и Евро-1. На линию выходят машины старше 25 лет! Теоретически они могут быть исправными, но какой у них КПД? Про экологию и расход топлива я не говорю… И мы должны в законе прописать механизм использования коммерческих автомобилей, сроки жизни, важнейшие характеристики. Оговорить условия и порядок замены машин более современными, перечислить льготы, которые владелец при этом получит, и т. д. Причем законом надо предусмотреть двух-трехлетний переходный период, чтобы перевозчик мог рассчитать траты. Второе. Надо прийти к нормальному техническому обслуживанию, как в развитых странах. И возраст тут играет вторичную роль. Необходимы государственные требования к техобслуживанию и техосмотру, к оборудованию сервисных станций… Но вводить новые требования и запреты легко, гораздо важнее добиться их выполнения. И поэтому мы планируем принять в нынешнем году закон, который введет сначала добровольную, а через некоторое время – обязательную сертификацию станций обслуживания и проведения техосмотров.

ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

– Еще один закон? Может, хватит?

– Самый правильный документ останется бумажкой, если его исполнение никто не контролирует. Госдума ежегодно принимает 1200 законов. Может ли предприниматель, работающий, например, в транспортной отрасли, разобраться в таком количестве документов? А ведь есть еще постановления, ведомственные приказы… Поэтому я считал и считаю, что нашей отрасли нужно три важных закона, которые включат в себя и все остальные: Закон о транспорте, Закон о безопасности на транспорте и Закон о безопасности дорожного движения. Последний уже есть, а два остальных мы планируем разработать и принять уже в нынешнем году. Создаем для этого рабочую группу из депутатов, сотрудников ряда министерств, профессионалов отрасли, чтобы работа пошла быстрее.

– Вы сказали правильные слова насчет необходимости контроля. Но не значит ли это, что в очередной раз увеличится число госчиновников-контролеров?

– Да что вы, государство может – и должно! – эти функции доверять муниципалитетам, саморегулирующимся организациям (СРО). На государственном уровне разрабатываются четкие стандарты и прописывается ответственность на всех этапах. Например, есть частная СТО – но в своей работе она должна соответствовать целому ряду критериев. А контроль за их соблюдением пусть осуществляют СРО, объединяющие подобные станции, а также общественные организации потребителей. Ясно, что чиновника-контролера в каждый сервис не поставишь.

– Вы не упомянули еще один профильный закон – о дорогах, который был принят несколько лет назад. Он работает?

– Работает! Согласитесь, дорог стали больше строить, качество улучшилось. Этот закон заставил органы исполнительной власти заботиться о содержании дорог; с этого года у нас все федеральные дороги содержатся полностью по нормативам. Думаю, в скором времени решим вопрос и с региональными, муниципальными дорогами. Предложения, как это сделать, уже есть.

ТОЛЬКО ПО ПАСПОРТУ

– Готовится еще один закон – о безопасности на общественном транспорте. Это значит, что повсеместно, например, появятся именные билеты?

– На междугородном транспорте – обязательно. Давно бы их ввести, но Минтранс ежегодно переносит сроки вступления в силу своих же приказов – всегда находятся веские причины. В новом Законе о транспортной безопасности будет записано, что на межрегиональных перевозках все билеты должны быть именными. Даже если человек едет на автобусе из Саратова в Самару. Я думаю, никто не обидится и покажет паспорт – ведь это мера безопасности.

– К слову, о безопасности: премьер-министр недавно предложил в каждый автомобильный номер встраивать чип: тогда можно будет проконтролировать движение всех машин, обнаружить угнанную, остановить нарушителя и т. д. Можно ли ускорить внедрение таких инновационных технологий?

– Чипы, конечно, появятся, но, думаю, не скоро. Увы. У нас сложные технические вопросы решаются мучительно долго, особенно в масштабах страны. Вот с 2007 года внедряется ГЛОНАСС. Сроки завершения проекта всё время сдвигаются – конечно, по уважительным причинам. То спутников не хватает, то приемников, или вдруг выясняется, что производитель почему-то не может прямо на заводе ставить прибор на новый КамАЗ… Давайте сначала доведем до ума это начинание. А то ведь владельцы транспортных средств закон выполнили, а на выходе – ноль. Все автобусы для межрегиональных перевозок должны были оборудовать такой аппаратурой еще три года назад. Сделали! Но до сих пор ни в одном городе нет единой диспетчерской (разве что в Татарстане система почти готова, но только там). Даже в Москве – свою диспетчерскую имеет Мосгортранс, но частных перевозчиков она не контролирует. Предприниматели израсходовали на установку приемников ГЛОНАСС и приборов контроля за движением больше 20 млрд руб., а диспетчерские, операторские службы по сей день не готовы. Зачем тогда владельцы транспортных средств тратили деньги? Поэтому давайте установкой чипа на каждый автомобиль займемся, только когда соответствующие службы обзаведутся в достаточном количестве считывающей аппаратурой, подключенной к единой базе данных.

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
04.03.2014
Поделиться: