Летняя эксплуатация автомобиля: развенчиваем мифы
Масло
По маслам почти любой вопрос способен породить небылицы. Существует ли 100-процентная синтетика? Правда ли, что синтетика жиже минералки? Верно ли, что во всех масляных бедах виновато дрянное топливо? Но что касается летнего сезона, то главный вопрос предугадать несложно. Он звучит так: «Надо ли в летние времена менять масло на более вязкое?» Ответ - нет! Причина проста: производители двигателей в своих «буквариках» указывают рекомендуемое масло исходя из всех климатических условий эксплуатации двигателя. Поэтому вводить разного рода «сезонные послабления» имеет смысл разве что для предельно изношенных движков. Но тут же хочется добавить, что ездить на таких не стоит…
А теперь – о главной летней страшилке, и это не миф. Известны многочисленные случаи внезапного превращения моторного масла в некий гудрон, который без суда и следствия приговаривает двигатель к смертной казни через заклинивание и прочие пытки. Споров на эту тему велось немало, но нам удалось смоделировать ситуацию. Вкратце суть такая: резкое повышение вязкости происходит из-за объемного перегрева! Неслучайно некоторые производители масел вдруг стали давать на семинарах четкую рекомендацию: если масло по каким-то причинам было перегрето – срочно меняйте! А перегреть масло летом, согласитесь, куда проще, чем в мороз. Пробок больше, асфальт плавится… К тому же на просторе многим хочется притопить педальку.
Полировка
Самый живучий миф по части полировки породили полироли для новых покрытий. Дескать, они улучшают блеск автомобиля. Увы, это – чепуха. Блеск нового автомобильного покрытия – это, грубо говоря, 100%. Улучшить его нельзя теоретически – можно только защитить от разного рода внешних воздействий. Типа продуктов жизнедеятельности птичек или всеприлипающих тополиных почек. А вот улучшить – ну никак. Подробнее – здесь. Что касается «бывалых» покрытий, то их можно и нужно защищать. Когда-то мы рассказывали о подобных испытаниях в материале с веселым названием «Котам на зависть» (ЗР, 2005, №7). Очередные результаты изложили в ЗР, 2014, №8. Полированный автомобиль не просто становится более красивым – обработка снижает загрязняемость кузова и даже чуть-чуть улучшает аэродинамику. В общем, ежемесячная обработка точно не повредит. А если обрабатывать самостоятельно, то можно значительно сэкономить: мойщики ценят эту услугу немало. Какой полироль выбрать? Отметим, к примеру, отечественный «Астрохим», итальянский MA FRA, американские MEGUIARS и 3М. Почему именно эти производители, читайте в наших публикациях.
Убавим громкость
Многие считают мифом рассказы о том, что даже абсолютно новый автомобиль можно сделать «потише». И не только УАЗ, но и, скажем, Volkswagen. За полчаса шум внутри салона машины можно уменьшить, скажем, в два раза! Подробный материал на эту тему опубликован в ЗР, 2014, №8. Здесь же отметим, что многие известнейшие компании, долгое время занимавшиеся антикоррозионными покрытиями, сегодня «поменяли ориентацию». Антикоры не исчезли – они перекочевали в промышленные сооружения – ангары, мосты, монументы и т.п. А для автомобилей появилась новая задача: уменьшить шумы от дорожного покрытия, завихрений воздуха под днищем и т.п. И самый простой способ решения – нанести на днище и в колесные арки антишумовую мастику.Вода вместо антифриза?
Чемпион среди мифов – это стойкое убеждение отдельных «специалистов», будто бы тосол – это некая жидкость для «жигулей» и прочих «нашемарок», а вот антифриз – это элитное снадобье для иномарок. О том, насколько популярна эта чушь, можно судить, заглянув сюда. Сейчас же просто напомним, что все эти препараты называют одним общим термином «охлаждающие жидкости». Век прогресса породил свои странности. Сегодня трудно кому-то объяснить, что по теплоемкости лучшей охлаждающей жидкостью, вообще говоря, является… вода. Но – увы: то закипает, то замерзает – в общем, не годится. Но, тем не менее, воду можно подливать в охлаждающую жидкость! Правда, с оговоркой - только в тех случаях, когда речь идет о небольших объемах (скажем, 100 мл). Если речь не идет о глобальной утечке антифриза, то подобная нехватка может быть вызвана простым испарением воды — тут уместна аналогия с аккумуляторами, в которые в былые времена нужно было подливать воду. А такие компоненты охлаждающей жидкости, как этиленгликоль, испаряются куда медленнее. Разумеется, когда нехватка охлаждающей жидкости оценивается литрами, воду лить нельзя: летом она гарантированно закипит раньше времени…Цап-царап…
Зимой наши машины, как правило, жутко грязные. В этом есть определенный плюс: под грязью никаких царапин не видать. Но вот наступило лето… С препаратами, известными как «антицарапины», связаны свои легенды. Одни гласят, что любой тюбик с подобной надписью тут же избавит крыло вашего автомобиля от глубокой, до металла, царапины. Другие, напротив, твердят, что, мол, ничего сделать нельзя: придется перекрашивать всю панель. Неправы и те, и другие. Конечно, если по крылу автомобиля некий добрый человек прошелся гвоздем, то баночки-скляночки можно не приобретать – «пить нарзан уже поздно». Разного рода окрасочные карандаши – это, как правило, средства до первой мойки: их любят использовать при предпродажной подготовке машины. Но вот если речь идет о незначительных царапинах по лаку, вызванных колючими кустарниками или женскими ногтями (это не шутка!), то можно обойтись и без малярного цеха. К примеру, набор QUIXX Repair System поможет «подрастворить» лак вдоль поврежденного участка и нивелировать негатив от царапины, максимально сопрягая ее острые края с неповрежденной поверхностью. Если очень внимательно присматриваться, то, конечно, этот участок можно будет обнаружить, но ни с первого, ни со второго взгляда сделать это не удастся. Отметим, кстати, что подобные наборы бывают однокомпонентные и двухкомпонентные. Последние нужны для обработки «брюнеток»: на черных машинах царапины сильнее заметны. Ну а с «блондинками» попроще: им хватит и одного препарата…
Аккумуляторы
Тут страшилок тоже хватает… Можно ли ставить на машину батарею большей емкости, чем изначально? Что такое кальциевые батареи и есть ли они в природе? Для чего нужны батареи AGM? Что такое «ампер-часы»?Но меня больше удивляет другое. Даже летом очень многие водители жалуются на то, что батарея, мол, неожиданно «села». Дескать, всего два года, а то и меньше, да и не ездил почти… Начинаешь расспрашивать, и становится неинтересно: почти у всех одно и то же. Мол, езжу от случая к случаю – раз в две недели, а то и того реже, а машинка все это время стоит в гараже. А операция типа «сними клемму с аккумулятора» современного пользователя часто ставит в тупик. Причина подобного умирания батареи очевидна: она банально разряжается. Если в машинах типа ВАЗ-2101 никаких потребителей при отключенном зажигании не было, то в современном авто их довольно много – и все хотят «кушать». А если им на помощь приходит дополнительное охранно-противоугонное устройство, то ток потребления может превысить сотню миллиампер! За сутки емкость батареи упадет на несколько ампер-часов, а за пару недель может наступить и известный кирдык. Что делать тем, кто по разным причинам ездит редко? Можно отключать клемму штатной батареи – обычно это несложно. Можно хотя бы раз в неделю «навещать» свою машинку – пускать мотор, совершать пару кругов почета и т.п. Если машина хранится в гараже, то можно пользоваться стационарным зарядным устройством, позволяющим компенсировать токи разряда – оно должно быть постоянно подключено как к сети 220В, так и к батарее. Наконец, если помощи просить совершенно неоткуда, а батарея «сдохла», то можно посоветовать приобрести карманного «пускача» с мощной литиевой батарейкой внутри. Такой малыш, как ни странно, запросто крутит стартеры даже у мощных дизелей. Но доводить штатную батарею до такого состояния, конечно же, крайне нежелательно: аккумуляторы этого не любят.
Бензин
Основной бензиновый миф гласит, что на импортном топливе машина становится экономичнее, шустрее и вообще. Кроме того, народ очень любит лить 92-й вместо 95-го и доказывает, как это выгодно. Но об этом мы неоднократно писали, да и к летнему сезону тема отношения не имеет. А вот что имеет прямое отношение к жаре, так это все тот же октан. Если, к примеру, инструкция по эксплуатации вашего авто допускает использование 95-го и 98-го бензинов, то в жару она точно посоветует вам лить именно 98-й! Но мы не любим читать инструкции и заливать дорогие топлива. Смысл рекомендации понятен. Высокая температура за бортом провоцирует детонацию, а лучший борец с этой самой детонацией – как раз повышенное октановое число. Если же в «букварике» указан только 95-й – и ничего другого, тогда никаких стуков, по идее, быть не должно. Но если все-таки мотору плохо, то можно побаловать его и «супером». Хуже не будет.В качестве десерта: радар-детекторы
Здесь мифов ой как много. То кто-то опять обзовет их «антирадарами», то наклейки на номерные знаки посоветуют приобрести, то байку про новый комплекс расскажут, который якобы вообще поймать нельзя. Однако же разберемся.И еще один миф по части GPS – точнее, спутников. Многие искренно убеждены, что приборы типа радар-детекторов или навигаторов каким-то образом «переговариваются» со спутниками, посылая им запросы и получая ответную информацию. Это, извините, полный бред: у спутника вспухнут мозги, если он начнет общаться с каждой машинкой. Да и радар-детектору тяжеловато «дотянуться» наверх: спутники летают ой как высоко…
И еще…
Фото: За рулем.РФ