В российских мегаполисах двухколесный мускульный транспорт становится реальной альтернативой автомобилю. И быстро, и для здоровья полезно. В разгар велосезона мы устроили соревнование между автомобилем и великом: кто быстрее в городе?
Среднестатистический житель столицы ежедневно тратит на дорогу 2,5-3 часа. По словам заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, если ничего не предпринять, к 2015 году каждый пятый житель города будет ехать на работу и обратно почти вдвое дольше. Что делать? Пересаживаться на общественный транспорт. Или ездить на работу на велосипеде! По крайней мере в летнее время. В метро, автобусах и троллейбусах не слишком комфортно. Работает общественный транспорт неидеально: на остановке можно простоять и полчаса, удручает вечная давка, кондиционеры работают плохо, если вообще работают... А на велосипеде – красота! Ни тебе пробок, ни толкотни. Опять же для здоровья польза.
Московские власти заявили, что создание комфортных условий для велосипедистов – одна из важнейших задач транспортного комплекса столицы
Удобно ли раскатывать на велике по Москве? Не в безделье по паркам и просторным набережным, а по делу – от точки А до точки Б. Может, на машине все же быстрее? И мы устроили состязание. Маршрут – от дома до работы, причем в часы, когда транспортная нагрузка максимальная. В качестве стартовой точки выбрали микрорайон у станции метро «Войковская», где живет мой друг и коллега Вячеслав Субботин. Он поедет на автомобиле, а я на велосипеде. Время выезда 10:40. Кто первым войдет в здание редакции?
10:40 На старте я резво обошел «Солярис». Собравшиеся в туннеле под Ленинградским шоссе автомобили я легко обогнул вдоль самой обочины. При выезде на само шоссе «включил указатель левого поворота»: вытянутая влево рука, небольшая пауза... и меня пропустили! Набираю скорость по правой полосе. Слава сейчас где-то позади. Движение достаточно плотное и быстрое. С непривычки ехать в таком режиме страшно. При обгоне машины прижимаются очень близко – ощущение такое, что норовят бортануть меня на обочину. Некоторые еще и посигналить не забывают. Машинально начинаю шарить глазами в поисках велодорожки. Напрасно! Остается, поборов страх, мчаться среди машин или расталкивать пешеходов на тротуарах. Пока выискивал ближайший съезд с дороги на тротуар, мой соперник по гонке шустро промчался вперед: как назло, пробки рассосались и автомобильный поток не сбавлял оборотов.
Преимущество в пробках неоспоримо. Однако велосипедисту на загазованных дорогах неуютно.
10:45 Впереди слияние Ленинградского шоссе с Волоколамским: въезжаю в туннель! Машины разгоняются, как на взлет. Прижимаюсь правее, скорость не сбавляю и всем своим видом показываю, что не боюсь. Обманываю, конечно. Даже не представляете, чего я натерпелся, когда всем телом чувствовал пролетающие мимо в неприятной близости машины. Ага, вот сейчас я отомщу: при выезде из туннеля автомобили собрались в пробку, а я, не сбавляя скорости, помчал дальше.
10:55 У метро «Аэропорт» решаю съехать с Ленинградского шоссе на дорожку-дублер. Движение по основным полосам – как на загородной трассе: все идут под 100 км/ч при разрешенных восьмидесяти. Рукой обозначаю маневр, выжидаю, пока меня пропустят, и перестраиваюсь в правую полосу дублера. Ехать здесь не очень удобно. Остановившиеся у обочины автомобили вынуждают меня перестраиваться левее. Тут же раздаются сигналы недовольных водителей: не любят у нас велосипедистов. Согласен, на двух колесах лучше ехать вне дороги. Или по специальной полосе. Только полосы велосипедной нет, двигаться по тротуару тоже небезопасно – сбить пешехода проще простого. А постоянные пересечения тротуаров с проезжей частью оборачиваются потерей времени: приходится ждать разрешающего сигнала светофора для пешеходов.
Несмотря на постоянные пробки, Слава Субботин не готов пересесть на велосипед.
11:05 Благополучно проехал съезд на Третье транспортное кольцо. Впереди центр города. Там, надеюсь, будет полегче. До Белорусского вокзала долетел пулей. К этому времени ноги уже подустали, а лямка портфеля натерла плечо. У метро «Маяковская» решил немного срезать путь. Пока Субботин, толкаясь на «Солярисе» в переулках, будет выезжать на Садовое кольцо, я махнул по подземному переходу! Выбираюсь на внутреннюю часть Садового кольца. К этому моменту я уже основательно выдохся, но скорый финиш придал мне сил. От цирка на Цветном бульваре, через два пешеходных перехода, штурмую затяжной подъем. Ноги уже деревянные. Пересекаю улицу Сретенка – и вот уже финишная прямая.
11:23 У редакции меня встречал фотограф, который ехал вместе с Субботиным на машине. «Проиграл», – пронеслось в голове. Ничего подобного! Мы приехали фактически одновременно, потратив на дорогу 42 минуты. Только вот на фоне довольных коллег, которые ехали в автомобиле с кондиционером, я выглядел, мягко сказать, не очень презентабельно. Чтобы прийти в себя после 12,5 км езды, я нуждался в душе, свежей одежде и получасе отдыха.
НЕ ДЛЯ ДВУХ КОЛЕС
Конечно, если бы не состязание, мой маршрут выглядел бы иначе. Загазованным шоссе я предпочел бы тихие улицы и парковые зоны. Путь в этом случае будет длиннее, времени потрачу больше. Но зато не придется рисковать на оживленных трассах и дышать выхлопными газами. А стал бы я ездить на велике на работу постоянно? Однозначно нет.
Причин тому много, и вот лишь некоторые из них.
Безопасность и сложность маршрута. Без достаточного количества велосипедных дорожек, проложенных вдоль основных магистралей, велосипедисту трудно выжить в мегаполисе. Большие скорости, плотный и агрессивный поток – этого достаточно, чтобы забыть о велосипеде. Имеющиеся в городе велодорожки – из разряда «маршрут выходного дня». Покататься всей семьей по ним можно, но добраться из спального района до центральной части города – вряд ли.
Парковка. Не у каждого офиса найдется место для хранения велосипеда. Оставлять байк на улице, пусть и пристегнутый специальным замком, опасаюсь: если не украдут, то разберут или шины порежут. А страхование велотранспорта у нас отсутствует как класс. Хотя в европейских странах такая практика распространена.
Дискомфорт. Ехать на велосипеде на дальнее расстояние в деловом костюме невозможно. Желательно иметь на работе сменную одежду. Не помешал бы и душ. Конечно, если передвигаться в спокойном темпе, то можно обойтись и влажными салфетками. Где-то нужно хранить специальное снаряжение: велоботы, шлем, перчатки, рюкзак.
Эксперимент показал, что Москва пока недостойна звания велосипедного города. Покататься по набережным и паркам – пожалуйста, но говорить о велосипеде как об альтернативе автомобилю или общественному транспорту пока могут лишь не обделенные фантазией московские чиновники. Читайте на нашем сайте «
Берем велосипед напрокат».
Маршрут 12,5 км за 42 минуты
Итог эксперимента: лучше стоять в пробке или ехать в общественном транспорте.
Map Moscow Velo – карта велодорожек Москвы-2014
1. Центральный административный округ – 17 км. Радиальные связи транспортных узлов с центром. Бульварное кольцо как основная артерия. Реального велодвижения в центре нет.
2. Юго-Западный и Западный административные округа – 56 км. Поперечные связи внутри округа, взаимодоступность периферии и центра. Самые развитые велосипедные округа. Вот только в центр города по велодорожкам не попасть.
3. Район Митино – 19 км. Можно передвигаться только по району, связи с городом нет.
4. Вдоль Яузы – 18 км. Велодорожка от района Медведково до центра города по набережной Яузы. Пока только проект, реализовать его обещают в 2015 году.
5. Зеленоградский административный округ – 44 км. Велодвижение в отдаленном районе. Связи с другими округами нет.
Фотогалерея