Китайская головоломка: почему «китаемобили» перестали быть дешевыми?
«Китайцы» рвутся в бой
Последние несколько лет китайские автомобили сдавали позиции в России, однако в начале 2016-го неожиданно совершили прорыв. В январе-феврале все без исключения автопроизводители из Поднебесной показали рост продаж на падающем российском рынке. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, за два первых месяца 2016 года реализация «китаемобилей» в нашей стране выросла на 6,2% – до 4,9 тыс. единиц, в результате их доля достигла 2,5% против 1,9% годом ранее. Впрочем, в лучшем для китайского автопрома 2013 году этот показатель составлял 3,7%.По словам директора по продажам «Хайма Автомобили Рус» Александра Баранова, увеличение доли китайских автопроизводителей в этом году обусловлено, прежде всего, низкой базой прошлого года. «В тот период многие, в том числе и китайские, автопроизводители сильно подняли цены – и продажи встали. Сейчас же ценовая политика более соответствует конъюнктуре рынка. В дополнение к этому с декабря 2015-го по февраль нынешнего года проводились специальные акции по поддержке продаж», – комментирует он.
В свою очередь, директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников считает, что сегодня нет оснований говорить о долгосрочной тенденции к росту продаж китайских брендов. «Их основные производственные издержки формируются не в рублях, поэтому им сложно сдерживать цены на фоне девальвации. Китайские бренды фактически остались за бортом программ господдержки, а спрос на автомобили в бюджетном сегменте сейчас неустойчив. Все эти факторы играют против них», – рассуждает он.
Рост на антирекордах
Компания Geely, которая в некоторые месяцы прошлого года становилась №1 среди китайских брендов в России, в январе-феврале 2016 года на втором месте с показателем 1,2 тыс. машин (+6%). Львиную долю продаж марки по-прежнему занимает Emgrand EC7 – самый популярный китайский седан в нашей стране. Замыкает тройку лидеров в китайском сегменте Chery, чей результат составил 720 автомобилей (+14%), более 70% из которых – кроссоверы Tiggo FL и Tiggo 5, успешно продающиеся параллельно.
Наибольший рост продаж среди китайских брендов показывает DFM, хотя объем его реализации по итогам двух месяцев 2016 года остается невеликим – 220 автомобилей против 85 машин годом ранее. Локомотивом продаж марки является кроссовер Н30 Cross, набирающий все большую популярность среди российских покупателей. Как считает глава «Дунфэн Мотор Рус» Ван Пэн, увеличение доли на рынке – закономерный результат двухлетнего присутствия DFM в России и целенаправленной работы по продвижению бренда и развитию дилерской сети. «Тем более что цены по сравнению с конкурентами нам пока удается удерживать на приемлемом уровне. Убеждены, что положительная тенденция продаж будет сохранена, в том числе и благодаря расширению модельного ряда в 2016 году», – заявил он «За рулем.РФ».
Распродажи под китайский Новый год
Динамика продаж китайских автомобилей в России в 2008-2015 гг. | |||||||||
Марка | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Lifan | 4755 | 2673 | 7700 | 17 910 | 20 544 | 27 467 | 23 619 | 15 131 | |
Geely | 3780 | 7681 | 1944 | 6060 | 17 566 | 27 263 | 18 828 | 11 617 | |
Chery | 15 728 | 4914 | 8909 | 7278 | 19 127 | 19 855 | 18 139 | 4964 | |
Great Wall | 8324 | 2490 | 3637 | 6777 | 14 373 | 19 954 | 15 005 | 3181 | |
DFM |
|
|
|
|
|
|
| 1365 | |
Brilliance |
|
|
|
|
|
| 955 | 1202 | |
Changan |
|
|
|
|
|
| 1144 | 734 | |
Haima |
|
|
| 3114 | 591 | 401 | 1009 | 391 | |
BAW |
|
|
|
| 1845 | 1494 | 1082 | 329 | |
JAC |
|
|
|
|
|
| 424 | 152 | |
FAW |
|
|
|
| 560 | 4838 | 2164 | 100 | |
Foton |
|
|
|
| 141 | 6 | 63 | 19 | |
BYD | 5341 | 1001 | 574 | 2007 | 2630 | 106 | 5 |
| |
Vortex | 1066 | 5922 | 10 100 | 12 103 | 5953 | 1005 |
|
| |
Всего | 38 994 | 24 681 | 32 864 | 55 249 | 83 330 | 102 389 | 82 437 | 39 185 | |
Рыночная доля | 1,3% | 1,7% | 1,7% | 2,1% | 2,8% | 3,7% | 3,3% | 2,4% | |
Данные АЕБ |
У дилеров Lifan новых автомобилей прошлых лет производства осталось лишь несколько сотен, а машины 2016 года появились в продаже еще в январе. Как считает Александр Штода, разница в цене не настолько велика (от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, в зависимости от модели и комплектации), чтобы специально искать прошлогодние автомобили. «По сдерживанию цен о резервах говорить не приходится, так как у нас они уже давно закончились. Все убытки, которые несет дистрибьютор, покрывает головная компания. Пока Lifan Motors поддерживает российский офис, беспокоиться не о чем. Но давление постепенно усиливается, и повышения цен не избежать. До конца текущего полугодия должен наступить момент истины, и мы определимся с дальнейшей товарной и ценовой политикой в России, где на нас влияет курс рубля», – говорит Александр Штода.
Подходят к концу остатки прошлогодних машин и у дилеров DFM, причем седана S30 нет совсем, а кроссовер Н30 Cross практически распродан. Автомобили 2016 года поступят в продажу во второй половине апреля уже по новым ценам. По словам Ван Пэна, в связи с тем что поставок S30 больше не будет, а модель А30, которая пришла ей на замену, все еще проходит сертификацию, в количественном выражении продажи марки могут снизиться, но только из-за того, что вместо двух моделей фактически в продаже останется только одна – Н30 Cross.
В салонах Brilliance еще можно найти автомобили, выпущенные в 2014 и 2015 гг., – в компании «Бриллианс Мотор» рассчитывают распродать их в ближайшие 2-3 месяца. При этом стоимость седана Brilliance Н530 не менялась уже более полугода, а изменение цен на кроссовер V5 с начала 2016 года составляет не более 2% в квартал.
Компания Haval начала поставки автомобилей 2016 года в конце февраля, хотя небольшое количество прошлогодних машин еще остается на складе, сообщил заместитель гендиректора «Хавейл Мотор Рус» Михаил Роткин.
А вот дилеры Haima, которые распродали практически все складские запасы, в ближайшее время не смогут предложить покупателям новые автомобили. По словам Александра Баранова, когда начнутся продажи машин 2016 года, еще не определено, поскольку компания из чисто экономических соображений старается произвести поставку на наиболее низких курсовых значениях. «Пока следим за ситуацией. Цена вырастет, разумеется, но определяться будет, прежде всего, конъюнктурой рынка», – сказал он.
Убыточные новинки
Уже поступил в продажу рестайлинговый кроссовер Geely Emgrand X7, а в ближайшее время у российских дилеров марки ожидается новое поколение седана Emgrand EC7. Во второй половине 2016 года Geely планирует привезти в Россию свой флагманский седан GC9, а в следующем году – абсолютно новый кроссовер Emgrand Cross. В то же время компания прекратила продажи в нашей стране хэтчбека MK Cross, а вывод новой версии этой модели не запланирован.
Оптимизирует свой модельный ряд в России и Chery, которая прекращает продажи моделей Indis, Bonus и Very. Среди новинок на 2016 год значатся новые Tiggo 3 и Tiggo 5, а к 2017 году на российском рынке должен появиться новый компактный кроссовер под рабочим названием Tiggo 1.
Haima в этом году привезет к нам новый компактный кроссовер Haima S5, а седан М3 получит комплектацию с вариатором. Новинкой от Brilliance также станет кроссовер – Brilliance V3 ожидается во второй половине этого года, тогда же поступят в продажу обновленные модели V5 и Н530. Летом 2016 года в дилерских шоу-румах DFM должны появиться новый среднеразмерный кроссовер DFM AX7 и компактный седан DFM А30, который сменит модель S30.
Как считает Владимир Мирошников, китайские производители быстро совершенствуют свои машины: во многих случаях новые модели – продукт более высокого уровня. «Хуже, что новые модели обычно предлагаются по более высоким ценам и вынуждены конкурировать с сильными брендами из Южной Кореи, Европы и т.д. На продажах китайских автомобилей это сказывается наихудшим образом», – констатирует он. К примеру, поступивший недавно в продажу обновленный Geely Emgrand X7 после рестайлинга подорожал на 100 тыс. рублей в базовой комплектации.
Очередной десант из Поднебесной
Так, взяв дистрибуцию в свои руки, возобновила продажи легковых моделей в России компания FAW. В 2016 году к представленным ранее седанам FAW Oley, V5 и Besturn B50 добавятся два новых кроссовера – Besturn X80 и Junpai D60. Как рассказал «За рулем.РФ» гендиректор «ФАВ-Восточная Европа» Шэ Мин, до сих пор в модельном ряду FAW не было представлено кроссоверов, так популярных в России, а для увеличения рыночной доли компании необходимы конкурентоспособные автомобили. «Мы надеемся, что после запуска двух новых кроссоверов наша доля на рынке значительно увеличится», – сказал он.
Однако если FAW в свое время был одним из первых китайских автопроизводителей, пришедших в нашу страну, и эта марка уже хорошо знакома российским потребителям, то название Zotye для россиян в новинку. Между тем эта китайская компания недавно вышла на наш рынок с кроссовером T600 и седаном Z300. Как отмечает заместитель гендиректора «Зоти Моторс Рус» Александр Гнездюк, эти модели находятся в самых популярных сегментах российского авторынка, где в следующем году планируется представить еще две новинки – седан Z500 и кроссовер Т500. Вместе с тем компания будет расширять линейку двигателей и трансмиссий для уже продающихся моделей. По словам Александра Гнездюка, несмотря на то что российский рынок переживает сейчас нелучшие времена, он представляет большой интерес для любого китайского бренда и в стратегии Zotye занимает очень важное место. «Резервы компании позволяют нести расходы для входа в новый рынок. В классическом менеджменте известно, что выход на рынок в кризис позволяет быстрее достигать хороших результатов к окончанию кризиса. Такая задача и поставлена перед компанией – выйти, закрепиться, «окопаться» и готовить целевую аудиторию к качественному новому бренду», – рассказал «За рулем.РФ» Александр Гнездюк.
Продажи китайских автомобилей в России за 2 месяца 2016 г. | |||
Марка | Кол-во, шт. | Изм., % | |
Lifan | 2290 | 54% | |
Geely | 1199 | 6% | |
Chery | 723 | 14% | |
Brilliance | 260 | 8% | |
DFM | 218 | 156% | |
Changan | 116 | 71% | |
Haima | 74 | 21% | |
BAW | 25 | -53% | |
Всего | 4905 | 6,2% | |
Данные АЕБ |
Заявляют о планах выйти на российский рынок и другие китайские автопроизводители – GAC Gonow, SAIC… Впрочем, по мнению экспертов, основными игроками в китайском сегменте останутся нынешние лидеры – Lifan, Geely и Chery, а в рядах второго эшелона будет продолжаться ротация марок. К тому же в отличие от «большой китайской тройки» основная часть из них не имеют в России локальной сборки. Впрочем, при небольшом объеме производства и невысоком уровне локализации российская «прописка» едва ли может существенно изменить расстановку сил, отмечает Владимир Мирошников.
С нынешним объемом продаж все китайские автопроизводители уже давно работают «в минус» и в любой момент могут свернуть свою деятельность в России. Это влечет за собой риски для покупателей, которые в случае ухода марки с рынка могут остаться без гарантийной поддержки. «Марка Haima намерена сохранить свое присутствие на рынке, но объем продаж определяется, прежде всего, ценовым позиционированием, а продажи сейчас идут с убытком, соответственно, придется балансировать между количеством продаж и размером убытка. Здесь валютный курс является главным фактором», – говорит Александр Баранов.
По мнению Владимира Мирошникова, у китайских автомобилей уже сформировалась своя аудитория, но она сравнительно невелика. «Китайские бренды активно борются за кошельки покупателей в своей нише, и в этом противостоянии выиграет тот, кто сможет выстроить процесс дистрибуции и предложит наиболее интересный продукт по соотношению цена-качество. Состояние российского рынка таково, что автопроизводителям, которые планируют увеличить или хотя бы удержать свою долю, необходимо в него инвестировать. Таким образом, успех тех или иных брендов будет зависеть, главным образом, от их долгосрочных планов на рынке», – резюмирует он.