Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Китайская головоломка: почему «китаемобили» перестали быть дешевыми?

Китайские автомобили, в свое время покорившие россиян своей дешевизной, сегодня стоят чуть ли не дороже корейских и европейских конкурентов. Виной тому – растущие убытки от падения спроса, отсутствие господдержки, а также низкая локализация местной сборки, если она вообще есть. Несмотря на это автопроизводители из Поднебесной не отказываются от российского рынка и продолжают выводить новые модели – по еще более высоким ценам.
Полная версия


«Китайцы» рвутся в бой

Последние несколько лет китайские автомобили сдавали позиции в России, однако в начале 2016-го неожиданно совершили прорыв. В январе-феврале все без исключения автопроизводители из Поднебесной показали рост продаж на падающем российском рынке. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, за два первых месяца 2016 года реализация «китаемобилей» в нашей стране выросла на 6,2% – до 4,9 тыс. единиц, в результате их доля достигла 2,5% против 1,9% годом ранее. Впрочем, в лучшем для китайского автопрома 2013 году этот показатель составлял 3,7%.

По словам директора по продажам «Хайма Автомобили Рус» Александра Баранова, увеличение доли китайских автопроизводителей в этом году обусловлено, прежде всего, низкой базой прошлого года. «В тот период многие, в том числе и китайские, автопроизводители сильно подняли цены – и продажи встали. Сейчас же ценовая политика более соответствует конъюнктуре рынка. В дополнение к этому с декабря 2015-го по февраль нынешнего года проводились специальные акции по поддержке продаж», – комментирует он.

В свою очередь, директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников считает, что сегодня нет оснований говорить о долгосрочной тенденции к росту продаж китайских брендов. «Их основные производственные издержки формируются не в рублях, поэтому им сложно сдерживать цены на фоне девальвации. Китайские бренды фактически остались за бортом программ господдержки, а спрос на автомобили в бюджетном сегменте сейчас неустойчив. Все эти факторы играют против них», – рассуждает он. 

Рост на антирекордах

Лидером китайского сегмента шестой год подряд остается Lifan, увеличивший реализацию на 54% – до 2,3 тыс. машин в январе-феврале 2016 года. Стоит при этом отметить, что кроссоверы Lifan Х60 и Х50 являются бестселлерами не только в модельном ряду марки, но и среди всех китайских автомобилей в целом. Как отмечает директор по маркетингу «Лифан Моторс Рус» Александр Штода, причины резкого взлета продаж Lifan можно увидеть невооруженным взглядом, сравнив текущие цены на новые автомобили марки с конкурентами. «За последние 1,5 года рост цен на новые автомобили у наших коллег по цеху был существенно выше, чем наш. Когда разница в цене между китайскими и корейскими производителями составляет всего 20-30%, то выбор отдается в пользу более именитых брендов. Если разница достигает 70-100%, то выбор уже становится не настолько очевидным. Бесконечно держать цены на текущем уровне мы не сможем, поэтому в течение этого года ситуация должна выровняться», – предупреждает он. 

Компания Geely, которая в некоторые месяцы прошлого года становилась №1 среди китайских брендов в России, в январе-феврале 2016 года на втором месте с показателем 1,2 тыс. машин (+6%). Львиную долю продаж марки по-прежнему занимает Emgrand EC7 – самый популярный китайский седан в нашей стране. Замыкает тройку лидеров в китайском сегменте Chery, чей результат составил 720 автомобилей (+14%), более 70% из которых – кроссоверы Tiggo FL и Tiggo 5, успешно продающиеся параллельно.

Наибольший рост продаж среди китайских брендов показывает DFM, хотя объем его реализации по итогам двух месяцев 2016 года остается невеликим – 220 автомобилей против 85 машин годом ранее. Локомотивом продаж марки является кроссовер Н30 Cross, набирающий все большую популярность среди российских покупателей. Как считает глава «Дунфэн Мотор Рус» Ван Пэн, увеличение доли на рынке – закономерный результат двухлетнего присутствия DFM в России и целенаправленной работы по продвижению бренда и развитию дилерской сети. «Тем более что цены по сравнению с конкурентами нам пока удается удерживать на приемлемом уровне. Убеждены, что положительная тенденция продаж будет сохранена, в том числе и благодаря расширению модельного ряда в 2016 году», – заявил он «За рулем.РФ». 

Распродажи под китайский Новый год

Между тем уже в ближайшее время китайский сегмент может захлестнуть волна повышения цен, ведь до сих пор дилеры, в основном, распродавали машины 2015-го, а то и 2014 года выпуска по старым ценникам. Кстати, во многом именно этим объясняется рост продаж «китаемобилей» в начале года. Однако с 2016 года все новые автомобили на российском рынке должны соответствовать экологическому стандарту Евро-5, а утилизационный сбор для них повышен на 65%, поэтому цены на китайские машины 2016 модельного года могут быть уже не столь привлекательны для покупателей. Автомобили из новых поставок неизбежно будут дороже, предупреждают в представительствах китайских автопроизводителей, однако обещают предложить на них конкурентные цены. Несмотря на то, что дистрибьюторы китайских машин уже давно торгуют себе в убыток, в большинстве случаев их дотируют головные компании, хотя резервов для сдерживания цен остается все меньше. 

Динамика продаж китайских автомобилей в России в 2008-2015 гг.

Марка

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Lifan

4755

2673

7700

17 910

20 544

27 467

23 619

15 131

Geely

3780

7681

1944

6060

17 566

27 263

18 828

11 617

Chery

15 728

4914

8909

7278

19 127

19 855

18 139

4964

Great Wall

8324

2490

3637

6777

14 373

19 954

15 005

3181

DFM

 

 

 

 

 

 

 

1365

Brilliance

 

 

 

 

 

 

955

1202

Changan

 

 

 

 

 

 

1144

734

Haima

 

 

 

3114

591

401

1009

391

BAW

 

 

 

 

1845

1494

1082

329

JAC

 

 

 

 

 

 

424

152

FAW

 

 

 

 

560

4838

2164

100

Foton

 

 

 

 

141

6

63

19

BYD

5341

1001

574

2007

2630

106

5

 

Vortex

1066

5922

10 100

12 103

5953

1005

 

 

Всего

38 994

24 681

32 864

55 249

83 330

102 389

82 437

39 185

Рыночная доля

1,3%

1,7%

1,7%

2,1%

2,8%

3,7%

3,3%

2,4%

Данные АЕБ


У дилеров Lifan новых автомобилей прошлых лет производства осталось лишь несколько сотен, а машины 2016 года появились в продаже еще в январе. Как считает Александр Штода, разница в цене не настолько велика (от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, в зависимости от модели и комплектации), чтобы специально искать прошлогодние автомобили. «По сдерживанию цен о резервах говорить не приходится, так как у нас они уже давно закончились. Все убытки, которые несет дистрибьютор, покрывает головная компания. Пока Lifan Motors поддерживает российский офис, беспокоиться не о чем. Но давление постепенно усиливается, и повышения цен не избежать. До конца текущего полугодия должен наступить момент истины, и мы определимся с дальнейшей товарной и ценовой политикой в России, где на нас влияет курс рубля», – говорит Александр Штода.

Подходят к концу остатки прошлогодних машин и у дилеров DFM, причем седана S30 нет совсем, а кроссовер Н30 Cross практически распродан. Автомобили 2016 года поступят в продажу во второй половине апреля уже по новым ценам. По словам Ван Пэна, в связи с тем что поставок S30 больше не будет, а модель А30, которая пришла ей на замену, все еще проходит сертификацию, в количественном выражении продажи марки могут снизиться, но только из-за того, что вместо двух моделей фактически в продаже останется только одна – Н30 Cross.

В салонах Brilliance еще можно найти автомобили, выпущенные в 2014 и 2015 гг., – в компании «Бриллианс Мотор» рассчитывают распродать их в ближайшие 2-3 месяца. При этом стоимость седана Brilliance Н530 не менялась уже более полугода, а изменение цен на кроссовер V5 с начала 2016 года составляет не более 2% в квартал. 


Компания Haval начала поставки автомобилей 2016 года в конце февраля, хотя небольшое количество прошлогодних машин еще остается на складе, сообщил заместитель гендиректора «Хавейл Мотор Рус» Михаил Роткин.

А вот дилеры Haima, которые распродали практически все складские запасы, в ближайшее время не смогут предложить покупателям новые автомобили. По словам Александра Баранова, когда начнутся продажи машин 2016 года, еще не определено, поскольку компания из чисто экономических соображений старается произвести поставку на наиболее низких курсовых значениях. «Пока следим за ситуацией. Цена вырастет, разумеется, но определяться будет, прежде всего, конъюнктурой рынка», – сказал он. 

Убыточные новинки

В связи с необходимостью сертификации автомобилей под требования Евро-5 и внедрением системы экстренного реагирования при ДТП ЭРА-ГЛОНАСС китайские автопроизводители стали выводить с российского рынка устаревшие модели и предлагать новинки. К тому же, как показывает практика, именно новые модели способны подстегнуть интерес к марке в условиях вялого спроса на рынке. Несмотря на увеличивающиеся убытки от продаж в нашей стране, в этом году абсолютно все китайские автопроизводители анонсировали новые модели для России. Стоит отметить, что они будут представлены в двух наиболее перспективных сегментах – вседорожников и компактных седанов.
 


 

Так, Lifan в середине года представит в России второе поколение седана Lifan Solano, тогда же появится в продаже очередной фейслифт бестселлера Lifan X60, причем это будет последнее косметическое изменение перед появлением новейшего Lifan X60 II в конце 2017 года. А вот выход на российский рынок анонсированных ранее седана бизнес-класса Lifan 820, моделей My Way и CA09 остается в этом году под большим вопросом.

Уже поступил в продажу рестайлинговый кроссовер Geely Emgrand X7, а в ближайшее время у российских дилеров марки ожидается новое поколение седана Emgrand EC7. Во второй половине 2016 года Geely планирует привезти в Россию свой флагманский седан GC9, а в следующем году – абсолютно новый кроссовер Emgrand Cross. В то же время компания прекратила продажи в нашей стране хэтчбека MK Cross, а вывод новой версии этой модели не запланирован.

Оптимизирует свой модельный ряд в России и Chery, которая прекращает продажи моделей Indis, Bonus и Very. Среди новинок на 2016 год значатся новые Tiggo 3 и Tiggo 5, а к 2017 году на российском рынке должен появиться новый компактный кроссовер под рабочим названием Tiggo 1.

Haima в этом году привезет к нам новый компактный кроссовер Haima S5, а седан М3 получит комплектацию с вариатором. Новинкой от Brilliance также станет кроссовер – Brilliance V3 ожидается во второй половине этого года, тогда же поступят в продажу обновленные модели V5 и Н530. Летом 2016 года в дилерских шоу-румах DFM должны появиться новый среднеразмерный кроссовер DFM AX7 и компактный седан DFM А30, который сменит модель S30. 



Как считает Владимир Мирошников, китайские производители быстро совершенствуют свои машины: во многих случаях новые модели – продукт более высокого уровня. «Хуже, что новые модели обычно предлагаются по более высоким ценам и вынуждены конкурировать с сильными брендами из Южной Кореи, Европы и т.д. На продажах китайских автомобилей это сказывается наихудшим образом», – констатирует он. К примеру, поступивший недавно в продажу обновленный Geely Emgrand X7 после рестайлинга подорожал на 100 тыс. рублей в базовой комплектации. 

Очередной десант из Поднебесной

В условиях ценовых войн и обостряющейся конкуренции в сегменте китайских автомобилей продолжается ротация автопроизводителей. Не успели покинуть российский рынок JAC и Great Wall, как на смену им пришли новые игроки из Поднебесной.

Так, взяв дистрибуцию в свои руки, возобновила продажи легковых моделей в России компания FAW. В 2016 году к представленным ранее седанам FAW Oley, V5 и Besturn B50 добавятся два новых кроссовера – Besturn X80 и Junpai D60. Как рассказал «За рулем.РФ» гендиректор «ФАВ-Восточная Европа» Шэ Мин, до сих пор в модельном ряду FAW не было представлено кроссоверов, так популярных в России, а для увеличения рыночной доли компании необходимы конкурентоспособные автомобили. «Мы надеемся, что после запуска двух новых кроссоверов наша доля на рынке значительно увеличится», – сказал он.

Однако если FAW в свое время был одним из первых китайских автопроизводителей, пришедших в нашу страну, и эта марка уже хорошо знакома российским потребителям, то название Zotye для россиян в новинку. Между тем эта китайская компания недавно вышла на наш рынок с кроссовером T600 и седаном Z300. Как отмечает заместитель гендиректора «Зоти Моторс Рус» Александр Гнездюк, эти модели находятся в самых популярных сегментах российского авторынка, где в следующем году планируется представить еще две новинки – седан Z500 и кроссовер Т500. Вместе с тем компания будет расширять линейку двигателей и трансмиссий для уже продающихся моделей. По словам Александра Гнездюка, несмотря на то что российский рынок переживает сейчас нелучшие времена, он представляет большой интерес для любого китайского бренда и в стратегии Zotye занимает очень важное место. «Резервы компании позволяют нести расходы для входа в новый рынок. В классическом менеджменте известно, что выход на рынок в кризис позволяет быстрее достигать хороших результатов к окончанию кризиса. Такая задача и поставлена перед компанией – выйти, закрепиться, «окопаться» и готовить целевую аудиторию к качественному новому бренду», – рассказал «За рулем.РФ» Александр Гнездюк. 

Продажи китайских автомобилей в России за 2 месяца 2016 г.

Марка

Кол-во, шт.

Изм., %

Lifan

2290

54%

Geely

1199

6%

Chery

723

14%

Brilliance

260

8%

DFM

218

156%

Changan

116

71%

Haima

74

21%

BAW

25

-53%

Всего

4905

6,2%

Данные АЕБ


Заявляют о планах выйти на российский рынок и другие китайские автопроизводители – GAC Gonow, SAIC… Впрочем, по мнению экспертов, основными игроками в китайском сегменте останутся нынешние лидеры – Lifan, Geely и Chery, а в рядах второго эшелона будет продолжаться ротация марок. К тому же в отличие от «большой китайской тройки» основная часть из них не имеют в России локальной сборки. Впрочем, при небольшом объеме производства и невысоком уровне локализации российская «прописка» едва ли может существенно изменить расстановку сил, отмечает Владимир Мирошников.

С нынешним объемом продаж все китайские автопроизводители уже давно работают «в минус» и в любой момент могут свернуть свою деятельность в России. Это влечет за собой риски для покупателей, которые в случае ухода марки с рынка могут остаться без гарантийной поддержки. «Марка Haima намерена сохранить свое присутствие на рынке, но объем продаж определяется, прежде всего, ценовым позиционированием, а продажи сейчас идут с убытком, соответственно, придется балансировать между количеством продаж и размером убытка. Здесь валютный курс является главным фактором», – говорит Александр Баранов.

По мнению Владимира Мирошникова, у китайских автомобилей уже сформировалась своя аудитория, но она сравнительно невелика. «Китайские бренды активно борются за кошельки покупателей в своей нише, и в этом противостоянии выиграет тот, кто сможет выстроить процесс дистрибуции и предложит наиболее интересный продукт по соотношению цена-качество. Состояние российского рынка таково, что автопроизводителям, которые планируют увеличить или хотя бы удержать свою долю, необходимо в него инвестировать. Таким образом, успех тех или иных брендов будет зависеть, главным образом, от их долгосрочных планов на рынке», – резюмирует он.



Фото: «За рулем.РФ», фирмы-производители

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
06.04.2016
Поделиться: