Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Грузовик победителей GMC CCKW: спасибо, Джимми!

В мае, как всегда, вспоминаем Великую Отечественную. На сей раз – вместе с 2,5‑тонным грузовиком GMC.
Полная версия

 

У нас ему не досталось славы Студебекера, Виллиса и Доджа, поскольку в СССР грузовиков Джиемси (именно так писали это имя в 1940‑е годы) было относительно немного. Однако они возили солдат и грузы не только американских вооруженных сил, но и Красной Армии, а потом помогали восстанавливать нашу страну. 

Призыва 1941 года 

Неопытный взгляд, особенно с неблизкого расстояния, возможно, спутает его с легендарным Студебекером. Похож, причем не только внешне (разве что кабина покомпактнее), но и конструктивно. Полноприводные автомобили того времени строили по типовой инженерной схеме – простой, но, как показало время, правильной. 

Первые 2,5‑тонные грузовики концерна GMC появились в 1940 году. Подавляющее большинство машин, воевавших на фронтах Второй мировой, имело мудреное обозначение CCKW, где первая литера С указывает на то, что это модернизированная модель 1941 года. Остальные буквы символизируют: С – обычную кабину, К – полный привод, W – два задних моста, то есть трехосность машины К этой аббревиатуре обычно прибавляли индекс 352 (машина с базой 3680 мм) или 353 (4240 мм). 

 

В начале 1940‑х у машин GMC был очень современный силовой агрегат. Верхнеклапанная рядная «шестерка» объемом 4,4 л развивала 90 л.с. Пятиступенчатая коробка передач – с повышающей передачей (овердрайв). Правда, без синхронизаторов. Впрочем, на грузовики такие коробки ставили еще очень долго, а в США – вообще чуть ли не до конца двадцатого столетия. В паре с коробкой работала двухступенчатая раздатка. Большинство GMC были полноприводными, с подключаемым передним мостом, но у части машин, в том числе и в нашей армии, колесная формула – 6×4. Для американских фирм было обычно, что основная модель (бортовой грузовик) имеет уйму модификаций самых разных назначений – в том числе вот такую, как этот самосвал с тентом. 

Массовый поток GMC пошел в Европу после высадки союзников в Нормандии. К тому времени такие машины делали уже два завода: в Понтиаке, где до войны собирали в основном автобусы Yellow Coach, и в Сент-Луисе, на предприятии отделения Chevrolet. В августе – ноябре 1944 года GMC несли основную нагрузку по снабжению войск союзников, продвигавшихся на север Европы. До освобождения антверпенского порта в ежедневных конвоях работало до шести тысяч машин. 

С легкой руки американских солдат грузовики GMC получили прозвище Jimmy – видимо, по аналогии с кличкой Jeep. Кстати, оба имени позднее стали фирменными: Jeep – маркой, а Jimmy – моделью американских вседорожников. Заслужить народное прозвище, причем ставшее «долгоиграющим», удается далеко не каждому автомобилю. 

Путевка в жизнь 

 

Определенно GMC CCKW – один из лучших автомобилей Второй мировой. И уж точно один из лучших в Красной Армии. Кабина узковата, особенно для пассажира, которому мешают рычаги трансмиссии. Но пассажир, даже если он офицер, здесь не главный, ведь его жизнь во многом зависит от водителя. А тому удобно: руль не упирается в живот, ноги легко находят тугие, но понятные педали. Виданное ли для советских грузовиков того времени дело – закрытая кабина с подачей теплого воздуха к ветровому стеклу? Комфорт по меркам Великой Отечественной отменный. Правда, с 1943 года на GMC ставили кабину с брезентовым верхом. Вовсе не для умножения солдатских «тягот и лишений», а ради экономии дефицитного металла. 

Мотор мощностью 90 сил тянет вполне прилично. Приноровиться к коробке без синхронизаторов несложно. Если правильно работать рычагом и сцеплением, вовремя выжимая и отпуская педаль, поначалу испытываешь даже некую гордость от тихих, без хруста, шестерен, переключений. Потом уже не обращаешь на это внимание – так и должно быть! 

Тормоза – гидравлические, причем с усилителем. Но, положа руку на сердце, чтобы остановиться достаточно быстро, нужно давить педаль что есть силы, упираясь в спинку сиденья (впрочем, тормоза на этой машине, вероятно, не отрегулированы). Ну а работа тяжелым рулем быстро приучает правильно выбирать траекторию и не вертеть баранку на месте. Помнится, на давно знакомом «студере» (ЗР, 2009, № 10) руль был полегче. 

 

С лета 1942 года по весну 1943‑го грузовики GMC испытывали в СССР, в том числе пробегом 15 тысяч километров. Намерили 90 л.с., максималку 72 км/ч, средний расход топлива 37,5 л/100 км. Из недостатков указывали слабоватое сцепление и не очень удобные рычаги управления трансмиссией. По сравнению с достоинствами это мелочи. 

Солдат, строитель, ветеран 

В Красной Армии грузовики GMC служили задолго до открытия второго фронта – с 1942 года. Правда, к нам попало менее семи тысяч машин – капля по сравнению со «студерами», которых, по некоторым данным, завезли не менее 100 тысяч. А испытывали у нас GMC явно не для оценки пригодности к военной службе на фронтах (с этим всё и так было очевидно), а с точки зрения перспектив советского автопрома. Черты американских грузовиков, в том числе и GMC, легко читаются в наших ЗИС‑151 и ЗИЛ‑157. 

Кстати, инструкцию к GMC на русском языке (вероятно, не первую) издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР выпустило уже в 1946 году. Причем тиражом 20 тысяч экземпляров, заметно превышающим количество таких машин в СССР. В брошюре сделали оговорку, что она предназначена не только для «шофера, работающего на автомобиле Джиемси», но и для «расширения знаний шоферов, работающих на отечественных автомобилях». 

 

Вернувшись с фронта, американские грузовики работали в народном хозяйстве. Вот такие самосвалы, в частности, помогали восстанавливать разрушенный Минск. 

Тяжелый руль? Большой радиус поворота? Тормоза, требующие крепкой ноги, желательно еще и обутой в сапог? «А сам-то ты что умеешь?» – спрашивает пожилой, умудренный опытом, но вполне еще бодрый «джимми». Общение с ним – очень хороший повод вспомнить прописные истины о тяжелом солдатском труде, стойкости и мужестве. По-моему, майский праздник именно про это. И я рад, что встретил его вместе с «джимми». 

Редакция благодарит Мариса Межипуте за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

ВОЕННЫЙ БИЛЕТ 

 

GMC CCKW производили в 1941–1945 годах. Автомобили имели два варианта колесной базы: 4240 мм и 3680 мм. Собирали бортовые грузовики, шасси с платформой, самосвалы. На шасси устанавливали цистерны, санитарные модули и другие специальные надстройки. Шестицилиндровый двигатель развивал 90 л.с. при 2750 об/мин. Коробка передач – пятиступенчатая, пятая – повышающая. На основе модели CCKW делали амфибии DUKW, грузовики серии CCW грузоподъемностью 5 тонн (колесная формула 6×4) и модель AFKW с укороченной и смещенной вперед кабиной. Всего изготовили 562 750 автомобилей.

КРАСНЫЙ ШАР 

 

Операция Red Ball Express проходила с 25 августа по 16 ноября 1944 года. Конвои из почти шести тысяч грузовиков, в основном GMC, перевозили ежедневно около 12,5 тысячи тонн грузов для наступающих войск союзников. Операцию завершили после освобождения Антверпена, через порт которого пошли поставки войскам. 

ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА 

 

По договору ленд-лиза в СССР поставили более 400 тысяч автомобилей, 22 тысячи самолетов, около 13 тысяч танков, 35 170 мотоциклов, много иных изделий. Самыми распространенными автомобилями в нашей армии были Studebaker, Willys, Dodge, Chevrolet и Ford. Часть их завозили в СССР в виде машинокомплектов и собирали на нескольких советских заводах.


Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
09.05.2016
Поделиться: