Автомобили Великой Отечественной: битва конструкций

За Победу в самой страшной и кровопролитной войне ХХ столетия дрались не только солдаты на полях сражений и полководцы в штабах, но и инженеры, разрабатывавшие технику и вооружение, и рабочие, воплощавшие эти разработки в металле.

У стран антигитлеровской коалиции был сильный, мощный, технически вооруженный противник, на которого работали заводы порабощенных Германией стран Европы. Тем ценнее Победа! В нашей фотоподборке — некоторые автомобили Великой Отечественной, служившие по обе стороны фронта — в Красной Армии и вермахте:

ГАЗ-М1 - этот гражданский автомобиль был и командирским. «Эмку» оснащали 4-цилиндровым двигателем объемом 3,3 л и мощностью 50 л.с., трехступенчатой коробкой передач. Всего изготовили более 82 тысяч «эмок». Машины собирали и в 1941-1943 гг., но в очень небольших масштабах. В вермахте тоже служили обычные легковые машины. Однако перед войной многие фирмы стали строить так называемые кюбельвагены (kubelwagen, дословно – автомобиль-лоханка) – версии с более дешевыми, упрощенными кузовами. Одним из самых массовых кюбелей был Mercedes-Benz 170VK (на фото справа) с 1,7-литровым 38-сильным мотором. Эту модель производили до 1942-го.

Знаменитая трехтонка ЗИС-5 (слева) – обычный гражданский автомобиль с приводом на заднюю ось. Машины делали в Москве, Ульяновске, Миассе. Двигатель – 6-цилиндровый 73-сильный, объемом 5,6 л. Во время войны собирали упрощенные версии с деревянной кабиной, простыми крыльями, маленькими или вовсе одной фарой. Всего с 1941 по 1945 год изготовили, по разным оценкам, около 130 тысяч машин. Справа – самый массовый грузовик вермахта Opel Blitz 3.6-36. Грузоподъемность – 3300 кг, 6-цилиндровый двигатель (3,6 л, 68 л.с.), коробка передач – четырехступенчатая. К концу войны делали версии с упрощенными деревянными кабинами. После бомбардировки завода в Бранденбурге аналоги Опеля собирали на одном из предприятий концерна Daimler-Benz.

Willys MB — лучший автомобиль Второй мировой в своем классе – выпускали с 1941 г. Машина с двигателем объемом 2,2 л, мощностью 60 л.с., слыла динамичной, надежной, хорошо управляемой. Полный привод, трехступенчатая коробка передач, раздаточная коробка с демультипликатором. В СССР поставили более 50 тысяч Виллисов. На правом фото – самый распространенный (построено около 50 000 экземпляров) командирский и разведывательный автомобиль вермахта – KDF 82. Заднемоторная машина с оппозитной четверкой воздушного охлаждения (1 л, 23 л.с., позднее 1,1 л, 25 л.с.) была легкой, экономичной и надежной, но – моноприводной. Полным приводом оснастили лишь мизерное количество KDF 87E с кузовом предвоенного Жука.

ГАЗ-64, а затем ГАЗ-67 с 4-цилиндровыми двигателями 3,3 л мощностью 50, позднее 54 л.с. во время войны делали в очень небольших количествах. Трансмиссия – полноприводная, коробка передач – четырехступенчатая, раздатка – без демультипликатора. Полноприводный Tempo G1200 (на фото справа) оснащали двумя двухцилиндровыми моторами по 19 л.с., каждый из которых приводил передние или задние колеса. Все колеса — управляемые. Автомобиль отличался хорошей проходимостью, но конструкция была капризной. До 1943 г. изготовили лишь 1253 машины, в основном для пограничников и войск СС.

Американские Dodge WC серий 50 (4х4) и 60 (6х6) — универсальные грузопассажирские и командирские машины. На большинстве ставили 92-сильные моторы. У нас их называли «додж три четверти» (по грузоподъемности — 750 кг) и очень уважали. Во время войны выпустили около 260 тысяч, из них 20-25 тысяч поступили по договору ленд-лиза в СССР. Помимо самой массовой версии с продольными лавками в кузове делали и командирские автомобили с двумя рядами сидений и прочими офицерскими атрибутами. Немецкий аналог Доджа по массе и полезной нагрузке — полноприводный Horch 901 (справа) с двигателем V8 объемом 3,5 л и мощностью 80 л.с. Аналоги Horch 901 делали также Opel и Wanderer. Машины были сложны, дороги в производстве, неэкономичны. Существовала версия Horch 108 со всеми управляемыми колесами. Хорьхов сделали более 27 000 экземпляров.

К 1943-му основными грузовиками Красной Армии были уже американские машины. А самой массовой из них стал знаменитый «Студер» — трехосный Studebaker US6. Большинство автомобилей были полноприводными, но существовала и версия с колесной формулой 6х4. Грузоподъемность — 2,5 т, 6-цилиндровый двигатель развивал 87 л.с., коробка передач — пятиступенчатая, двухступенчатая раздаточная. Из 200-220 тысяч выпущенных в США машин около 80% отправили в СССР. Полноприводный двухосный Opel Blitz 3.6-6700A (на фото справа) грузоподъемностью 3100 кг оснащали 75-сильным мотором, 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаткой. До 1944-го, когда авиация союзников фактически уничтожила завод в Бранденбурге, изготовили около 25 000 автомобилей.

Слева – ЗИС-6 колесной формулой 6×4, грузоподъемностью 4000 кг. Двигатель 5,6 л, 73 л.с. До 1941-го изготовили 21 239 машин. Производство прекратили после эвакуации завода. На шасси ЗИС-6 ставили первые гвардейские минометы — знаменитые «Катюши». Трехосныe (6х4) грузовики Henschel 33D1 и 33G1 грузоподъемностью 6100 кг строили до 1942 г. Двигатель – 6-цилиндровый, 10,8 л, 100 л.с. Делали бортовые грузовики, но на большинство шасси ставили специальные кузова или монтировали оборудование для топливозаправки.

Самые массовые советские полугусеничные грузовики Красной Армии — ЗИС-22 и модернизированный ЗИС-42 (с 1942 г.) грузоподъемностью 2250 кг. Двигатель 73 л.с. ЗИС-22 изготовили около 200, а ЗИС-42 вплоть до 1946-го — 6372. Справа – полугусеничный Opel Blitz Maultier (мул) грузоподъемностью 2000 кг. Двигатель – 68 л.с. Аналоги делали и несколько других немецких заводов.

Советская промышленность легкие амфибии ГАЗ-46 стала делать лишь через восемь лет после окончания войны. А в период Великой Отечественной Красная Армия получала по ленд-лизу Ford GPA (на фото слева), построенный на базе модели GPW — аналога Willys MB с тем же 60-сильным мотором. Полноприводную амфибию KDF 166 сделали на основе легкого штабного кюбеля KDF82. На амфибии, известные также под именем Schwimmwagen (плавающий автомобиль), ставили мотор в 25 л.с. Такие машины поступали, в основном, в войска СС. Изготовили 14 283 экземпляра.

На фото слева – американский Diamond T 980 с 6-цилиндровым 11-литровым двигателем мощностью 150 л.с. Грузоподъемность – до 10 000 кг. Аналогичные тяжелые грузовики делали под марками Reo и Mack. В немецкой армии широко использовали автомобили завоеванных стран. В частности, тяжелый полноприводный грузовик Tatra 111 (справа). Двигатель воздушного охлаждения, объемом 14,8 л развивал 210 л.с. Хребтовая рама, грузоподъемность 6350 кг.

Фото: из архива редакции

Подпишитесь на «За рулем» в