Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

10 самых больших ошибок автоспорта

Иногда решения, сначала кажущиеся правильными, в конечном итоге признаются неверными. Вспоминаем десять наиболее ярких примеров из автоспорта, когда ошибки сыграли злую шутку с пилотами, зрителями и просто судьбами.
Полная версия

1. Запрет гонок в Швейцарии (1955)


Причиной стала самая трагическая авария за всю историю автоспорта, унесшая жизнь 83 зрителей, смотревших «24 часа Ле-Мана». Впечатленные этим власти Швейцарии запретили проведение кольцевых гонок на территории страны. Попытки снять этот запрет результата не давали. Вплоть до того, что Гран-при Швейцарии Формулы‑1 в 1982 году провели во Франции. 

Наконец, в 2007 году нижняя палата швейцарского парламента проголосовала за отмену запрета, отметив, что за полвека фантастически вырос уровень безопасности гонщиков и зрителей. Но верхняя палата лишь год назад в порядке исключения разрешила гонки электромобилей – в рамках чемпионата Формулы-Е. 

Любопытно, что ралли (определенно более опасное для зрителей, чем «кольцо») гонениям не подвергали. Швейцарское ралли «Дю Вале» имеет 40‑летнюю историю. 

2. Гран-при Кубы (1958) 

 

Это наглядный урок на тему, рационально ли затевать большие гонки в странах с нестабильной политической ситуацией. На Кубе революция длилась пятый год, когда пятикратного чемпиона Формулы‑1 Хуана Мануэля Фанхио похитили участники «Движения 26 июля», возглавляемого Фиделем Кастро. При выходе из отеля аргентинца под дулом пистолета усадили в машину и увезли. Более суток он был в плену. Обращались с ним вежливо, даже организовали интервью. Похищение понадобилось для политической борьбы, и в конце года революция победила. 

С Фанхио ничего дурного не произошло, кроме того, что он не стартовал в гонке, которую тогда выиграл Стирлинг Мосс. Правда, кубинский Гран-при был самостоятельной гонкой и не входил в список этапов чемпионата мира. Фанхио затем долгие годы общался и дружил с Арнольдом Родригесом – непосредственным участником похищения. 

3. Группа B (1983) 

В среде раллистов до сих пор в ходу шуточный термин «группа B» – так называют слишком мощный и быстрый, но сложный в управлении автомобиль. Так оно и было, когда Международная федерация автоспорта (FISA) приняла свод технических требований для раллийных автомобилей Group B. Вкратце: минимум серийных элементов и ограничений, касающихся конструкции, плюс нелимитированная мощность. 

 

Сейчас такие машины не допустили бы даже на «Дакар». А тогда это привело к бешеному росту популярности ралли и, что было вполне предсказуемо, к увеличению числа аварий с тяжелыми последствиями. В частности, погиб лидер чемпионата 1986 года Хенри Тойвонен. Поэтому FISA не только заморозила проект создания раллийной группы S (вообще ничего серийного), но и запретила группу B. 

4. Кольцевые трассы СССР (1965–1991) 

Сегодня сложно понять, какие мотивы двигали руководством советского автоспорта (его составляли главным образом военные из ДОСААФ), но все объекты, которые можно было назвать трассами для шоссейно-кольцевых гонок, располагались за пределами РСФСР. А стационарных автодромов к моменту распада СССР построили только два – в Риге («Бикерниеки», на фото) и в Киеве. При этом важнейшими центрами кольцевых гонок являлись Москва и Тольятти. 

Результат: Россия на какое-то время осталась вообще без площадок, пригодных для проведения «кольца». Первый полноценный автодром – «Смоленское кольцо» – открылся в 2010 году

5. Развал DTM (1995–1996) 

 

Гран-при России мог бы ставить рекорды, если проводить его там, где много потенциальных зрителей

Вся ранняя история немецкого чемпионата DTM состоит из взлетов и падений, но тут случилось нечто особенное. По одной версии, владельцы серии Deutsche Tourenwagen Meisterschaft обратились в FIA за поддержкой, считая, что у «немецкого чемпионата мастеров туринга» есть шансы стать всемирным. По другой – FIA сама наложила лапу на успешную серию, использовав ее временные трудности. Как бы там ни было, владельцы DTM наделили Международную автомобильную федерацию большими полномочиями, в том числе коммерческими. 

В 1995 году под ее опекой чемпионат, переименованный в ITC, моментально получил этапы в Японии и Бразилии. Но через год тихо умер из-за ухода участников (слишком выросли расходы) и непомерных цен на всё – от билетов до прав на телетрансляцию. Возродили его в 2000‑м. И с тех пор не проявляют желания заполучить статус мирового или вывеску «проходит под эгидой FIA». 

6. Летающие Мерседесы (1999)


Прототип Mercedes SLR, дальнейшая эволюция моделей CLK-GTR и CLK-LM, был построен для участия в «Ле-Мане». Прошел всевозможные тесты, не выявившие значимых недостатков. Однако на трассе «Сартэ», располагающей длиннющим прямым участком, три автомобиля из четырех взлетели в воздух из-за недостатка прижимной силы в передней части машин, что проявлялось на скоростях свыше 300 км/ч. Два – в ходе тренировок. Третья авария – Питера Дамбрека на 75‑м круге гонки – выглядела наиболее жутко. Автомобиль высоко взлетел, несколько раз кувыркнулся в воздухе и упал в лесу. Четвертую машину команда сразу же сняла с дистанции. 

Получив такой удар по репутации, Mercedes тогда зарекся возвращаться в «Ле-Ман». И пока не вернулся. Удивительно, что всё это произошло с маркой, располагающей отличной инженерной базой и огромным гоночным опытом. 

7. Гран-при России (c 2014) 

Построить самый современный автодром в городе с населением менее полумиллиона и на огромном расстоянии от всех столиц? Возможно, не ошибка, но уж точно неоднозначное решение. С одной стороны, оно выглядит оправданным: в субтропическом климате трасса может полноценно работать почти круглый год. Но с другой… 

Сегодня этап Формулы‑1 – единственный по-настоящему большой и кассовый проект сочинского автодрома. И одновременно самый затратный, поскольку организаторы, помимо того что платят за право принимать чемпионат мира, несут большие расходы, нанимая много персонала и вкладываясь в рекламу. 

Судя по высокой посещаемости менее статусных гонок в Московском регионе, Гран- при России определенно мог бы ставить рекорды. Но только если проводить его там, где много потенциальных зрителей.

8. Ликвидация Волги (1991–2008)


Зачетная группа автомобилей ГАЗ‑24 (и их модификаций) по стародавней классификации называлась «10‑й класс». Пилотов, выступавших на Волгах, с некоторым пренебрежением называли «таксистами», а автомобили – «баржами». Своих гонщиков содержали многие таксопарки, автобазы и гаражи силовых структур. На закате СССР пилотов, приезжавших на крупные кольцевые гонки, нередко было больше, чем вмещала стартовая решетка. А заезды Волг гарантированно отличались зрелищностью.

Затем всё быстро поменялось. Класс Волг убрали сначала из «кольца», как бесперспективный. К 2008 году этот зачет исчез отовсюду – из ралли, кросса и трековых гонок. Вроде всё логично: мамонтам пришло время вымереть.

Однако в 2012‑м, когда вступило в строй «Нижегородское кольцо», на нем провели классическую гонку «Янтарная Волга» (эта гонка – родом из Риги, ныне проходит как многоэтапная серия), собравшую около тридцати машин. Оказалось, что гоночные Волги все эти годы чудесно жили в Прибалтике, где никому не пришло в голову их отменить или запретить. Что имеем – не храним…

9. Гонщик – это профессия

Это утверждение в нашей стране ошибочно по двум причинам. В Общероссийском классификаторе профессий, должностей и разрядов такой профессии нет. Хотя есть гильошир, дессинатор и макаль. Так что люди, фактически работающие гонщиками, числятся как менеджеры, инженеры, механики, водители или испытатели.

Кроме того, подавляющее большинство гонщиков, которых мы считаем профессиональными, по будням работают где-то еще, обычно в каком-либо бизнесе. Или учатся в вузах. А гонкам отдают выходные, отгулы, каникулы и отпуска. Пример однозначного профессионала из ныне выступающих пилотов – Даниил Квят. Почти все прочие пашут на двух работах, формально гонщиками не являясь. А на вопрос, что такое гонщик, многие пилоты отвечают: образ жизни.

10. Автоспорт опасен (1895–2016)


Предупреждение о том, что автогонки опасны, иногда печатают на входных билетах. Сегодня это просто вежливое напоминание зрителям о том, что надо вести себя адекватно. Езда по дорогам общего пользования на обычных автомобилях во все времена была тысячекратно опаснее – подтверждено статистикой. А у большинства самых страшных на вид гоночных аварий тяжелые последствия для людей крайне редки.

В первые десятки рейтингов наиболее опасных видов спорта автоспорт не входит – ни среди классических дисциплин, ни среди экстремальных. В лидерах по числу травм – контактные командные виды спорта (хоккей, регби), альпинизм и дайвинг. А по числу погибших – как ни странно, гольф.

Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
12.06.2016
Фото: «За рулем»
Поделиться: