Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Выбор есть: как уживаются на рынке два поколения авто?

В условиях кризиса на российском авторынке вывод новых моделей далеко не всегда приводит к притоку покупателей, ведь новинки зачастую дорого стоят. Чтобы избежать провала продаж, некоторые автопроизводители стали предлагать сразу два поколения машин, разводя их по разным ценовым сегментам. Как показывает статистика, в силу более доступной цены наиболее востребованы сегодня именно старые версии автомобилей.
Полная версия

Новое и незабытое старое

Новый Volkswagen Tiguan, с весны этого года доступный в Европе, в первом квартале 2017 года доберется и до России. При этом, в отличие от европейского рынка, в нашей стране останется и актуальное поколение кроссовера, которое продается почти 10 лет. Новый Tiguan присоединится к своему предшественнику на конвейере завода Volkswagen в Калуге, где оба автомобиля будут выпускаться параллельно. Российские цены на второе поколение Tiguan пока не объявлены, но в Volkswagen обещают, что его стоимость будет «очень разумной» для новой модели. Между тем недавно компания уже снизила цены на текущее поколение кроссовера, который теперь предлагается от 1 млн 179 тыс. рублей.


По мнению руководителя отдела продаж компании «Авилон» (официальный дилер Volkswagen) Максима Васильева, запуск нового Tiguan на заводе в Калуге позволит предложить клиентам данную модель по конкурентоспособной цене с возможностью выбора из двух поколений.

Как известно, Tiguan построен на платформе нового поколения, получил ряд самых современных технологий, абсолютно другой дизайн, больше пространства в салоне и объема в багажнике. По планам Volkswagen, новинка призвана укрепить позиции Tiguan в сегменте и стать более продвинутой и трендовой моделью, чем актуальное поколение, которое, в свою очередь, для многих клиентов по-прежнему является оптимальным выбором с точки зрения «цена-качество-функциональность». 

При этом нынешний Tiguan остается востребованным у российских покупателей на протяжении многих лет, и даже обновление его основных конкурентов в последние годы (Kia Sportage, Hyundai Tucson, Toyota RAV4) не пошатнуло позиций модели. В то же время новый Tiguan даст покупателям еще больший уровень оснащения и престижа, что позволит расширить целевую аудиторию: приверженцам марки, которые ценят немецкую надежность, предложат Tiguan-«классик», а более прогрессивной аудитории — новаторский Tiguan New.

Как долго два поколения Tiguan будут соседствовать на российском рынке, в Volkswagen не говорят, отмечая лишь, что это будет зависеть от спроса, а локальное производство позволит оперативно реагировать на рыночные изменения. При нынешнем состоянии рынка новый и старый Tiguan вряд ли будут продаваться вместе более двух лет, но если вновь начнется бурный рост спроса, этот срок может увеличиться, считают в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М».

Вместе с тем параллельное присутствие на рынке двух генераций Tiguan позволит оценить и проанализировать показатели спроса на старое и новое поколения, выявить наиболее выигрышные черты каждого из них. А это в свою очередь поможет производителю выйти на новый виток развития модели, полагает руководитель отдела продаж «Фольксваген Центра Авторусь» Сергей Ярочкин.

Из масс – в премиум


Таким же путем пошла и корейская Kia, которая в июле прошлого года вывела на российский рынок новый флагманский вседорожник Sorento Prime, сохранив в модельной линейке и Sorento предыдущего поколения. В пресс-службе Kia Motors Rus такое решение объясняют тем, что кроссовер второй генерации пользуется устойчивым спросом среди российских клиентов благодаря оптимальному соотношению цены и качества. В свою очередь, новый Sorento Prime отличается премиальным уровнем отделки салона и богатым оснащением. Во всех комплектациях премиум-кроссовер предлагается только с полным приводом и автоматической коробкой передач, при этом для него доступен более мощный бензиновый двигатель, а также 7-местная версия. Таким образом, говорят в корейской компании, Sorento Prime ориентирован на покупателей с высокими требованиями к уровню комфорта и технологий, которые ранее не рассматривали для себя возможность выбора автомобилей Kia.

По словам коммерческого директора ГК «АвтоСпецЦентр» Сергея Ворновского, Sorento Prime, как и новый Tiguan, сильно отличается от своего предшественника. Kia позиционирует его как автомобиль другого класса, рассчитанный на премиум-аудиторию. «Не всем автомобилистам необходимы технологии, которые присутствуют в обновленных версиях авто. Не все готовы платить за оснащение более высокую цену, кто-то просто хочет ездить на проверенном, качественном, отвечающим современным стандартам автомобиле, без каких-либо излишеств. Именно на этих клиентов и рассчитывают автопроизводители, оставляя на рынке предыдущие версии авто», – рассуждает он.

Оба Sorento выпускаются на калининградском «Автоторе», причем старый производится по полному циклу, что во многом позволяет сохранять более доступную цену. Так, его стоимость начинается от 1 млн 595 тыс. рублей, а Sorento Prime предлагается от 2 млн 150 тыс. рублей. По словам руководителя направления продаж новых автомобилей ГК «Автомир» Михаила Маракушева, новая модель Kia Sorento в среднем дороже прежней на 30%, но при этом она заметно крупнее, мощнее, имеет расширенный список опций, у нее более современный интерьер и экстерьер. Соответственно, целевые аудитории могут и пересекаться, но в целом это клиенты с разными потребностями и требованиями к автомобилю.

Между тем статистика продаж показывает, что с момента выхода Sorento Prime на российский рынок его предшественник разъезжался по гаражам россиян лучше. Так, за 9 месяцев 2016 года было продано 3170 Sorento, тогда как на Sorento Prime остановили свой выбор лишь 2010 покупателей. Правда, спрос на старый Sorento за это время снизился на 39%, а продажи новичка росли. В результате по итогам августа и сентября объем реализации Sorento Prime превысил показатели Sorento второго поколения. Во многом это обусловлено действующими спецпредложениями на покупку флагманского кроссовера Kia, а также появлением новой максимальной комплектации GT Line.

«Динамика спроса – это, скорее, вопрос времени. Первоначально спрос на старые версии выше, чем на поступающие в продажу новинки, однако со временем он смещается в сторону новых моделей. Безусловно, рано или поздно они вытеснят с рынка своих предшественников», – комментирует Сергей Ворновский.

Тем не менее Kia Sorento, который вот уже более года продается в нашей стране наряду с новым поколением модели, может задержаться на российском рынке еще на пару лет, считают аналитики «Атлант-М». По их словам, у «старичка» есть свой клиент, готовый приобрести новый вседорожник корейского происхождения по цене менее 2 млн рублей вместо, скажем, пятилетнего «японца» более высокого класса.

Не взамен, а в дополнение


Кстати, практика параллельных продаж двух поколений модели далеко не новшество. Та же Kia, к примеру, делает это на китайском авторынке. Да и в нашей стране было немало таких примеров: в разные годы в шоу-румах российских дилеров соседствовали старые и новые Renault Logan, Hyundai Sonata и Santa Fe, Opel Astra и Zafira... А дольше всех сосуществовали на нашем рынке Skoda Octavia Tour четвертого поколения и Skoda Octavia A5, которые одновременно продавались с 2005 по 2010 год. Как вспоминают аналитики «Атлант-М», в 2005-2007 годах рынок рос настолько быстро, что Tour справедливо решили не убирать с конвейера. Только с началом кризиса 2008 года спрос на него начал падать, и потребовалось применять активные скидки и акции. Соотношение продаж двух генераций модели менялось постепенно: например, в 2008 году в автоцентре «Атлант-М Тушино» старое поколение составляло еще 68% всех Octavia, а в 2009 году доля Tour сократилась до 46%. При этом разница в цене составляла около 30%.

Нынешний же кризис на нашем авторынке придал этой практике новое значение. В условиях низкой платежеспособности россиян производители сохраняют в продаже прежнее поколение востребованных моделей по старым ценам, чтобы удержать покупателей. В то же время более дорогие новинки позиционируются как расширение модельного ряда. Таким образом автопроизводители увеличивают потребительскую аудиторию и наращивают свою долю на падающем рынке. Как показывает, к примеру, опыт все той же Kia, за счет продаж двух Sorento доля марки в сегменте D-SUV остается стабильной и составляет около 7%.


Впрочем, у такого решения есть и минусы — риск того, что одна из двух моделей окажется неправильно спозиционирована. Если старое поколение «недостаточно дешево», то импортер и дилеры могут остаться с большим складом неходовых автомобилей, которые придется распродавать в убыток. Если же новое поколение окажется чрезмерно дорогим, его вывод на рынок будет неудачным, и сразу же сложится негативный имидж у покупателей, предупреждают аналитики «Атлант-М».

По словам Сергея Ворновского, производители оставляют в продаже автомобили прежнего поколения, поскольку они пользуются высокой популярностью на российском рынке при их нынешней цене. Новинки дороже, и предугадать спрос на них в условиях падающего рынка не так просто, поэтому в целях подстраховки производители продолжают продавать старые модели, пока новички набирают обороты. «Получит ли данная практика распространение с окончанием кризиса, покажет только время и, конечно же, результаты параллельных продаж, запущенных уже сейчас», – рассуждает Сергей Ворновский.

Кризис – это всегда практика новых идей и появление возможностей для развития. И пока совместное присутствие на рынке двух поколений позволяет увеличивать показатели продаж, этот подход на российском рынке будет сохраняться, резюмирует Сергей Ярочкин.

Фото: компании-производители

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
13.10.2016
Поделиться: