Проверь себя: 15 секретов зимней езды из XX века
Нынче подавляющее число водителей вообще не смотрят на календарь: времена года для них слились в одно целое. Не играет роль ни количество градусов за бортом, ни их знак – плюс или минус: сел и поехал. А вот смогли бы вы ездить на машине без современных технологий, отказавшись от моторных масел 0W‑40, климат-контроля и антифризов? С замерзшими стеклами, загустевшими смазками и беспомощными покрышками? Сейчас проверим.
Вопросы, на которые мы предлагаем вам ответить, основаны на советах бывалых прошлого столетия. В те времена человек, отважившийся ездить на машине зимой, уже вызывал уважение – он был сродни первопроходцам, в одиночку открывавшим новые земли и привыкшим полагаться только на себя. Попробуйте мысленно поставить себя на его место – многие ответы придут на ум сами.
Удачи в новогодней викторине и на дорогах!
1. В чем соль?
Зачем водители возили с собой мешочек с солью?
А – сыпали соль в радиатор
Б – протирали мешочком стекла изнутри
В – подмешивали в жидкость омывателя ветрового стекла
Г – добавляли в тормозную жидкость
2. Спасительный стакан
Куда водители заливали по вечерам стакан бензина?
А – в радиатор
Б – в маслозаливную горловину
В – в полости кузова
Г – в тормозную систему
3. Фильтруем
Для чего на Жигулях дважды в год отворачивали крышку воздушного фильтра?
А – для плановой замены фильтра
Б – для межсезонной очистки фильтра
В – для переключения потоков входящего воздуха
Г – для установки или снятия специального зимнего фильтра
4. Целебный битум
В преддверии зимы водители разводили в бензине битум, чтобы…
А – смазать хромированные детали
Б – нанести на уплотнители дверей
В – освежить покрышки
Г – промазать стыки радиатора
5. Куда ведет лестница?
Для чего зимой бывалые водители возили в багажнике веревочную лесенку?
А – чтобы выехать со скользкого участка дороги
Б – для очистки крыши автомобиля
В – для крепления грузов на багажнике
Г – для выталкивания машины из сугроба
6. Плюсы и минусы
Какой указатель на комбинации приборов показывал как положительные, так и отрицательные значения измеряемой величины?
А – термометр
Б – манометр
В – амперметр
Г – эконометр
7. Комфортное решение
Для чего на Волгу ГАЗ‑21 устанавливали жалюзи?
А – для защиты от посторонних взглядов при ночевке в автомобиле
Б – для комфорта водителя и пассажиров при ярком солнечном свете
В – для предварительной очистки воздуха на входе в воздушный фильтр
Г – для повышения температуры в моторном отсеке в холодное время года
8. Проволока
Как водители использовали зимними вечерами два кусочка проволоки?
А – фиксировали шток неработающего пускового устройства карбюратора
Б – вставляли в сливные краники радиатора и блока цилиндров
В – вкладывали в личинки замков дверей и багажника
Г – размещали под дворниками
9. Сушим весла
А – плавно потянуть рычаг на себя, а затем повернуть его рукоятку
Б – поворачивать рукоятку рычага туда-сюда
В – подергивать рычаг короткими движениями
Г – никак нельзя
10. На льготных условиях
Почему аккумулятору в ГАЗ‑69 при прочих равных условиях было проще крутить стартер, чем на современном автомобиле?
А – мощность стартера была гораздо ниже
Б – стартер не был предусмотрен конструкцией
В – стартер не имел тягового реле
Г – применялся стартер-генератор
11. Вот так номер
С какой целью владельцы автомобилей АЗЛК‑2140 переодически откручивали передний номерной знак?
А – для перерегистрации автомобиля в райвоенкомате
Б – для антикоррозионной обработки передка кузова
В – для пуска мотора
Г – для преодоления бродов
12. Утрачено безвозвратно
Какой элемент системы отопления исчез при переходе с ГАЗ‑21 на ГАЗ‑24, а также при замене заднеприводных Москвичей переднеприводными?
А – крышка лючка воздухопритока
Б – автономный отопитель
В – фильтр системы отопления и вентиляции
Г – магистрали обдува ног задних пассажиров
13. Как достать полуось?
Почему зимой 1978–1979 годов резко вырос спрос на полуоси для Жигулей?
А – ожидалось повышение цен
Б – продавали некомплектные автомобили
В – полуоси ломались при буксировке
Г – ВАЗ сменил поставщика запчастей
14. Напарники
На каком из перечисленных автомобилей впервые появился серийный электрический бензонасос?
А – ЗИМ ГАЗ‑12
Б – Запорожец ЗАЗ‑965
В – Волга ГАЗ‑21
Г – Москвич‑407
15. Зимой и летом
На каком из агрегатов ГАЗ‑24 были надписи «зима» и «лето»?
А – на радиаторе
Б – на бензобаке
В – на выпускном трубопроводе
Г – на карбюраторе
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
1. Правильный ответ: Б
Соль гигроскопична, а потому хорошо впитывает осевшие на стекле капли влаги. Тонкая пленка соляного раствора не давала образовываться новым капелькам, затрудняющим видимость. Поэтому в былые времена водители натирали стекло мешочком с солью.
2. Правильный ответ: Б
Бензин выливали в маслозаливную горловину, после чего проворачивали коленчатый вал стартером для перемешивания. Моторное масло при этом разжижалось, и утром стартеру было легче прокрутить двигатель. По мере прогрева двигателя бензин испарялся, а потому вредного влияния не оказывал.
3. Правильный ответ: В
В корпусе воздушного фильтра Жигулей были отверстия для входа как забортного холодного воздуха, так и подогретого выпускным коллектором. С наступлением холодов водители переставляли крышку таким образом, чтобы она перекрывала доступ холодного воздуха, одновременно открыв канал для поступления подогретого.
4. Правильный ответ: А
Такую смесь заботливые хозяева наносили на все хромированные элементы автомобиля для их защиты от коррозии. Выглядело покрытие не очень эстетично, но зимой это не бросалось в глаза, а весной защищенные детали тщательно отмывали.
5. Правильный ответ: А
Веревочная лесенка представляла собой конструкцию из веревок и деревянных реек шириной чуть больше протектора шины. Ее привязывали к отверстию в колесном диске и использовали как аналог цепи противоскольжения!
6. Правильный ответ: В
Только амперметр имел шкалу с нулем посередине, его стрелка могла показывать отрицательные и положительные значения. Прибор отражал реальный энергетический баланс бортовой электросети автомобиля, который в эпоху совсем слабеньких генераторов далеко не всегда был положительным. Особенно часто амперметр находился в «минусе», если двигатель автомобиля работал на холостом ходу, а потребителей при этом было много.
7. Правильный ответ: Г
Жалюзи устанавливали перед радиатором системы охлаждения для защиты двигателя от переохлаждения набегающим потоком холодного воздуха. Кроме того, тепло от мотора не давало замерзнуть радиатору, если в систему была залита вода.
8. Правильный ответ: Б
Охлаждающей жидкостью почти всегда служила вода. На ночь ее сливали. При этом замерзшие остатки воды намертво прихватывали открытые краники слива охлаждающей жидкости, расположенные в нижних точках блока цилиндров и радиатора. Закрыть их уже не представлялось возможным. Поэтому в отверстия краников с вечера вставляли отрезки проволоки, а поутру выдергивали их. Горячая вода, протекающая через каналы, оставшиеся от проволоки, быстро отогревала краники и позволяла их закрыть.
9. Правильный ответ: Г
Такая операция в принципе невозможна. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ‑69 стопорил выходной вал раздаточной коробки и с колодками рабочей тормозной системы вообще не был связан.
10. Правильный ответ: В
Включение стартера было чисто механическим. Водитель в кабине нажимал на шток, который через рычаг вводил муфту свободного хода с шестерней в зацепление с венцом маховика. Одновременно замыкались контакты, подающие питание на электродвигатель стартера. Непременного атрибута всех современных стартеров – тягового реле – не было, а без этого «нахлебника» системе немного легче.
11. Правильный ответ: В
Отверстие для пусковой рукоятки находилось в переднем бампере. А к бамперу болтами через штатные отверстия крепился номерной знак, который мешал вставить «кривой стартер».
12. Правильный ответ: А
Перед ветровым стеклом автомобилей «дожигулевской» эпохи была узкая и длинная дверца-крышка – это воздухозаборник отопителя. Водитель управлял им из салона. Оставляя машину на стоянке, крышку обычно закрывали, чтобы в отопитель не попадали снег и мусор.
13. Правильный ответ: В
В новогодние праздники тогда стояли очень сильные морозы (в европейской части Советского Союза температура воздуха достигала –50 ºС). Попытки пуска двигателя Жигулей с буксира зачастую заканчивались обрывом полуосей. Провернуть застывшие двигатели и трансмиссию не удавалось, а если сцепление шин с дорожным покрытием было хорошим, то в роли «предохранителей» оказывались как раз полуоси. Немаловажно и то, что хрупкость металла полуосей на таком морозе возросла.
14. Правильный ответ: Б
На Запорожце для подачи бензина в автономный отопитель использовался диафрагменный электробензонасос!
15. Правильный ответ: В
Надписи «зима» и «лето» были выполнены на секторе регулировки обогрева, который управлял заслонкой в выпускном коллекторе. В положении «зима» заслонка направляла поток выхлопных газов на стенку коллектора, находящуюся рядом с впускным трубопроводом, – и воздух на входе в двигатель подогревался.