Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Проверь себя: 15 секретов зимней езды из XX века

Как ездили в сложных зимних условиях водители прошлых поколений – без синтетических масел, шипованных покрышек и обогреваемых стекол? Пройдите наш тест на знание приемов ушедшей эпохи.
Полная версия

Нынче подавляющее число водителей вообще не смотрят на календарь: времена года для них слились в одно целое. Не играет роль ни количество градусов за бортом, ни их знак – плюс или минус: сел и поехал. А вот смогли бы вы ездить на машине без современных технологий, отказавшись от моторных масел 0W‑40, климат-контроля и антифризов? С замерзшими стеклами, загустевшими смазками и беспомощными покрышками? Сейчас проверим.

Вопросы, на которые мы предлагаем вам ответить, основаны на советах бывалых прошлого столетия. В те времена человек, отважившийся ездить на машине зимой, уже вызывал уважение – он был сродни первопроходцам, в одиночку открывавшим новые земли и привыкшим полагаться только на себя. Попробуйте мысленно поставить себя на его место – многие ответы придут на ум сами.

Удачи в новогодней викторине и на дорогах!

1. В чем соль?

Зачем водители возили с собой мешочек с солью?

А – сыпали соль в радиатор

Б – протирали мешочком стекла изнутри

В – подмешивали в жидкость омывателя ветрового стекла

Г – добавляли в тормозную жидкость

2. Спасительный стакан

Куда водители заливали по вечерам стакан бензина?

А – в радиатор

Б – в маслозаливную горловину

В – в полости кузова

Г – в тормозную систему

3. Фильтруем

Для чего на Жигулях дважды в год отворачивали крышку воздушного фильтра?

А – для плановой замены фильтра

Б – для межсезонной очистки фильтра

В – для переключения потоков входящего воздуха

Г – для установки или снятия специального зимнего фильтра

4. Целебный битум

В преддверии зимы водители разводили в бензине битум, чтобы…

А – смазать хромированные детали

Б – нанести на уплотнители дверей

В – освежить покрышки

Г – промазать стыки радиатора

5. Куда ведет лестница?

Для чего зимой бывалые водители возили в багажнике веревочную лесенку?

А – чтобы выехать со скользкого участка дороги

Б – для очистки крыши автомобиля

В – для крепления грузов на багажнике

Г – для выталкивания машины из сугроба

6. Плюсы и минусы

Какой указатель на комбинации приборов показывал как положительные, так и отрицательные значения измеряемой величины?

А – термометр

Б – манометр

В – амперметр

Г – эконометр

7. Комфортное решение

Для чего на Волгу ГАЗ‑21 устанавливали жалюзи?

А – для защиты от посторонних взглядов при ночевке в автомобиле

Б – для комфорта водителя и пассажиров при ярком солнечном свете

В – для предварительной очистки воздуха на входе в воздушный фильтр

Г – для повышения температуры в моторном отсеке в холодное время года

8. Проволока

Как водители использовали зимними вечерами два кусочка проволоки?

А – фиксировали шток неработающего пускового устройства карбюратора

Б – вставляли в сливные краники радиатора и блока цилиндров

В – вкладывали в личинки замков дверей и багажника

Г – размещали под дворниками

9. Сушим весла

Как с помощью ручника высушить тормозные колодки на ГАЗ‑69?

А – плавно потянуть рычаг на себя, а затем повернуть его рукоятку

Б – поворачивать рукоятку рычага туда-сюда

В – подергивать рычаг короткими движе­ниями

Г – никак нельзя

10. На льготных условиях

Почему аккумулятору в ГАЗ‑69 при прочих равных условиях было проще крутить стартер, чем на современном автомобиле?

А – мощность стартера была гораздо ниже

Б – стартер не был предусмотрен конструкцией

В – стартер не имел тягового реле

Г – применялся стартер-генератор

11. Вот так номер

С какой целью владельцы автомобилей АЗЛК‑2140 переодически откручивали передний номерной знак?

А – для перерегистрации автомобиля в райвоенкомате

Б – для антикоррозионной обработки передка кузова

В – для пуска мотора

Г – для преодоления бродов

12. Утрачено безвозвратно

Какой элемент системы отопления исчез при переходе с ГАЗ‑21 на ГАЗ‑24, а также при замене заднеприводных Москвичей переднеприводными?

А – крышка лючка воздухопритока

Б – автономный отопитель

В – фильтр системы отопления и вентиляции

Г – магистрали обдува ног задних пассажиров

13. Как достать полуось?

Почему зимой 1978–1979 годов резко вырос спрос на полуоси для Жигулей?

А – ожидалось повышение цен

Б – продавали некомплектные автомобили

В – полуоси ломались при буксировке

Г – ВАЗ сменил поставщика запчастей 

14. Напарники

На каком из перечисленных автомобилей впервые появился серийный электрический бензонасос?

А – ЗИМ ГАЗ‑12

Б – Запорожец ЗАЗ‑965

В – Волга ГАЗ‑21

Г – Москвич‑407

15. Зимой и летом

На каком из агрегатов ГАЗ‑24 были надписи «зима» и «лето»?

А – на радиаторе

Б – на бензобаке

В – на выпускном трубопроводе

Г – на карбюраторе


Ответы и комментарии к ним — на следующей странице.

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

1. Правильный ответ: Б

Соль гигроскопична, а потому хорошо впитывает осевшие на стекле капли влаги. Тонкая пленка соляного раствора не давала образовываться новым капелькам, затрудняющим видимость. Поэтому в былые времена водители натирали стекло мешочком с солью.

2. Правильный ответ: Б

Бензин выливали в маслозаливную горловину, после чего проворачивали коленчатый вал стартером для перемешивания. Моторное масло при этом разжижалось, и утром стартеру было легче прокрутить двигатель. По мере прогрева двигателя бензин испарялся, а потому вредного влияния не оказывал.

 

3. Правильный ответ: В

В корпусе воздушного фильтра Жигулей были отверстия для входа как забортного холодного воздуха, так и подогретого выпускным коллектором. С наступлением холодов водители переставляли крышку таким образом, чтобы она перекрывала доступ холодного воздуха, одновременно открыв канал для поступления подогретого.

4. Правильный ответ: А

Такую смесь заботливые хозяева наносили на все хромированные элементы автомобиля для их защиты от коррозии. Выглядело покрытие не очень эстетично, но зимой это не бросалось в глаза, а весной защищенные детали тщательно отмывали.

5. Правильный ответ: А

Веревочная лесенка представляла собой конструкцию из веревок и деревянных реек шириной чуть больше протектора шины. Ее привязывали к отверстию в колесном диске и использовали как аналог цепи противоскольжения!

6. Правильный ответ: В

Только амперметр имел шкалу с нулем посередине, его стрелка могла показывать отрицательные и положительные значения. Прибор отражал реальный энергетический баланс бортовой электросети автомобиля, который в эпоху совсем слабеньких генераторов далеко не всегда был положительным. Особенно часто амперметр находился в «минусе», если двигатель автомобиля работал на холостом ходу, а потребителей при этом было много.

7. Правильный ответ: Г

 Жалюзи устанавливали перед радиатором системы охлаждения для защиты двигателя от переохлаждения набегающим потоком холодного воздуха. Кроме того, тепло от мотора не давало замерзнуть радиатору, если в систему была залита вода.

  

8. Правильный ответ: Б

Охлаждающей жидкостью почти всегда служила вода. На ночь ее сливали. При этом замерзшие остатки воды намертво прихватывали открытые краники слива охлаждающей жидкости, расположенные в нижних точках блока цилиндров и радиатора. Закрыть их уже не представлялось возможным. Поэтому в отверстия краников с вечера вставляли отрезки проволоки, а поутру выдергивали их. Горячая вода, протекающая через каналы, оставшиеся от проволоки, быстро отогревала краники и позволяла их закрыть.

9. Правильный ответ: Г

Такая операция в принципе невозможна. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ‑69 стопорил выходной вал раздаточной коробки и с колодками рабочей тормозной системы вообще не был связан.

10. Правильный ответ: В

Включение стартера было чисто механическим. Водитель в кабине нажимал на шток, который через рычаг вводил муфту свободного хода с шестерней в зацепление с венцом маховика. Одновременно замыкались контакты, подающие питание на электродвигатель стартера. Непременного атрибута всех современных стартеров – тягового реле – не было, а без этого «нахлебника» системе немного легче.

11. Правильный ответ: В

Отверстие для пусковой рукоятки находилось в переднем бампере. А к бамперу болтами через штатные отверстия крепился номерной знак, который мешал вставить «кривой стартер».

 

12. Правильный ответ: А

Перед ветровым стеклом автомобилей «дожигулевской» эпохи была узкая и длинная дверца-крышка – это воздухозаборник отопителя. Водитель управлял им из салона. Оставляя машину на стоянке, крышку обычно закрывали, чтобы в отопитель не попадали снег и мусор.

13. Правильный ответ: В

В новогодние праздники тогда стояли очень сильные морозы (в европейской части Советского Союза температура воздуха достигала –50 ºС). Попытки пуска двигателя Жигулей с буксира зачастую заканчивались обрывом полуосей. Провернуть застывшие двигатели и трансмиссию не удавалось, а если сцепление шин с дорожным покрытием было хорошим, то в роли «предохранителей» оказывались как раз полуоси. Немаловажно и то, что хрупкость металла полуосей на таком морозе возросла.

14. Правильный ответ: Б

На Запорожце для подачи бензина в автономный отопитель использовался ­диафрагменный электробензо­насос!

15. Правильный ответ: В

­Надписи «зима» и «лето» были выполнены на секторе регулировки обогрева, который управлял заслонкой в выпускном коллекторе. В положении «зима» заслонка направляла поток выхлопных газов на стенку коллектора, находящуюся рядом с впускным трубопроводом, – и воздух на входе в двигатель подогревался.

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
08.01.2017
Поделиться: