Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Нива, Патриот, Крета или Каптюр? Холодные игры 4х4

Испытываем популярные российские кроссоверы и вседорожники в зимних условиях.
Полная версия


Вот уже час, как я отдал сломанный в ходе зимнего теста Chevrolet, а от меня всё еще разит паленым сцеплением. Так закончились наши очередные испытания на приспособленность к русской зиме – долгой дорогой из Дмитровского района до Москвы на «галстуке».

Обязательная программа

В прошлом году похожую программу прошли Веста, XRAY и редакционный Datsun mi-DO (ЗР, 2016, № 4). На этот раз подопытными выступили полноприводные машины: две главные новинки прошлого года – Hyundai Creta и Renault Kaptur, в компанию к которым мы взяли модернизированный УАЗ Патриот и вечно молодящуюся и популярную Ниву с крестом Chevrolet. Программа большая, и первым делом мы оставим все автомобили морозиться на ночь, дабы утром оценить динамику прогрева салонов. Параллельно проверим скорость прогрева боковых зеркал, задних и лобовых стекол (электрообогревом лобового стекла оснащены все тестовые автомобили).


Следующее упражнение будет обратным: основательно поездив, мы заглушим двигатели и посмотрим, кто быстрее будет терять тепло.

После статических испытаний перейдем к оценке проходимости в заснеженных полях Подмосковья, благо все автомобили полноприводные.

Покорением снежной целины не ограничимся – не менее важно понять, как автомобили ведут себя на обледенелой дороге и при штурме скользкого подъема. А еще оценим загрязняемость кузова и стекол.

За каждое упражнение начисляем машинам баллы, количество которых соответствует занятому месту. Если в каком-то упражнении между конкретными автомобилями не будет принципиальной разницы, они поделят занятое место. Победит тот, кто наберет меньшее количество очков.

Морозим!

Погода в начале года менялась быстрее, чем настроение у циклотимика. Морозы под минус тридцать уже ко второй неделе января отступили до –10 °C. Не беда, нам куда важнее то, что все автомобили в равных условиях. Накануне вечером мы нанесли на стекла и наружные зеркалá слой воды, которая за ночь превратилась в лед. В каждом автомобиле разместили по три датчика температуры. Интенсивность обдува и температуру выставили на три четверти от максимальных. Направление – в ноги и на стекло. После пуска каждый автомобиль будет работать десять минут, а показания мы станем снимать ежеминутно.

Включаем все обогревы, и тут возникла первая сложность. У Каптюра и Нивы электрообогрев лобового стекла не работает, пока не включишь обдув. С таким экстравагантным решением мы сталкивались на Иксрее. Что толку от дополнительного обогрева, если для разморозки стекла нужно убирать тепло от водителя? Ничего не поделаешь – в Каптюре и Ниве переводим поток воздуха на стекло. При замерах прогрева салона это обязательно аукнется, но раз автомобили не дают право выбора – им же хуже.

Ключ – на старт. Лобовое и заднее стекла у всех машин оттаяли практически одновременно. Интересно, что стекла Каптюра и Нивы «отошли» спустя те же две минуты, хотя у них электричеству помогал еще и обдув. Примерно столько же времени потребовалось на разморозку зеркал. Исключение составил Патриот: на его зеркалах лед остался даже спустя пять минут. Так что в первом упражнении три автомобиля делят первое место, УАЗ – позади.

С очередной модернизацией Патриота отопитель для второго ряда перешел в разряд дополнительного оборудования. По мнению разработчиков, эффективности основной печки должно хватить на большой салон. Честно говоря, я воспринял это утверждение скептически еще во время презентации (ЗР, 2017, № 2). Тогда при легком морозе за бортом задние пассажиры то и дело жаловались на холод.

В нашей машине дополнительный отопитель есть. Но поскольку это опция, мы ее честно проигнорировали. Замеры температуры подтвердили опасения. Если в области головы и в ногах водителя она поднялась на три с лишним градуса (хотя и тут гордиться нечем), то в ногах заднего пассажира воздух прогрелся менее чем на два градуса. Средний же прирост температуры в салоне Патриота за десять минут не превысил трех градусов.


Нива тоже ничего выдающегося не показала. Как уже было сказано, своеобразный алгоритм обогрева стекла вынудил нас направить весь поток воздуха вверх. Поэтому около головы водителя потеплело почти на восемь градусов, а ближе к полу температура поднялась лишь на два градуса. И все же «шнива» оказалась теплее Патриота: за десять минут мы протопили салон почти на четыре градуса.

Не подведет ли схожий алгоритм обогрева стекла Renault Kaptur? В ногах водителя потеплело всего на полтора градуса. Чуть лучше заднему пассажиру: три градуса прибавки. Зато в области головы водителя температура повысилась на рекордные десять градусов. Похоже, в Renault переосмыслили поговорку: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде». Тем не менее в среднем температура в Каптюре поднялась почти на пять градусов.

Лучше всех выступила Creta. Она не требует перенаправлять воздух для обогрева стекла, а потому салон прогревается равномерно. Меньший объем салона вкупе с эффективным отопителем сделал свое дело: в ногах водителя воздух потеплел на три градуса, у головы – на шесть, в зоне заднего пассажира – на восемь градусов. Итого за десять минут средняя температура в Крете поднялась на шесть градусов. Так что в этой дисциплине побеждает Hyundai. Второе место занимает Renault, третье – Chevrolet. Вне подиума оказался УАЗ. На наш взгляд, не стоило переводить дополнительный отопитель в разряд опций.

К слову, про опции. Еще одним пунктом в наших испытаниях стала оценка дополнительных средств обогрева, и в этом упражнении второй отопитель Патриота вывел его в лидеры. Кроме того, в списке опций УАЗа значатся обогревы лобового стекла, задних сидений и руля, а также однозонный климат-контроль. А еще в ульяновскую машину можно заказать предпусковой обогреватель с таймером. Про «грелки» зеркал и передних сидений не стоит и говорить.


Hyundai Creta также предлагает богатый выбор. Но если сравнивать с УАЗом, у Креты нет предпускового обогревателя, и потому она заняла второе место.

А вот Kaptur вовсе не знает, что такое обогрев руля и задних сидений. Небольшая компенсация – возможность дистанционного пуска двигателя.

Обиднее всего Ниве. У нее появились обогревы сидений и лобового стекла, но климат-контроль отсутствует как класс, нет предпускового обогревателя. Последнее место.

А как насчет сохранения добытого тепла? Алгоритм испытаний прост: после двухчасовой езды оставляем подопытных на улице и спустя двадцать минут смотрим, кто легче других расстается с теплом.

Хотя модернизация дала Патриоту дополнительные дверные уплотнители, его салон охлаждается быстрее всех: за двадцать минут остыл на четыре градуса. Вероятно, часть тепла улетучивается через щели в пятой двери, которая по-прежнему не обеспечивает герметичность. Нива выступила немного лучше – падение температуры составило чуть больше трех градусов. В Каптюре стало холоднее на два с половиной градуса. А Creta снова впереди всех: в течение двадцати минут она бережнее других хранила тепло – температура упала лишь на полтора градуса.

Динамика прогрева салонов автомобилей после ночной стоянки

«ТЕПЛЫЕ» ОПЦИИ

 

CHEVROLET NIVA

HYUNDAI CRETA

RENAULT KAPTUR

УАЗ ПАТРИОТ

Обогрев зеркал

+

+

+

+

Обогрев форсунок омывателя

-

+

+

+

Обогрев ветрового стекла

+

+

+

+

Обогрев передних сидений

+

+

+

+

Обогрев задних сидений

-

+

-

+

Обогрев руля

-

+

-

+

Климат-контроль

-

+

+

+

Предпусковой обогреватель

-

-

-

+

Дистанционный пуск

-

-

+

-

Отопитель для заднего ряда

-

-

-

+

Стоимость тестового автомобиля, руб.

670 000

1 299 900

1 129 970

1 100 000

Грязные танцы

Для ездовых экспериментов мы нашли отличную ровную снежную подмосковную дорогу, покрытую корочкой льда. То, что доктор прописал! Первой отправляется Нива. На скользком покрытии она неплоха – постоянный полный привод вселяет уверенность, а бóльшая, нежели у классической Лады 4×4, колесная база добавляет стабильности. И всё же «шнива» нет-нет да и срывается с траектории. Поймать ее можно, но реакции на руль не самые острые. Ситуацию подправит заблокированный межосевой дифференциал, но постоянно так ездить неудобно. Парковаться и маневрировать с заблокированным «центром» проблематично.

Дороги не всегда имеют ровный горизонт – неплохо бы и на подъем забраться. Мы нашли нужный – с уклоном примерно 20%, скользкий, с колеей. Нива без проблем забралась на него как ходом, так и с остановкой посередине. А вот Патриот на скользкой дороге нервничает. Полный привод у него непостоянный – на ровных дорогах и высокой скорости он заднеприводный. Поэтому автомобиль без предупреждения срывается в занос, а отловить его проблематично – руль длинный, обратная связь плохая.

Кто-то скажет: чего вы, мол, хотели от рамного вседорожника? Но азартной управляемости мы и не требуем – достаточно стабильности. Электронные помощники спасают лишь отчасти: занос гасят, но их постоянная работа вскоре утомляет. В заднеприводном варианте УАЗ не справился с подъемом – не смог даже тронуться в гору. Но стоило подключить передний мост, как Патриот легко взял высоту. Попутно мы опробовали и ассистент подъема в гору, удерживающий автомобиль на склоне в течение двух секунд после отпускания педали тормоза. Работает, удобно!


На фоне «шнивы», не говоря уже про УАЗ, Kaptur – воплощение азарта. Пусть он тоже не блещет кристальной чистотой обратной связи, но на скользкой дороге понятен и неплох. Легкая склонность к сносу передней оси быстро пресекается электроникой. С подъемом Renault справился хотя и чуть тяжелее, чем Нива, – задние колеса подключались после заметной пробуксовки передних.


Самые лучшие результаты вновь показал Hyundai. Он понятнее в поворотах и адекват­нее реагирует на действия рулем, легко идет со сносом всех колес и уверенно из сноса выходит. Как и Патриот с Каптюром, Creta позволяет отключить электронный ошейник, но и здесь электроника все равно остается начеку. Подъем Hyundai взял играючи, не допуская пробуксовки передних колес. Кроме того, у него, в отличие от остальных конкурсантов, в арсенале есть ассистент спуска с горы. На «тарированном» склоне электроника уверенно осаживала Крету, не давая той набрать ход. В итоге Hyundai – лидер в очередной дисциплине, Kaptur занимает вторую строчку, всего на полшага опередив «шеви», а нервный Патриот замыкает рейтинг.

От души поутюжив заснеженные дороги и политый реагентами асфальт, выяснили, кто из автомобилей главный грязнуля. Точно не Kaptur! Его задняя часть почти не собрала снег, немного каши налипло на передние двери. Но пороги, полностью прикрытые дверями, остаются чистыми. Сектор очистки лобового стекла велик, а боковые стекла долго не теряют прозрачность.

Немногим хуже выступил Chevrolet. Боковые стекла и зеркалá тоже долго остаются чистыми, а задняя часть запачкалась даже меньше. Но лобовое стекло активнее собирает грязь, причем щетки хуже справляются со своей работой. Пороги дверьми не прикрыты, ­так что при входе-выходе нужно быть внимательным.

Бока УАЗа долго сохраняют опрятный вид – спасибо расширителям арок и развитым брызговиками, которые всё берут на себя. А вот наружные зеркалá и боковые стекла закидывает быстро. Вертикальное лобовое стекло пачкается и вовсе мгновенно, да и щетки не очень уверенно справляются с очисткой. И расход омывающей жидкости приближается к расходу топлива.

Самой нечистоплотной оказалась Creta! И двери, и пороги так и притягивают дорожную грязь. Заляпать брюки, выходя из машины, проще простого. Лобовое стекло пачкается медленнее, чем у Патриота, но боковые стекла мгновенно покрываются грязными разводами, причем именно в районе зеркал. Впрочем, оставайся стекла чистыми, это вряд ли помогло бы: зеркалá забрызгиваются еще быстрее и фактически полностью. Аэродинамика Hyundai проработана без учета нашей грязи. Готовьте деньги на частые мойки.

Пахнет жареным

Как насчет проходимости в снегу? Мы подобрали отличное поле, на которое не ступала нога человека: с ровным слоем снега глубиной от 20 до 50 сантиметров.

Сначала оцениваем удобство буксировки – вдруг понадобится? Самые легкодоступные проушины – у Патриота, причем спереди их и вовсе две. У Нивы добраться до буксировочных петель легко, но они упрятаны в небольшие углубления, куда влезет не всякий крюк. Спереди у «шнивы» одна петля, а сзади две. А вот у Каптюра и Креты буксировочные проушины вкручиваемые и хранятся в багажнике: у Renault – в боковой стенке, у Hyundai – в специальном отделении в запаске. Так что в этой дисциплине паркетники делят третье место.


Первой в поле отправляем Крету. У нее самый скромный дорожный просвет, а днище защищено хуже, нежели у Renault. Теоретически там, где проедет она, проедут и все остальные. На деле же Creta оказалась стойким бойцом! Она уверенно пахала снежное поле без намека на перегрев муфты. И даже когда паркетник закопался, после небольшой раскачки смог выбраться самостоятельно. Для кроссовера более чем достойный результат. Значит, соперникам будет еще проще.

Не тут-то было! Kaptur греб снег не так уверенно, а через некоторое время возникло ощущение, что задние колеса помогают не столь активно, как вначале. Возможно, стала перегреваться муфта – хотя никаких оповещений панель приборов не выдавала. В один прекрасный момент Renault таки закопался и самостоятельно выбраться уже не смог – пришлось толкать. Вердикт: Renault неплохо лазает по снегу, но неожиданно оказался в этом слабее Креты.

Запускаем тяжелую артиллерию. Первой из настоящих «проходимцев» на экзамен отправилась Нива. Она успешно доехала до тех далей, где засели оба паркетника, и отправилась дальше. И хотя «шеви» так ни разу и не застряла, знакомой легкости в покорении снега не чувствовалось, машина ехала не по-нивовски тяжело. Но мы до поры не придавали этому значения.

На закуску остался Патриот. Как и Нива, он всегда вольготно чувствовал себя вне дорог. А в обновленной машине – и электроника с внедорожным режимом и имитацией межколесных блокировок, и принудительная блокировка заднего дифференциала.

На нашем поле задействовать блокировку даже не пришлось, хватает электроники. УАЗ так нагло штурмует целину, будто ее и нет вовсе. Уверенная победа!

Но, может, и для него есть неразрешимая задача?

Устроим внезачетное выступление: присматриваю хороший снежный отвал, перед которым есть небольшой ров. Блокирую задний дифференциал, набираю ход. Патриот влетает в снег, еще чуть-чуть… Сел. Пришлось откапывать, а потом даже дергать Нивой. Со второй попытки Патриот выбрался на свободу, а мы убрали лопаты и тросы в багажник и засобирались домой.

И тут вдруг Нива отказалась ехать. Педаль сцепления перестала выжиматься, а в салоне появился отчетливый запах паленого. Хорошо, провести испытания успели! Впрочем, третье место Нива заняла по другой причине. Она хотя и не провалила ни одного испытания, но ни в одной дисциплине не стала лучшей. Последнюю, но все равно призовую ступеньку подиума Chevrolet разделил с Renault.

Kaptur неплохо справляется с прогревом салона и оказался чистюлей. Но неуверенное выступление на снежной целине и отсутствие побед в остальных дисциплинах не позволили ему подняться выше третьего места.

УАЗ – это клубок противоречий. С одной стороны, он король на зимнем бездорожье, в его списке огромное количество приятных «теплых» опций, вдобавок он дешевле наших тестовых паркетников. Но с другой – cалон прогревается медленно и остывает быстро, а на скользкой дороге Патриот может изрядно помотать нервы. Поэтому УАЗ сегодня довольствуется серебром.

Ну а Creta была одной из лучших почти во всех номинациях. Единственная ее слабость – быстро пачкается. Впрочем, даже грязные стекла не помешали одержать чистую победу.

Так почему же сгорело сцепление на Ниве? Можно все свалить на водителя. Но с механической коробкой я всегда был на ты и сцепление не палил ни разу в жизни. Да и с Нивами всех мастей знаком отлично. Видимо, сцепление уже было не в кондиции, потому-то автомобиль так тяжело ехал по снегу. Вскрытие показало: не только сгорели накладки, но и разрушился выжимной подшипник.

К чести «шнивы», ремонт не вызвал проблем, автомобиль был в строю уже на следу­ющий день.

Под какой бы маркой Нива ни выпускалась, она остается все такой же простой и ремонтопригодной.

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ


Как и обещали (ЗР, 2017, № 2), мы загнали УАЗ Патриот с новой электроникой и блокировкой заднего межколесного дифференциала на наши роликовые платформы. 

Начинаем с диагонально расставленных роликов. Ведь в прошлый раз (ЗР, 2016, № 2) именно на этом упражнении Патриот засыпался. Итак, момент истины – сможет ли УАЗ съехать только благодаря электронике? Легкая пробуксовка, подтормаживаются буксующие колеса, момент отправляется на свободные. Отлично!

Далее ставим три платформы – две спереди и одну сзади. На этот раз возможностей электроники не хватило. 

УАЗ остался на месте, хотя и пытался что-то изобразить. Блокируем задний дифференциал, и автомобиль, понятное дело, берет препятствие.

Финальное испытание – оставляем свободным одно переднее колесо. До этого этапа добирались немногие! УАЗ долго старался понять, в чем подвох, и даже попытался вращать свободное переднее колесо. Поощрительный балл заслужил, но с роликов так и не съехал.

В целом это было очень уверенное выступление – модернизированный Патриот в нашем общем рейтинге вседорожников расположится между Land Cruiser Prado и Mitsubishi Pajero.

ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ

 

CHEVROLET NIVA

HYUNDAI CRETA

RENAULT KAPTUR

УАЗ ПАТРИОТ

Прогрев салона

3

1

2

4

Обогрев зеркал и стекол

1

1

1

2

Дополнительные опции

4

2

3

1

Теплопотери салона

3

1

2

4

Поведение на скользкой дороге

3

1

2

4

Загрязняемость стекол, зеркал и кузова

2

4

1

3

Проходимость на снегу

2

3

4

1

Удобство буксировки

2

3

3

1

Цена/качество

2

3

4

1

Суммарный балл

22

19

22

21

Итоговое место

3

1

3

2



Подпишитесь на «За рулем» в

Виноградов Александр
03.03.2017
Фото: Садков Георгий
Поделиться: