Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Десять секретов кинотрюков: внимание, мотор!

13 апреля в российский прокат выходит восьмая часть саги о форсажах. Хотите узнать, как снимают такие фильмы?
Полная версия

Кино недаром называют искусством иллюзий, а Голливуд – фабрикой грез. Чтобы сделать невероятное зрелище и заставить сидящих в зале поверить в происходящее на экране, киношникам приходится придумывать и применять разнообразные ухищрения. Раскрою несколько таких фокусов. Кстати, Копперфильд летает, как в кино — то есть на тоненьких тросах. Это для разминки.


Секрет №1. Ускоренная съемка

Так этот прием называется в быту, хотя не совсем верно: съемка идет с обычной скоростью, и лишь потом картинку ускоряют. А ускоренная съемка, то есть с частотой кадров от 32 до 200 в секунду, делается не для того, чтобы увеличить скорость происходящего на экране, а, напротив, чтобы замедлить, дать зрителю разглядеть детали в особо динамичных сценах. При этом иногда используется остановка (заморозка) кадра и облет камерой – то есть движение камеры вокруг объекта. К сожалению, иногда авторы современных фильмов злоупотребляют ускорениями-замедлениями картинки.

Секрет №2. Хромакей

Комбинированные съемки, с подложным фоном, киношники используют издавна – хотя иногда результат смотрелся смешно. Но когда появилась компьютерная графика, возможности стали просто безграничными. Впрочем, есть минус: теперь кино совсем уж оторвано от реальности. Если после первого «Форсажа» мы обсуждали, с чего вдруг у Эклипса Пола Уокера вылетел пол во время первой гонки, то теперь и сами машины в саге летают чуть ли не чаще, чем ездят.

Немного съемок с «кухни» седьмого «Форсажа»:


 

Если в кадре не обойтись без живых актеров, а нужен задник, который невозможно снять в реальности, в качестве фона применяют так называемый хромакей – большой экран одного цвета. Чаще всего зеленый или светло-синий. Почему именно эти цвета? Они контрастируют с кожей. И в одежде героев, которые снимаются в таких сценах, этих цветов не бывает – обратите внимание. Все зеленые пятна на компьютере заменяют желаемой картинкой, подгоняют по освещению, и если все сделано тщательно, «подделка» выглядит абсолютно реалистично.

В 2013-м на экраны вышел «Великий Гэтсби» с Ди Каприо – рисованный чуть более или менее, чем наполовину:


Секрет №3. Трехмерное моделирование

Да, современные фильмы чуть ли не на ¾ рисуются на компьютерах. И такое производство в разы проще, дешевле, быстрее и безопаснее, чем съемка реальных трюков. Чтобы машины в рисованных сценах выглядели максимально реалистично, киношники широко применяют 3D-моделирование – то есть делают трехмерную виртуальную модель объекта. Затем полученное текстурируют (имитируют разные материалы), анимируют (приводят в движение) и делают рендеринг (то есть записывают фрагмент). А производство фильмов, снятых на цифровые камеры, и так сплошь компьютеризированное. Вставить или убрать фрагмент не составляет никакого труда. Как говорит Мартин Иванов, голливудский каскадер и постановщик кинотрюков, профессия каскадера постепенно исчезает — ее заменяет компьютерная графика. Хотя в тех же «Форсажах» реальных трюков пока значительно больше.

Секрет №4. Вертолеты и краны

Время, когда зритель довольствовался картинами, снятыми статично закрепленными камерами, прошло еще в первой половине ХХ века. Чтобы картинка была максимально динамичной, в фильмах с погонями часто применяют вертолеты. Так как профессиональные камеры, даже цифровые, довольно массивные, реже при съемках полнометражных фильмов используют коптеры. Это больше инструмент телевизионщиков.

Очень много сцен, снятых с вертолета, в фильме Need ForSpeed («Жажда скорости») 2014 года: 


Но самый популярный инструмент для создания динамичной картинки – операторский кран. В качестве шасси для него берется автомобиль, обычно высокого класса, просторный, с высокой плавностью хода, и в то же время скоростной. На крыше крепится платформа с телескопическим манипулятором и гироскопической «головой», на которой закреплена камера. Оператор управляет краном из машины, дистанционно. Все вместе коротко называется камеракаром. Он позволяет снять, например, облет камерой машины главного героя в движении. В принципе подобный кран можно закрепить и на самой снимаемой машине.

Сцен, снятых с помощью операторского крана, полно во всех фильмах. Попробуйте найти такие в восьмом «Форсаже», который выйдет в российский прокат 13 апреля: 


Секрет №5. Платформа

Играть сложную роль и при этом безупречно управлять автомобилем? Да кто вообще справится с такой задачей? Немудрено, что автомобили с актерами внутри чаще возят на платформе за тягачом, на котором находится съемочная бригада. Чтобы водитель мог вращать руль, автомобиль вывешивают со снятыми колесами и надежно крепят. А на капот можно пристроить суфлер — ноутбук с текстом роли: будет меньше бракованных дублей.


И вот что получилось в итоге: 


Секрет №6. Дублеры

Некоторые актеры неплохо управляют автомобилем, однако головокружительные трюки чаще доверяют все-таки профессионалам. Кроме того, что они лучше владеют техникой, меньше риск, что актер получит травму и затормозит съемочный процесс. Естественно, на общих планах дублера как минимум оденут так же, как героя, на средних – загримируют под него или даже наденут маску. Кто там за рулем в мечущейся по экрану машине, все равно толком не разберешь. Кстати, на съемках «Неудержимых-3» Джейсон Стейтем едва не утопил своего дублера Мартина Иванова, упав на грузовике с причала. И свалил все на неисправные тормоза. Хотя Джейсон считается мастером экстремального вождения.

Британец же Бен Коллинз, бывший Стиг из Top Gear и дублер нынешнего Бонда, Дэниела Крейга, в «Скайфолле» оседлал Land Rover Defender. На крышу внедорожника водрузили клетку с сиденьем и органами управления, дублировавшими обычные руль, педали и рычаг коробки передач. Чтобы машина не перевернулась, ее поставили на специальную подвеску и низкопрофильные шины. Остается только догадываться, сколько пришлось тренироваться Бену, чтобы научиться управлять этой штукой. Аналогично снимали и Audi S8 в «Перевозчике». Но всех превзошел Роуэн Аткинсон в комедийном сериале о мистере Бине. Он делал то же без защиты, сидя в обычном домашнем кресле на крыше Mini и управляя педалями... шваброй. Вот так: 


А это поездка Бонда с напарницей на Дефендере в самом начале «Скайфолла». Естественно, Коллинза на крыше мы не видим: 


И немного о том, как это снимали: 


Раз уж мы заговорили о Бондиане, посмотрите еще, как устроили дублера Пирса Броснана в BMW 7-й серии из «Завтра не умрет никогда». Напомню, что по сюжету Бонд спасается от нападавших на заднем сиденье бронированного BMW 750 – и при этом управляет машиной с мобильного телефона. Вместо артиста это делал каскадер с пола, накрытый, чтобы его не было видно, черной тряпкой. А рулил он по монитору. Вот это работка! Наверное, управлять машиной с крыши все-таки легче.

А вот как выглядело спасение Джеймса Бонда с помощью BMW в фильме: 


Секрет №7. Автомобили-трансформеры

О некоторых из предыдущих хитростей киношников вы, может, знали и раньше. Но следующая вас наверняка удивит.

Обычно для съемки погони с разрушениями берут несколько одинаковых или приведенных в одинаковый вид машин. Скажем, для съемок такой сцены в другом фильме о Бонде, «Спектр», потребовалось семь специально собранных Астон-Мартинов. Для съемок «Скорости» 1994 года использовали целых 13 одинаковых автобусов, два из которых взорвали. Но если требуются обычные проезды, можно обойтись всего лишь одной машиной, которая заменит целый гараж.

Это автомобиль-трансформер, который может исполнить роль практически любой легковой машины – если навесить на него соответствующие кузовные элементы: выбирай правильный ракурс и снимай. Разглядеть сквозь тонированные стекла, что внутри, вряд ли кто сможет. Наверное, самый интересный киношный трансформер – электромобиль Mill Blackbird с изменяемыми колесной базой и колеей. Стоит 2,5 миллиона долларов. Да, кстати, кузов на это шасси можно просто нарисовать на все том же компьютере. Как-то так: 


Секрет №8. Подбросы и приземления в коробки

Один из самых частых трюков в фильмах с автомобильными погонями: машина из-за взрыва под днищем взлетает в воздух и эффектно кувыркается. Чаще всего это делают либо с помощью трамплина, либо помещая в автомобиль мощную пневматическую пушку, которая в определенный момент стреляет вниз колодкой, подбрасывая машину. Еще сложнее гидравлический манипулятор, к которому крепится кузов. Естественно, стальную «руку» потом приходится убирать на компьютере.

Для съемок «Безумного Макса» 2015 года постановщик трюков Гай Норрис применял стальные пластины, выпадающие из-под машины по нажатию кнопки. Водителю перед трюком нужно было набрать определенную скорость и вывернуть руль, а потом сгруппироваться.

А как сделать так, чтобы автомобиль, летящий с трамплина или какого-нибудь моста, приземлился с минимальными разрушениями? Оказывается, до сих пор в кино не придумали ничего лучше картонных коробок, сложенных в гигантский мат. Они вполне эффективно гасят удар.

 

Секрет №9. Защита

Что собой представляет каскадерская машина, хорошо показано в тарантиновском «Доказательстве смерти». Трудно забыть слова Каскадера Майка: «Помнишь, я гарантировал, что тачка неубиваема? Я не солгал. Она на сто процентов гарантирует выживание, но только в одном случае – если сидишь на моем месте». И перед глазами – мощный каркас безопасности из толстых труб в Chevrolet Nova 1970 года. Такое усиление применяют чаще всего. В зависимости от трюка, который предстоит выполнить автомобилю, могут сделать и внешнюю «обвязку».

Кстати, Курт Рассел, игравший в «Доказательстве смерти» Каскадера Майка, уже второй раз снялся в «Форсаже» в роли человека без имени, которая изначально предназначалась Дэнзелу Вашингтону.

Секрет №10. Артисты с бензином в крови

А это главный секрет большинства фильмов, которые мы вспомнили в этом обзоре. Конечно, в кино бывает, что лихого водителя играет новичок. Но даже киноуловки этого не скроют. Напротив, артист с бензином в крови, который любит и знает автомобили, может «вытянуть» даже самый немудреный фильм. И то, что в тех же «Форсажах» снимались и снимаются настоящие автофанаты, помогают саге существовать до сих пор, спустя 16 лет после первого фильма

На видео ниже — коллекция автомобилей, принадлежавших Полу Уокеру и Роджеру Родасу, погибших 30 ноября 2013 года в аварии: 



 Фото: кинокомпании

 Видео: youtube.com

Подпишитесь на «За рулем» в

Пименов Илья
12.04.2017
Поделиться: