Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Игры в шашки: зачем АВТОВАЗ пересаживает таксистов на Лады?

В условиях кризиса россияне стали не только реже менять автомобили, но и отказываться от личного транспорта вовсе, пересаживаясь на такси или каршеринговые машины. Пока эта тенденция не носит массового характера и угрозы розничным продажам автомобилей не представляет. Для автопроизводителей это, скорее, даже реклама продукции. Разбираемся в стратегиях.
Полная версия

Lada попала в Uber

АВТОВАЗ недавно договорился с Яндекс.Такси и Uber об использовании автомобилей Lada в их системах, а также ведет аналогичные переговоры со многими таксомоторными компаниями. Участие в подобных проектах призвано обеспечивать рост продаж и рыночной доли Lada в крупных городах. К примеру, петербургский дилер АВТОВАЗа – ГК «Терра-Авто» уже поставила первую партию Вест для использования в качестве такси Uber по Санкт-Петербургу, и вскоре к этой модели также присоединятся XRAY и Largus. Особенно востребованной среди таксопарков должна стать двухтопливная версия седана Lada Vesta, который впервые стал серийно оснащаться газобаллонной установкой, рассчитанной на применение сжатого природного газа.


Как отмечает финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич, Lada Vesta максимально близка по характеристикам к популярным у таксистов Kia Rio и Hyundai Solaris. При этом стоимость обслуживания и запасных частей у нее ниже, чем у иномарок данного сегмента, что, несомненно, важно для коммерческой деятельности. К существенным же недостаткам Весты стоит отнести отсутствие полноценной автоматической коробки передач, которая, безусловно, наиболее предпочтительна для такси, особенно в мегаполисах.

По мнению руководителя по корпоративным продажам ГК «Авторусь» Павла Цыганкова, шаги, предпринимаемые АВТОВАЗом для продвижения через такси, абсолютно логичны: без допуска конкретной модели под нормативы агрегатора (Яндекс.Такси или Uber) ни один водитель либо таксопарк не сможет использовать Лады при всем своем желании. Вместе с тем активная экспансия агрегаторов такси сейчас распространяется на регионы, где позиции Лады всегда были сильнее, нежели в мегаполисах.

Как и в сегменте розничных продаж, модельные предпочтения таксопарков отличаются в зависимости от величины населенного пункта. Так, в Северо-Западном регионе среди небольших таксопарков, использующих автомобили Lada, стала очень популярна Granta, в то время как мегаполисы предпочитают Весты и Ларгусы, гласят данные ГК «Терра-Авто». Как считает директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, универсал Largus востребован из-за родственной с Renault платформы, а Vesta – благодаря имиджу данной модели. В целом же Лады традиционно используются в качестве такси именно в регионах, чья аудитория не столь избалована, как в мегаполисах. Однако близость Лад к Яндекс.Такси и Uber может переломить ситуацию – это будет работать в первую очередь на Москву и Петербург, где ранее таксисты неохотно брали вазовскую продукцию, поскольку не понимали, чего ждать с точки зрения эксплуатационных характеристик.


Такси большого города

Пока же среди российских таксопарков востребованы иномарки, считающиеся более надежными и долговечными при интенсивной работе в режиме 24/7. Так, самой популярной моделью, используемой в такси, в 2016 году была Hyundai Solaris (данные «Автостата»). В число лидеров также входят такие автомобили, как Ford Focus, Skoda Octavia, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Nissan Almera и Toyota Camry. 

«Службы такси закупают иномарки исходя из ожиданий надежности, удобства в обслуживании, комфорта для пассажиров и ликвидности автомобилей на вторичном рынке. Безусловно, цены на такие популярные модели, как Hyundai Solaris, Skoda Octavia, Kia Rio и др., выше стоимости отечественных машин, но поскольку в последнее время особой популярностью у водителей такси в мегаполисе пользуются автомобили с автоматом, неудивительно, что таксомоторные компании предпочитают иностранные автомобили, с расчетом на надежность автоматической трансмиссии», – комментирует руководитель по корпоративным продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.

Так, только компания Kia в прошлом году поставила таксопаркам более трех тысяч машин, что составило 17% в объеме корпоративных продаж корейской марки. Наиболее востребованными среди таксомоторных компаний являются Kia Rio и универсал Kia cee’d_sw. Чаще всего автомобили этой корейской марки используются в качестве такси в городах-миллионниках. Как отмечают в пресс-службе Kia, популярность в парках таксомоторных компаний – это показатель надежности и удобства эксплуатации автомобилей. Также это положительно влияет на узнаваемость модели, поскольку клиенты часто видят такси на дорогах.


Кроме того, в 2016 году таксопарки приобрели более тысячи Ниссанов, преимущественно седанов Almera. Набирают обороты продажи в такси и компактных седанов Datsun on-DO, которые пользуются популярностью у региональных таксомоторных компаний. «Для брендов Nissan и Datsun практически половину всех корпоративных продаж в В-сегменте составляют таксомоторные компании, поэтому этот рынок очень важен с точки зрения объема продаж. Мы ожидаем дальнейшего увеличения спроса со стороны таксопарков, в том числе за счет активного развития легального рынка такси в регионах», – заявил «За рулем.РФ» директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский.

В Шкоде продажа автомобилей в такси также составляет заметную долю в общем объеме реализации марки. При этом в мегаполисах таксомоторные компании закупают преимущественно Октавии, тогда как в небольших городах таксопарки зачастую отдают предпочтение Рапиду, что связано обычно с меньшей стоимостью «среднего чека» в регионах.

По словам Павла Цыганкова, автопроизводители, делающие ставку на рынок такси, безусловно, стараются максимально соответствовать требованиям и пожеланиям рынка. Применяются специальные заводские окраски (желтый цвет), комплектации, ценовые предложения в зависимости от объема закупок и гибкая гарантийная политика. «Насыщение рынка еще не наступило, будет рост в регионах, а в Москве, скорее, можно ориентироваться на замену текущего, достаточно объемного парка всех таксомоторных компаний», – констатирует эксперт.

Частый покупатель


Ежегодно таксомоторные компании закупают 30 тысяч автомобилей, что составляет примерно 2% объема российского авторынка. При этом, по оценкам участников отрасли, поставки для такси растут начиная с 2014 года, хотя спрос на новые машины в целом, как известно, неуклонно падал. Во многом это связано с необходимостью более частой замены автомобилей, работающих в таксопарках, из-за интенсивной эксплуатации и больших пробегов. 

Так, если в среднем по России срок владения автомобилем, согласно данным «Автостата», составляет 4-5 лет, то после использования в такси машину часто продают через 2-3 года с начала эксплуатации, а многие экземпляры выставляются на продажу уже через год работы в такси. 

Регулярному обновлению таксопарков, в свою очередь, способствуют требования к возрасту и состоянию автомобилей со стороны компаний-агрегаторов, которые различаются в зависимости от тарифов и регионов. Например, по условиям Яндекс.Такси, к выполнению поездок по тарифу «Комфорт» в Москве допускаются только определенные модели, а возраст машины не должен превышать четырех лет. В столице более 60% автомобилей, выполняющих заказы пользователей Яндекс.Такси, не старше двух лет.

Как говорит Павел Цыганков, режим такси подразумевает повышенные нагрузки на автомобиль, большие пробеги, круглогодичное использование и экономию на обслуживании, при этом любой простой из-за ремонта крадет доходность. Все это заставляет таксопарки внимательно подбирать автомобиль, оценивая различные параметры, в том числе надежность, наличие недорогих расходников и запчастей.


Вместе с тем росту продаж автомобилей для такси способствует и увеличение спроса на эту услугу со стороны потребителей. В последние годы появилось множество удобных мобильных сервисов по заказу такси, а главное – в силу растущей конкуренции на рынке таксомоторных услуг в целом — поездки стали значительно доступнее. Впрочем, такая тенденция хранит в себе и скрытую угрозу для автопроизводителей, ведь передвижение на такси зачастую становится дешевле, чем содержание собственной машины, и потенциальные покупатели могут отказываться от личного транспорта.

«Таксомоторные компании заметно потеснили частников на рынке городских перевозок, что привело к значительному увеличению числа потенциальных клиентов. Раньше далеко не каждый пассажир — и тем более пассажирка — был готов поехать по своим делам на частной машине с незнакомым водителем. Сейчас к их услугам комфортабельные автомобили такси известных компаний. Такая трансформация существенно повысила общую привлекательность данного вида транспорта по сравнению с владением личным автомобилем. Кроме того, за последние пять лет очень сильно выросли штрафы, была введена плата за парковку, ужесточились требования к получению прав на управление автомобилем – все это также понизило привлекательность личного авто», – рассуждает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Автомобиль для всех

Еще одним направлением перетекания спроса из розничного сегмента в корпоративный становится каршеринг – сервис поминутной аренды автомобилей, который сегодня вовсю набирает популярность среди жителей мегаполисов. Так, менее чем за два года появления новой услуги в Москве число зарегистрированных пользователей сервиса уже превысило полмиллиона человек. Растет и каршеринговый автопарк: с начала года его пополнили порядка 600 машин, и сегодня он насчитывает более 2,3 тыс. автомобилей. В настоящее время в Москве работают пять каршеринговых компаний, которые продолжают расширять свои автопарки, а в ближайшие годы ожидается появление еще нескольких новых игроков, в числе которых – FlexCar и YourMove. В целом для максимально эффективной работы каршеринга, чтобы клиент всегда мог найти свободный автомобиль в шаговой доступности, потребуется около 10 тыс. машин. При этом постановлением столичного правительства регламентируемый срок автомобиля в каршеринге составляет не более трех лет. Также сервис краткосрочной аренды автомобилей уже доступен в Санкт-Петербурге, Сочи и некоторых других городах.



Как отмечает Алексей Кузьмич, в России каршеринг пока получил развитие лишь в крупных городах и не оказывает значимого влияния на рынок, однако в дальнейшем данная тенденция может стать более глобальной. В мегаполисах идея каршеринга активно поддерживается со стороны городских властей в целях снижения уровня загрузки на дорогах, улучшения транспортной и экологической ситуации в центре города. Автомобили каршеринга получают право движения по выделенным полосам, бесплатную парковку в центре города, что стимулирует отказ от личного автотранспорта и краткосрочной аренды автомобилей для поездок внутри дня.

Какие же машины можно взять в краткосрочную аренду сегодня? Основной маркой автомобиля для сервиса «Делимобиль» был выбран Hyundai Solaris, однако в дальнейшем парк компании будет пополняться машинами других марок. Клиенты CAR5 могут воспользоваться автомобилями Hyundai Solaris, Datsun mi-DO и Volkswagen Polo. Каршеринг BelkaCar предлагает исключительно хэтчбеки Kia Rio, а парк Anytime состоит из моделей Hyundai Solaris, Kia Rio, BMW 116i и Renault Kangoo. Основу автопарка YouDrive составляют автомобили smart ForTwo и ForFour. 

«Для такси и каршеринга в массовом сегменте, как правило, выбираются автомобили в кузове седан, с автоматической трансмиссией, в базовой или, реже, средней комплектации, с младшим в линейке силовым агрегатом, с отсутствием всех «не жизненно необходимых» функций. Ключевые факторы здесь – минимизация потери остаточной стоимости и недорогое обслуживание, а также экономичность в городском цикле», – комментирует Алексей Кузьмич.

Каршеринг как тест-драйв


Между тем недавно были изменены требования к габаритам автомобилей проекта «Московский каршеринг». Максимально допустимую длину машин увеличили до 470 см, а ширину – до 185 см, что сделало возможным участие в каршеринге некоторых моделей кроссоверов и представительских седанов, а также продукции АВТОВАЗа. По мнению гендиректора дилерских центров Lada в Санкт-Петербурге и СЗФО ГК «Терра-Авто» Александра Шапринского, наиболее подходящими для этого являются модели Vesta и XRAY, доказавшие свою надежность и практичность в качестве такси. И действительно, каршеринговые компании уже проявляют к Ладам осторожный интерес.

 

Как рассказал «За рулем.РФ» заместитель гендиректора «Делимобиль» Станислав Грошов, сейчас идут активные переговоры с несколькими крупными автопроизводителями, в том числе и с АВТОВАЗом. Впрочем, изменения габаритов, в первую очередь, открывают возможность введения в парк автомобилей представительского класса, которые уже в ближайшем будущем намерен предложить своим клиентам «Делимобиль».

Компания BelkaCar в настоящий момент не рассматривает приобретение моделей Lada для своего московского автопарка, однако не исключается возможность использования автомобилей данной марки при выходе в другие регионы России. А вот CAR5 на данный момент не планирует закупку отечественных машин вовсе, поскольку в автопарке этого оператора каршеринга есть автомобили Datsun mi-DO, которые, как говорят в CAR5, являются аналогом Лады.

Как считает Станислав Грошов, каршеринг, безусловно, является очень притягательным рынком для автопроизводителей, поэтому среди них существует небольшая конкуренция. Для компаний, предоставляющих услуги краткосрочной аренды автомобилей, предусмотрены всевозможные преференции, такие как скидки при приобретении определенного количества автомобилей, особые условия лизинга, дополнительные опции самих машин.

По словам Романа Скольского, российский каршеринг еще очень молод, и Nissan стремится участвовать в формировании этого направления, предлагая для краткосрочной аренды не только привычные компактные седаны или хэтчбеки, но и популярные в последнее время кроссоверы, такие как Juke, Qashqai и даже X-Trail. «Каршеринг, даже в большей степени, чем такси, позволяет познакомить клиента с моделью, предоставить возможность протестировать ее именно в тех условиях, в которых и будет использоваться собственный автомобиль. Поэтому очень важно не ограничивать себя ставшими уже традиционными представлениями о машине для каршеринга, а идти дальше, благо с недавних пор после снятия строгих ограничений по габаритам появилась возможность существенно расширить модельный ряд автомобилей для краткосрочной аренды», – резюмирует Роман Скольский.

Фото: компании-производители

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
15.06.2017
Поделиться: