Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

7 мультимедиек — тест штатных головных устройств

Наша жизнь все больше перемещается в смартфоны и прочие гаджеты. Могут ли автомобильные медиасистемы конкурировать с ними? Пока что нет. Зато китайские мультимедийки на голову выше остальных.
Полная версия

Держатель для смартфона сегодня есть практически в любой машине – и в Гранте, и в S‑классе. Всё потому, что в телефоне сосредоточена почти вся жизнь человека. В нем общение, бизнес, развлечения… Во время езды на автомобиле было бы полезно иметь все это во встроенных мультимедийных устройствах: их большие экраны удобнее смартфонных, а «железо» не ограничено габаритами вашего кармана и может быть по-настоящему мощным. Почему же люди пока предпочитают вешать на панель смартфон?

Великолепная семерка

Умения мультимедиек проверяли на самых массовых марках. От Лады выступил XRAY Cross Instinct – единственный пока представитель АВТОВАЗа с «головой» от Яндекса. Базовые системы Весты и XRAY решили не брать – в наших тестах они давно проявили себя как медлительные и устаревшие. Например, смартфон к ним подключается только по блютусу, а навигация офлайновая. Ничего хорошего, кроме камеры заднего вида с динамической разметкой.

Вообще, головное устройство от Яндекса на конвейере ставится на десяток моделей. Его можно купить и отдельно – для более чем 20 популярных машин. Есть оно и на большей части каршерингового парка Яндекс.Драйва – из него для сравнения мы взяли Nissan Qashqai.

Renault Kaptur в богатой комплектации оснащен самой современной мультимедийкой марки, улучшенной по сравнению с Арканой (ее мы ругали за медлительность и зависания). Будьте уверены, этот же «комбайн» поставят на новый Duster, а то и на вазовские модели. В Каптюре есть Яндекс.Навигатор, но не встроенный, как на Ладе и Ниссане, а переносимый со смартфона при помощи приложения Яндекс.Авто.

Честь марки Hyundai отстаивал Solaris. Интересно, что такого скрывает экран, который после рестайлинга гордо вылез из панели, внеся в интерьер дисгармонию? Его родственник и одноклассник Kia Rio X прошел вне зачета в качестве фона для сравнения. А в основной состав теста попал новый Sorento. Цена у него не народная, но точно такая же система стоит на очень популярном седане К5 из топ‑25 рынка и на некоторых других моделях Kia.

Если прочие участники теста были с топовыми устройствами, то Skoda Karoq – с базовым Swing, где скромный экран на 6,5 дюйма.

И куда же сейчас без Китая! Мы взяли одну из самых интересных новинок – кроссовер Geely Coolray.

Где все равны

Для начала – о позитивном. Проблемы с дисплеями остались в прошлом: на всех машинах они грамотно расположены в верхней части панели, не шибко бликуют, не выставляют напоказ отпечатки пальцев. Графика у всех хороша, изображение видно с любого угла. Логика организации меню у каждого своя – но нигде в разделах не запутаешься.

Бродить по настройкам можно не только голым пальцем. «Модные» нынче резиновые перчатки этому не препятствуют. Специальные перчатки, которые обычно покупают для общения со смартфоном на улице, – тоже. А вот с толстыми теплыми перчатками чуда не произошло: их придется снять.

Все «головы» отлично ловят радио: по мере отъезда от Москвы сигнал референсной станции пропадал с разницей в километр-другой, и было это на расстоянии под сотню километров от передатчика. В коротких тоннелях звук не прерывается. А в длинных столичных тоннелях часто стоят ретрансляторы. Подземные парковки в первые же 10 метров лишают машины голоса.


Пристроить подключенный телефон сложнее всего в Иксрее. USB-порт спрятан в бардачке, а ниши на консоли под современный смартфон не предусмотрено. В Geely раздражает расположение портов и полки под гаджет на «минус первом этаже», вне поля зрения. В Renault и Hyundai ниши под аппарат узкие, но спасает положение с наклоном вниз: лежит надежно. В Шкоде мешает селектор коробки, когда находится в паркинге. И только в Kia и Ниссане никаких проблем нет.

Шеф, я вас вижу

Время «холодного пуска» пяти медиасистем оказалось мизерным: рабочий стол появлялся одновременно со звуком запущенного двигателя. В плохую сторону выделились те двое, у кого встроенный Яндекс. У Иксрея мультимедиа запускается 22 секунды, у Кашкая – 32, после чего еще почти минуту распознает профиль пользователя.

Та же ситуация с камерами заднего вида. Все показывают картинку сразу после включения передачи, кроме… Правильно – Яндекса. На Ладе изображения приходится ждать три секунды – и это уже на загрузившейся системе! За это время можно в спешке попортить бампер.

Камеры-помощника не было на тестовых Кашкае и Кароке (оба имеют ее в более дорогих комплектациях). Приличные объективы на корме стоят на Иксрее, Солярисе и Соренто. В этом смысле Kaptur и Coolray самые продвинутые – с четырьмя объективами кругового обзора. Переключение между ними можно доверить автоматике или щелкать самому.


Geely по части камер вообще вне досягаемости. Во‑первых, он позволяет смотреть на машину в 3D, как бы со стороны, как на премиальных марках. Баловство, но иногда помогает.

Во‑вторых, передний объектив может работать как видеорегистратор. Классическому устройству он проигрывает в качестве картинки, у которой разрешение HD, а не FullHD. Расположение на решетке радиатора обрекает «видик» на бесполезность зимой и в дождь. И сектор обзора невелик, ведь весь капот остался позади.

Зато есть потрясающая фишка, которую не может дать «регик» из магазина. На записи в углу кадра расположены пиктограммы, показывающие, включены ли фары и поворотники, пристегнут ли водитель и когда он начал жать на тормоз. При разборе ДТП такое может помочь.

Задержек и подвисаний при работе с системой не было у Шкоды, Хендэ, Kia и Renault. Поначалу «голова» Geely работала отлично, но в последние пять минут перед расставанием начала глючить при транслировавшемся с телефона навигаторе и в итоге зависла напрочь. Короткое выключение зажигания из транса систему не вывело: пришлось закрыть машину и ждать, пока мультимедийка уйдет в глубокий сон.

Лада и Nissan с Яндексом тормозили постоянно и разнообразно. Характерный пример: курсор навигатора на обеих машинах перемещался дискретно, а не плавно. «Прыжки» были незначительные, не больше 50 м, но заметные. И дело не в качестве интернета: включаешь Яндекс.Навигатор на телефоне – все отлично.

Говорит и показывает

Привычные стандарты аудиофайлов системы воспроизводят без труда. В качестве крепкого орешка подсунул машинам формат flac. В нем музыка записывается без потерь в качестве. Мне-то медведь на ухо наступил, но знающие люди говорят: разница с mp3 очевидна даже без hi-end акустики. Формат flac поняли все автомобили, кроме Шкоды и Кашкая, который вообще не видел никакие подключенные носители. Очередной глюк или программные ограничения для ­каршеринга?

С русификацией названий проблем ни у кого не возникло: как файл прописан на носителе, так его имя и отражается на дисплее.

Renault, Skoda и Hyundai проигрывать видео не умеют. Kia – пожалуйста, но при переводе селектора коробки из положения «Р» все отключается. Лада с кино, записанного на флешку, берет только звуковую дорожку. Зато среди загруженных приложений есть Кинопоиск и интернет-браузер. В движении машина сначала поругается, продолжая воспроизведение, но потом его все-таки отключает. А в Geely по умолчанию смотреть кино на ходу нельзя – однако в меню запрет можно снять. Правда, «китаец» трогательно спросит, уверены ли вы в безопасности.

Качество телефонной громкой связи почти у всех участников отличное. По выражению супруги, разговорами с которой я его проверял, не всегда догадаешься, что разговор идет через мультимедийку машины. Слегка спалился Geely, пропускавший легкое эхо и шумы.

Аутсайдером оказалась Лада. У нее и эхо, и посторонние звуки, и периодическая неразборчивость голоса. Самое же главное – дурная настройка громкости. Чтобы хоть как-то слышать собеседника, нужно выкрутить её на максимальные 40 единиц. И не спасает: ближе к 100 км/ч хочется добавить, а некуда.

Оценку «хорошо», пусть и с огромным минусом, машина все же заработала: собеседника слышно, главная задача выполнена. А вот редакционной Весте с простой двухдиновой магнитолой я не поставлю выше тройки. Все пять лет, что на ней езжу, нарушаю – звоню «с руки». Потому что через штатный Bluetooth разговаривать невозможно. Голос тихий, шумы громкие, собеседники раздражаются. XRAY Instinct следует назвать прогрессом для Лады.

Продолжение на следующей странице...

Дорогу покажешь?

Офлайн-навигация свое отживает. Полагаю, дольше всего она просуществует в премиуме – для статуса. Небесполезна будет и в развитых странах, где дорожная сеть сформировалась, и частое обновление карт не нужно. У нас же отставание картографии от реальности режет глаз. Sorento – модель максимально свежая. Но и его карты примерно годичной давности! То же самое у Каптюра.

Зато от замороченной процедуры обновления отказались. Раньше все происходило через дилера: запишись, приезжай, жди. А чаще всего ещё и плати. Теперь владельцы Kia и Renault регистрируются на сайте, скачивают свежие карты сами и сами же обновляют головное устройство. Удобно, но актуальность карт, увы, не улучшает.


Другие участники теста на предустановленную навигацию не тратились. И правильно: сегодня важнее возможности синхронизации со смартфоном, в котором у каждого есть интернет с доступом к пробочным сервисам. Кстати, в Москве камеры начинают рассылать «письма счастья» за пользование телефоном за рулем. Самое время задуматься, как пореже брать его в руки.

Составим протокол

Синхронизация происходит с помощью разных протоколов. Самые раскрученные – Android Auto и Apple CarPlay для гаджетов на операционках Android и iOS соответственно. Они есть на Кароке, Каптюре, Sorento и Солярисе. Скачиваете одноименное приложение на телефон, подключаете его проводом к мультимедийке, и на штатном дисплее появляется доступ к приложениям со смартфона. Появляется и беспроводная интеграция – например, на рестайлинговом Kia Rio. Попробовал, не понравилось: подключается через пень-колоду, часто «отваливается». Пока надежнее со «шнурком».

Чувствительный недостаток: функции гаджета переносятся на дисплей не полностью. Обе системы поддерживают только сильно ограниченный набор одобренных программ. Самые ценные для автомобилистов – навигаторы Google и Waze на той же базе. Минувшей осенью Яндекс выступил с заявлением, что работает над внедрением своего навигатора в Android Auto и Apple CarPlay. Отличная новость! Из всего представленного на рынке он дает максимально точную информацию о пробках.

Google и, особенно, Waze – сплошное недоразумение. Москва для них – идеальный беспробочный город. Понятно: мало пользователей – мало данных. Я встрял в трехкилометровую пробку на шоссе Энтузиастов. Waze даже спустя 20 минут стояния не покраснел. Зато выдал оповещение на экран: «Необычно плотное движение!». Ты издеваешься, родной? Для этой трассы как раз всё обычно.



В общем, жалеть об отсутствии в машине интерфейсов Android Auto и Apple CarPlay пока не стоит. Появится Яндекс.Навигатор – познакомимся заново, а пока держатель для смартфона «решает».

XRAY и Qashqai с системой Яндекс.Авто использовать приложения с телефона не умеют. На каршеринговых машинах функционал вообще урезан: навигатор, музыка да голосовая помощница Алиса. На Ладе есть несколько предустановленных приложений. Например, информер о погоде, упоминавшиеся выше Кинопоиск и интернет-браузер. Работают медленно, чем и раздражают.

Kaptur тоже имеет Яндекс.Авто, но под тем же именем скрывается совсем другое. Если у Лады и Ниссана это операционная система, основа мультимедийки, то в Renault так называется протокол синхронизации с телефоном, аналог Android Auto и Apple CarPlay (они в машине тоже есть). Скачиваете приложение Яндекс.Авто на смартфон, подключаете его к «голове», и на экран машины выходит российский навигатор. Пока это весь функционал: других приложений в «дистанционном» Яндекс.Авто не появилось, хотя их обещали еще полтора года назад во время презентации Арканы.

Зато работает такой навигатор лучше, чем встроенный! Не тормозит, точно ведет по улицам. Но, видимо, разработчики Яндекса не могут без ложки дегтя. На Каптюре не работала Алиса. Извинялась за сбой, однако и после перезагрузок мультимедийки и смартфона не ожила.

Больше всего мне импонирует подход китайцев. В нашем тесте участвует Geely Coolray, но аналогичный принцип использован в Тугелле, в Чанганах и Chery. Это «отзеркаливание» экрана телефона через провод без всяких ограничений. Даже ориентация картинки – вертикальная или горизонтальная – тоже копируется с гаджета. Для пользования тем же навигатором удобнее пристроить телефон горизонтально, чтобы карта стала вытянутой по ширине. Одновременно могут работать и «Стрелка» с базой радаров, и чаты Ватсапа с Телеграмом, и все остальное. Сегодня это самый непритязательный и дружелюбный к пользователю интерфейс. Но и с ним есть нюансы.

Итоговые оценки и выводы - на следующей странице...

 

Прочие опасности

Проигрывание музыки с телефона через Bluetooth у всех машин работает отлично. Однако с активацией Android Auto и китайского протокола начались сюрпризы. В Kia и Geely при их работе нельзя слушать радио: оно принудительно выключается! Музыку с флешки не послушаешь – слот занят подключенным телефоном. Остаются только треки из памяти гаджета. Но во всех машинах перелистывание песен кнопками на руле или самой мультимедийке не работает! Или слушай всё подряд, или бери в руки смартфон и переключай с него.

На Geely при подключении телефона через приложение вдобавок не переносятся контакты и последние набранные номера телефона. Та же проблема у встроенного Яндекс.Авто на Ладе и Ниссане. Опять бери в руки гаджет, ищи абонента и нажимай вызов (отвлекайся, рискуя попасть в аварию или на штраф). Частично ситуацию спасает Алиса. Ее можно попросить набрать номер, назвав контакт из записной книжки.

***

 

Экспертные оценки на этот раз выставляли по пятибалльной шкале. Хотя четыре балла в итоге набрали все, назвать хорошистом в привычном смысле встроенный Яндекс.Авто мы не можем. Работать с ним неприятно: слабое «железо» и нестабильный софт. Из остальных чуть лучше проявили себя Renault Kaptur и особенно Geely Coolray. Они хотя бы дают возможность нормально пользоваться Яндекс.Навигатором.

Несовершенства мультимедийных систем пока не способны исправить даже новомодные надстройки – Android Auto, Apple CarPlay и Яндекс.Авто. Принося новые удобства, они добавляют и глюков. Ни одно из испытанных головных устройств по надежности работы и широте возможностей не способно заменить смартфон. Значит, китайские производители держателей для телефона еще долго будут жировать, а перфекци­онисты – страдать от вида инородно ­висящего гаджета.

  • Безопасно парковаться теперь стало легче - благодаря защите камеры заднего вида. Используйте возможности вашего автомобиля на 100%  благодаря интересным предложениям нашего интернет-магазина.
  • Практичное дополнение салона автомобиля. Автомобильные 3D коврики не нарушая интерьер помогут сохранить чистоту и порядок в салоне автомобиля.

Подпишитесь на «За рулем» в

Милешкин Кирилл
18.01.2021
Поделиться: