Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Дизельные (!) УАЗы, Лады и Волга — о них никто не слышал

У нас такие машины оказались не нужны — раньше ведь бензин был значительно доступнее, чем сегодня. Да и сам дизельный мотор в условиях суровой русской зимы куда капризнее бензинового. Поэтому все дизельные модификации отправлялись на экспорт.
Полная версия

 

Дизель – удел специализированных машин, для которых важны тяга и экономичность: грузовики, тракторы, военная техника и т.д.

Тем не менее у нас были попытки создать легковушки с дизельными моторами. Правда, в свободной продаже можно было встретить далеко не каждую модель, ведь создавали их преимущественно для требовательного западного покупателя, который на топливе как раз экономил.  

1. UAZ-Explorer и UAZ-Dakar

 

Дизельными внедорожниками УАЗ-469 торговала итальянская фирма Martorelli, которая экспортировала их в Италию, а затем устанавливала 76-сильный мотор Peugeot, 72-сильный FIAT или даже 100-сильный агрегат Venture Motori (VM). Назывались дизельные модификации UAZ-Explorer и UAZ-Dakar. Но продавали такие машины исключительно за рубежом, российские покупатели довольствовались тем, что было, — бензиновыми «уазиками».

Продолжение — на следующей странице.

 

2. УАЗ Хантер с дизелем

 

 

Позже на УАЗ-31514, а потом и на Хантер, импортные дизельные моторы устанавливали тюнинговые фирмы. Это были китайский F-Diesel объемом 2,8 л, мощностью 92 л.с., и 91-сильный мотор Toyota. Была модификации УАЗ-31513 с польским дизелем Andoria мощностью 86 л.с., а также с первым отечественным дизелем  — ЗМЗ-514. Этот агрегат рабочим объемом 2,2 л, мощностью 98 л.с., долго дорабатывали, впрочем, не очень успешно: он был не особо надежным, а потому спроса на такие машины не было, и проект закрыли.  

Продолжение — на следующей странице.

 

3. Москвич-21413 с дизельным мотором Ford

 

 

Москвич-21413 с дизельным мотором Ford, таким же, как на модели Sierra, готовили в первую очередь для Западной Германии, но предлагали и в других западных странах. Впервые представили дизельный Москвич под названием Aleko-141 и силовым агрегатом Ford XLD418 в 1990 году на выставке в Берлине. Двигатель рабочим объемом 1,8 л развивал 60 л.с. После его доводки и испытаний в 1991 году АЗЛК подписал контракт с Ford на поставку около 20 тыс. дизельных моторов. И уже в 1992 году стартовали продажи в Германии. Однако избалованные немцы неохотно покупали отечественные дизельные машины: удалось продать около 400 штук, остальные так и остались в России. При желании Москвич-2141 с мотором Ford XLD418 можно приобрести и сейчас.

Продолжение — на следующей странице.

4. ВАЗ-341

 

 

В 1980 году стало понятно, что стране без легкового дизеля не обойтись. Поэтому ВАЗ по заданию правительства создал серийный дизель ВАЗ-341. Его планировали устанавливать в «четверки» и Нивы, а также на переднеприводные Самары. Это должно было улучшить экспортный потенциал советских автомобилей, да и внутри страны дизельные моторы стали приобретать некоторую популярность.

Но серийно мотор стали ставить лишь почти через 15 лет на универсалы ВАЗ-21045. Автомобиль с атмосферным мотором рабочим объемом 1,5 л и мощностью 53 л.с. был небыстрым — до «сотни» разгонялся за 27 секунд. Да и особой надежностью он не отличался. Вкупе с высокой стоимостью это сделало его неактуальным. Всего удалось выпустить 6 тысяч дизельных Жигулей.

Продолжение — на следующей странице.

5. ВАЗ-2335 с мотором ВАЗ-341

 

 

Когда Chevrolet Niva еще была ВАЗ-2123, на опытные и выставочные образцы автомобилей, в том числе пикапы ВАЗ-2335, монтировали и дизели ВАЗ-341. Среди преимуществ такого решения был мощный крутящий момент, когда двигатель работал  на малых оборотах; использование дешевого топлива и более длительный эксплуатационный ресурс. Однако часто возникали проблемы с топливным насосом, нарушение работы форсунок и т.д.  Так что в серию такие автомобили не пошли.

Продолжение — на следующей странице.

 

6. Нива с дизелем Peugeot

 

 

ВАЗ-21215 — классическую Ниву с дизелем Peugeot XUD9ND — на рубеже 2000-х можно было купить свободно. Желание сделать продукцию Волжского автозавода более конкурентоспособной не только на внешнем рынке, но и относительно сложившегося в России в более позднее время спроса заставили искать партнера. Французский мотор Peugeot XUD-9L объемом 1,9 л и мощностью 65 л.с. зарекомендовал себя как надежный и экономичный, поэтому выбор пал именно на него.

ВАЗ-21215 с дизельным двигателем выпускали на одном из подразделений АО «Ладаэкспорт» в городе Чехов Московской области.

Продолжение — на следующей странице.

7. Волга с мотором ГАЗ-560

 

 

Специалисты ГАЗа в свое время тоже искали подходящий дизель для Волги, экспериментировали с различными зарубежными моторами, но по результатам испытаний в 1995 году наиболее подходящим признали австрийский дизельный двигатель Steyr M1. В России он получил имя ГАЗ-560. Дизельные Волги ГАЗ-3110 были в свободной продаже, двигатель показал неплохую экономичность и надежность при работе в российских условиях. При объеме 2,1 л агрегат развивал 95 л.с., а в версии с интеркулером — 110 л.с. В  эксплуатации мотор был неплохим, но спрос оказался невысоким, и проект сам собой заглох. 

Фото: аз архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Алексеева Елена
21.06.2021
Поделиться: