10 таинственных версий легендарной Чайки
Крышу долой!
На седанах (лимузины с перегородкой в салоне делали штучно лишь по особым заказам) возили высокопоставленных чиновников уровня секретаря обкома. Открытые автомобили использовали обычно для торжественных проездов высоких гостей. Но встречались и машины загадочного происхождения. Например, вариант с открывающей лишь задней частью крыши, то есть ландо. Машина эта явно не заводская. Скорее всего, продукт некоего небольшого предприятия, по-видимому, военного ремзавода.
Еще один вариант открытой Чайки имел даже собственное имя ОСАД-3. «Обрезанные» машины с площадкой перед передним бампером делал завод в Чернигове, подчиненный министерству культуры. Такие Чайки использовали кинематографисты, ценившие автомобиль за вместимость, а главное – за плавность хода.
Необычная – нечто среднее между ландо и пикапом — Чайка была замечена в ГДР. Машину предназначали для торжественных выездов. Сделали таких автомобилей вроде бы четыре. ГАЗ к ним отношения не имел.
Продолжение — на следующей странице.
Санитарки в черном
Универсалы ГАЗ-13С выпускали в Латвии на заводе РАФ, переделывая стандартные седаны. Проект и все оригинальные детали тоже делали в Латвии. Черные машины были санитарными. Собирали их по заказу Четвертого главного управления Минздрава СССР, обслуживающее высших чиновников СССР и их семьи, примерно два десятка. Запасное колесо в таком универсале убрали в нишу за задней левой дверью. ГАЗ-13С на РАФе делали по специальным заказам. Для завода это была неприятная обуза, но куда денешься?
Забавно, что нечто подобное соорудили и в ГДР. Только их Чайка была светлая, а запаска стояла в коробке у левого борта рядом с носилками.
Два фургона, построенных тоже на РАФе, строго говоря, не катафалки, но по назначению похожи. Их по спецзаказу сделали для Вьетнама, чтобы в случае войны с Китаем вывезти из мавзолея тело Хошимина в секретное горное хранилище. Фургоны оборудовали мощными японскими кондиционерами. И такое бывало!
Продолжение — на следующей странице.
Чайка-ЗИМ и Чайка-ЗИЛ
Загадочный гибрид Чайки ГАЗ-13 и ЗИМа ГАЗ-12 будоражит умы знатоков уже много лет. По легенде, несколько таких автомобилей – Чайки, замаскированные под ЗИМ, — сделали на некоем военном предприятии для тех, кому Чайка была не положена, а очень хотелось.
Логики в легенде мало. Ведь Чайку-то, значит, все равно для кого-то получали. Да и ЗИМы во второй половине 1970-х (а встречал такую машину в Москве именно тогда) давно ушли из госучреждений. Так что загадка остается пока не разгаданной.
После рестайлинга ЗИЛ-111, получившего иной передок с четырьмя фарами, в 1961-м в Горьком тоже сделали аналогичный опытный образец. Помимо четырех фар установили иную решетку радиатора и бампер. Машина так и осталась опытным образцом.
Чайка просто обязана была заметно отличаться от ЗИЛа. Ведь на машинах завода имени Лихачева ездили только высшие руководители страны.
Продолжение — на следующей странице.
Поезд ближнего следования
Дрезину на базе Чайки соорудили в Венгрии. Вероятно, машина, сохранившаяся в музее, возила высшее железнодорожное начальство. У нас был аналогичный ЗИМ. А может, и Чайки тоже?
Пожарные ГАЗ-13 Чайки в красном, как и положено, цвете служили оперативными машинами дежурного по городу. Просторные, вмещающие пятерых пожарных в экипировке, и быстрые автомобили выезжали в качестве штабных на самые серьезные пожары.
Причем работали такие Чайки не только в Москве, но и в других крупных городах СССР. Одна, говорят, даже сохранилась.
Фото: из архива «За рулем»