Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

5 секретных универсалов из СССР: их почти никто не видел

Универсалы делали все автопроизводители, но серийными становились единицы. А некоторым присваивали особый, медицинский статус. Они обслуживали государственных VIP'ов.
Полная версия

Сергей Канунников, эксперт «За рулем» по ретроавтомобилям и истории автопрома, рассказал о редких машинах с кузовом универсал, которые были созданы в нашей стране в доперестроечные времена. Показываем пятерку самых интересных. 

1. Москвич-400-421

 

  

Первый советский универсал с деревометаллическим кузовом спроектировали в Москве, унифицировав его с фургоном Москвич-400-422. Машины отличались деревянными бортами и дверями, за что получили прозвище «Буратино». В заводской газете «За советскую малолитражку» фотография универсала появилась 1 октября 1946 года. Конструктивная особенность автомобиля — задние двери у него открывались вперед. 

В серию эти универсалы не пошли, произведено лишь с десяток опытных образцов.

Продолжение - на следующей странице.


2. ЗИЛ-117ЕА


   

А это уже санитарный автомобиль. В 1974-м построили лишь две такие машины, одна из которых обязательно присутствовала в кортеже престарелого генсека Брежнева. После его инсульта стало ясно, что в поездках главу государства должен сопровождать спецавтомобиль, оборудованный для оказания экстренной медпомощи. По решению 4-го Главного управления Минздрава и Гаража особого назначения (ГОН) его создавали на базе ЗИЛ-114.

Чтобы не афишировать назначение машины, прикрепленным к ней врачам было запрещено носить белые халаты.

Продолжение - на следующей странице.


3. Универсал из инвалидки С-3Д

 

В Серпухове сделали лишь опытный образец универсала из инвалидки С-3Д. В серию машина та и не пошла. Напомним, СМЗ С-3Д (эс-три-дэ) — двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода. Изначально планировали создать легкий универсальный автомобиль повышенной проходимости для сельской местности с кузовом типа пикап с расположенным спереди мотором от Запорожца ЗАЗ-965. 

В ходе реорганизации системы совнархозов проект сельского внедорожника оказался «похоронен», но машине нашли иное применение.

Продолжение - на следующей странице


4. ГАЗ-РАФ-3902


   

Еще одна скрытая, без знаков отличия санитарка — ГАЗ-РАФ-3902, в основе которой ГАЗ-14 Чайка. В 1980-х собрали всего пять таких машин. Санитарные универсалы 1980-х годов делали на РАФе по заказам 4-го Главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего высших партийных и государственных боссов. В Риге седаны превращали в универсалы, изготавливая крыши, задние двери, некоторые другие детали. Моторы в 195 л.с., а позднее 220 л.с. и остальная техника оставались прежними.

Переделанный автомобиль получился тяжелым, что отрицательно сказалось на его тягово-динамических характеристиках. После испытаний пришли к выводу, что он не удовлетворяет предъявляемым требованиям, и в итоге ограничились пятью автомобилями. Говорят, было выпущено четыре машины черного цвета и одна белого — специально для лидера Кубы Фиделя Кастро.

Продолжение - на следующей странице


5. ЗИЛ-41042


    

Почти полвека назад скорые для важных персон старательно камуфлировали под обычный представительский автомобиль, их всегда красили в черный. Поскольку в руководстве всегда было много возрастных людей, эти машины были созданы для того, чтобы быстро и комфортно доставлять представителей государственной и партийной элиты в медучреждения. Этот ЗИЛ-41042 — последняя санитарка-членовоз Советского Союза. 

Машины выпустили в четырех экземплярах — две на базе ЗИЛ-4104, еще пару — на основе последнего серийного легкового автомобиля завода — ЗИЛ-41047.

Фото: Depositphotos и из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Алексеева Елена
10.09.2021
Поделиться: