5 секретных универсалов из СССР: их почти никто не видел
Сергей Канунников, эксперт «За рулем» по ретроавтомобилям и истории автопрома, рассказал о редких машинах с кузовом универсал, которые были созданы в нашей стране в доперестроечные времена. Показываем пятерку самых интересных.
1. Москвич-400-421
Первый советский универсал с деревометаллическим кузовом спроектировали в Москве, унифицировав его с фургоном Москвич-400-422. Машины отличались деревянными бортами и дверями, за что получили прозвище «Буратино». В заводской газете «За советскую малолитражку» фотография универсала появилась 1 октября 1946 года. Конструктивная особенность автомобиля — задние двери у него открывались вперед.
В серию эти универсалы не пошли, произведено лишь с десяток опытных образцов.
Продолжение - на следующей странице.
2. ЗИЛ-117ЕА
А это уже санитарный автомобиль. В 1974-м построили лишь две такие машины, одна из которых обязательно присутствовала в кортеже престарелого генсека Брежнева. После его инсульта стало ясно, что в поездках главу государства должен сопровождать спецавтомобиль, оборудованный для оказания экстренной медпомощи. По решению 4-го Главного управления Минздрава и Гаража особого назначения (ГОН) его создавали на базе ЗИЛ-114.
Чтобы не афишировать назначение машины, прикрепленным к ней врачам было запрещено носить белые халаты.
Продолжение - на следующей странице.
3. Универсал из инвалидки С-3Д
В Серпухове сделали лишь опытный образец универсала из инвалидки С-3Д. В серию машина та и не пошла. Напомним, СМЗ С-3Д (эс-три-дэ) — двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода. Изначально планировали создать легкий универсальный автомобиль повышенной проходимости для сельской местности с кузовом типа пикап с расположенным спереди мотором от Запорожца ЗАЗ-965.
В ходе реорганизации системы совнархозов проект сельского внедорожника оказался «похоронен», но машине нашли иное применение.
Продолжение - на следующей странице
4. ГАЗ-РАФ-3902
Еще одна скрытая, без знаков отличия санитарка — ГАЗ-РАФ-3902, в основе которой ГАЗ-14 Чайка. В 1980-х собрали всего пять таких машин. Санитарные универсалы 1980-х годов делали на РАФе по заказам 4-го Главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего высших партийных и государственных боссов. В Риге седаны превращали в универсалы, изготавливая крыши, задние двери, некоторые другие детали. Моторы в 195 л.с., а позднее 220 л.с. и остальная техника оставались прежними.
Переделанный автомобиль получился тяжелым, что отрицательно сказалось на его тягово-динамических характеристиках. После испытаний пришли к выводу, что он не удовлетворяет предъявляемым требованиям, и в итоге ограничились пятью автомобилями. Говорят, было выпущено четыре машины черного цвета и одна белого — специально для лидера Кубы Фиделя Кастро.
Продолжение - на следующей странице
5. ЗИЛ-41042
Почти полвека назад скорые для важных персон старательно камуфлировали под обычный представительский автомобиль, их всегда красили в черный. Поскольку в руководстве всегда было много возрастных людей, эти машины были созданы для того, чтобы быстро и комфортно доставлять представителей государственной и партийной элиты в медучреждения. Этот ЗИЛ-41042 — последняя санитарка-членовоз Советского Союза.
Машины выпустили в четырех экземплярах — две на базе ЗИЛ-4104, еще пару — на основе последнего серийного легкового автомобиля завода — ЗИЛ-41047.
- Еще больше неизвестных советских универсалов можно найти здесь.
- Эти советские машины могли бы стать серийными.
- «За рулем» теперь есть и в TikTok.