Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Не заводится мотор? Вот что надо проверить в первую очередь

Виновата может быть простенькая деталь — конечно, если аккумуляторная батарея полностью заряжена.
Полная версия

Батарея жива, а мотор не пускается? На прежних автомобилях вроде Жигулей при этом одновременно с поворотом ключа дружно гасли все лампочки. На современных машинах ничего не гаснет, но на табло появляется пугающая надпись типа «Низкий заряд АКБ». То же может сообщить и световой индикатор с нарисованной батареей.

Приговор, как правило, выносится быстро: виновата АКБ, будь она хоть трижды заряжена. Между тем причина может быть прозаичнее: плохой контакт между полюсными выводами батареи и клеммами штатных автомобильных проводов, которые к ним присоединяются. Энергия батареи идет на бесполезный нагрев этого контакта.

Кто испортил контакт?

Будь напряжение в бортовой сети существенно выше (скажем, 220 В), подобных проблем бы не было, но при огромных стартерных токах они неизбежны. Причины плохого контакта бывают разными.

  • Окисление клемм и выводов. Чаще всего это происходит вследствие попадания на их поверхность электролита или проникающих из корпуса батареи газов. 
  • Ослабление крепежа из-за вибрации или вследствие недостаточного момента затяжки при работах с электропроводкой. Зачастую клемму вообще не затягивают, а просто набрасывают на полюсной вывод: работает – и ладно. При этом возникает электроэрозия контактных поверхностей. 
  • Третий, редкий на сегодня вариант: заботливый владелец то и дело чистит клеммы и выводы наждачной бумагой, изменяя их исходную геометрию, а после этого затягивание крепежа не обеспечивает контакт.
  • Что делать, если родные клеммы испорчены настолько, что никакая чистка или затяжка им уже не помогут? Приобрести новые!

    Мы раздобыли полтора десятка разных клемм и всесторонне их изучили.

    Совет: при покупке клеммы смотрите на размеры, сопоставляя их с исходным вариантом. Встречаются разные варианты конфигурации клемм (например, европейская и азиатская).


    В ходе экспертизы мы оценили крепежные элементы клемм – от затяжки до крепления провода. Определили их массу: при прочих равных более тяжелое крепление при прохождении стартерного тока сильно нагреться не успеет. Оценили устойчивость материала клемм к раствору кислоты, применяемой в батареях.

    Что испытывали?

     Полюсные зажимы
    Масса 88 г (2 штуки)
    Примерная цена 280 ₽
    Обжим клеммы – слабеньким дюймовым болтом. Провод прижимается тоненькой пластиной. Кислоты не боится, но рекомендовать можем только в отсутствии лучших предложений.

     Клемма аккумулятора
    Масса 83 г
    Примерная цена 250 ₽
    Клемма кислоты не боится. Применен дюймовый крепеж, при этом провод ­держат два тонких болтика. Рекомендовать не можем.

     Клемма аккумулятора 218959
    Масса 48 г 
    Примерная цена 260 ₽
    Тоненькая стальная клемма подойдет для обоих наконечников АКБ. Стяжка – дюймовым болтом. На кислоту реакция сильная. Рекомендовать не можем. 


     Клемма аккумулятора
    Масса 122 г 
    Примерная цена 400 ₽
    Шикарная итальянская клемма с отменным качеством конуса: такое литье под давлением может служить эталоном. Провод крепят два болта М6, на стяжке – М8. Рекомендуем.

     Набор
    Масса 270 г (2 штуки)
    Примерная цена 400 ₽
    Две клеммы в защитном пластике – синем и красном – с механизмом зажима без ключа. Интересное решение. Провод хорошо зажимается двумя болтами М6. Кислоты не боится. Рекомендуем.

     Клеммы аккумулятора
    Масса 195 г (2 штуки)
    Примерная цена 130 ₽
    Обжимные клеммы (или под пайку) – это решение на рукастого любителя, хорошо владеющего различным инструментом. На кислоту не реагирует. Рекомендуем ограниченное применение.


     Клеммы аккумулятора
    Масса 157 г (2 штуки)
    Примерная цена 330 ₽
    Хорошее зажатие провода четырьмя винтами, а вот стяжка на М6 слабовата. Да и шестигранная головка болта проворачивается – с квадратной такого не было бы. С кислотой – бурная реакция. Рекомендовать не можем. 

     Комплект клемм АКБ
    Масса 220 г (2 штуки)
    Примерная цена 500 ₽
    Клеммы – солидные, латунные. Болт для затяжки провода тоже солидный – М10, такое редко встречается. Клемма на кислоту не реагирует. Рекомендуем. 


     Комплект клемм АКБ
    Масса 160 г (2 штуки)
    Примерная цена 500 ₽
    Быстросъемные клеммы – штампованные из миллиметровой латуни. Прижимные винты для провода – М5: слабовато. Обычному автомобилисту такая конструкция ни к чему. Другое дело – катера и яхты, где отсоединять клеммы АКБ приходится часто. Клемма на кислоту не реагирует. Рекомендуем ограниченное применение.

     Клеммы аккумуляторные универсальные 105079
    Масса 96 г (2 штуки)
    Примерная цена 140 ₽
    Резьба дюймовая: потеряете гайку – долго будете искать замену. Провод зажимается двумя болтами. Резьба в клемме нарезана криво. Любопытно, что обе клеммы сделаны из одинаковых заготовок, поскольку у одной оказались более тонкие стенки. Кислоты не боится, но рекомендовать не можем.

     Латунь с винтом. Арт. 145337
    Масса 200 г (2 штуки)
    Примерная цена 650 ₽
    Провод крепится гайкой М8, на обжиме – М6. Предусмотрено место под дополнительный провод с болтом М6. Кислоты не боится. Рекомендуем.


     Свинец. Арт. 268565
    Масса 292 г (2 штуки)
    Примерная цена 260 ₽
    Качество изготовления очень низкое. Болты М6 без покрытия. Кислоты не боится, но рекомендовать все-таки не можем.

     Латунь. Арт. 364367
    Масса 190 г (2 штуки)
    Примерная цена 600 ₽
    Провод крепят два болта М5, клемму под углом зажимает гайка М6. Есть защита от перебивания провода крепежными болтами. Кислоты не боится. Рекомендуем.


     Клемма с удлиняющим проводом Арт. 25021 Euro Type 1
    Масса 392 г (2 штуки)
    Примерная цена 850 ₽
    Пара клемм с синим и красным хвостами подойдет в тех случаях, когда штатный провод требует некоторого удлинения. Стяжка – с болтом М8. Кислоту не любит: сразу начинается реакция. Рекомендуем ограниченное применение.

     Клемма с боковым креплением Арт. 25022 Euro Type 1
    Масса 361 г (2 штуки)
    Примерная цена 400 ₽
    Предусмотрен контакт под кольцевую клемму. Крепеж – М8. На плюсовой клемме защитный колпачок. С кислотой вступает в реакцию. Рекомендуем ограниченное применение.

     Клемма с боковым креплением (комплект). Арт. 73100
    Масса 128 г (2 штуки)
    Примерная цена 160 ₽
    Аккуратные латунные клеммы, не боящиеся кислоты. Провод закрепляют болты М6, на обжиме – М8. Рекомендуем.


    ИТОГ
     
    Из 16 изученных нами вариантов мы безоговорочно одобрили только шесть. Все они из хорошего материала, не боящиеся кислоты и с хорошим крепежом. Больше других понравились итальянские Ebienne – их приятно даже просто подержать в руках.

    Какую клемму выбрать?

    Клеммы делают из металлов или сплавов с хорошей проводимостью: меди, латуни, алюминия, свинца.


    Часть клемм имеет дюймовый крепеж – это не лучшее решение. Потеряете болтик или гаечку – будете долго искать замену. В любом случае, чем солиднее крепеж, тем лучше. Болты с квадратными головками не будут проворачиваться при работе с гаечным ключом.


    Быстросъемные клеммы рекомендовать не можем. Обычному владельцу они ни к чему, а вот переходное сопротивление у них всегда будет выше, чем при резьбовой затяжке. Такое решение необходимо только тем, кому реально нужно то и дело отсоединять и подсоединять клеммы – например, на катере.


    Приобретать комплекты с двумя клеммами не вполне разумно: на практике замены обычно требует только определенная, а не обе сразу. Впрочем, стоимость таких наборчиков сравнительно невелика.


    • Счастливого пути и хороших контактов! А как правильно установить клеммы и как за ними ухаживать, рассказано тут.
    •  «За рулем» можно читать и в Телеграм.

    Подпишитесь на «За рулем» в

    Ревин Алексей
    Колодочкин Михаил
    27.10.2022
    Фото: «За рулем»
    Поделиться: