Не заводится мотор? Вот что надо проверить в первую очередь

Виновата может быть простенькая деталь — конечно, если аккумуляторная батарея полностью заряжена.

Батарея жива, а мотор не пускается? На прежних автомобилях вроде Жигулей при этом одновременно с поворотом ключа дружно гасли все лампочки. На современных машинах ничего не гаснет, но на табло появляется пугающая надпись типа «Низкий заряд АКБ». То же может сообщить и световой индикатор с нарисованной батареей.

Приговор, как правило, выносится быстро: виновата АКБ, будь она хоть трижды заряжена. Между тем причина может быть прозаичнее: плохой контакт между полюсными выводами батареи и клеммами штатных автомобильных проводов, которые к ним присоединяются. Энергия батареи идет на бесполезный нагрев этого контакта.

Кто испортил контакт?

Будь напряжение в бортовой сети существенно выше (скажем, 220 В), подобных проблем бы не было, но при огромных стартерных токах они неизбежны. Причины плохого контакта бывают разными.

Что делать, если родные клеммы испорчены настолько, что никакая чистка или затяжка им уже не помогут? Приобрести новые!

Мы раздобыли полтора десятка разных клемм и всесторонне их изучили.

Совет: при покупке клеммы смотрите на размеры, сопоставляя их с исходным вариантом. Встречаются разные варианты конфигурации клемм (например, европейская и азиатская).
Размеры полюсных выводов АКБ европейского и азиатского стандартов, мм

В ходе экспертизы мы оценили крепежные элементы клемм – от затяжки до крепления провода. Определили их массу: при прочих равных более тяжелое крепление при прохождении стартерного тока сильно нагреться не успеет. Оценили устойчивость материала клемм к раствору кислоты, применяемой в батареях.

Что испытывали?

Полюсные зажимы
Масса 88 г (2 штуки)
Примерная цена 280 ₽
Обжим клеммы – слабеньким дюймовым болтом. Провод прижимается тоненькой пластиной. Кислоты не боится, но рекомендовать можем только в отсутствии лучших предложений.

Клемма аккумулятора
Масса 83 г
Примерная цена 250 ₽
Клемма кислоты не боится. Применен дюймовый крепеж, при этом провод ­держат два тонких болтика. Рекомендовать не можем.

Клемма аккумулятора 218959
Масса 48 г
Примерная цена 260 ₽
Тоненькая стальная клемма подойдет для обоих наконечников АКБ. Стяжка – дюймовым болтом. На кислоту реакция сильная. Рекомендовать не можем.

Клемма аккумулятора
Масса 122 г
Примерная цена 400 ₽
Шикарная итальянская клемма с отменным качеством конуса: такое литье под давлением может служить эталоном. Провод крепят два болта М6, на стяжке – М8. Рекомендуем.

Набор
Масса 270 г (2 штуки)
Примерная цена 400 ₽
Две клеммы в защитном пластике – синем и красном – с механизмом зажима без ключа. Интересное решение. Провод хорошо зажимается двумя болтами М6. Кислоты не боится. Рекомендуем.

Клеммы аккумулятора
Масса 195 г (2 штуки)
Примерная цена 130 ₽
Обжимные клеммы (или под пайку) – это решение на рукастого любителя, хорошо владеющего различным инструментом. На кислоту не реагирует. Рекомендуем ограниченное применение.


Клеммы аккумулятора
Масса 157 г (2 штуки)
Примерная цена 330 ₽
Хорошее зажатие провода четырьмя винтами, а вот стяжка на М6 слабовата. Да и шестигранная головка болта проворачивается – с квадратной такого не было бы. С кислотой – бурная реакция. Рекомендовать не можем.

Комплект клемм АКБ
Масса 220 г (2 штуки)
Примерная цена 500 ₽
Клеммы – солидные, латунные. Болт для затяжки провода тоже солидный – М10, такое редко встречается. Клемма на кислоту не реагирует. Рекомендуем.


Комплект клемм АКБ
Масса 160 г (2 штуки)
Примерная цена 500 ₽
Быстросъемные клеммы – штампованные из миллиметровой латуни. Прижимные винты для провода – М5: слабовато. Обычному автомобилисту такая конструкция ни к чему. Другое дело – катера и яхты, где отсоединять клеммы АКБ приходится часто. Клемма на кислоту не реагирует. Рекомендуем ограниченное применение.

Клеммы аккумуляторные универсальные 105079
Масса 96 г (2 штуки)
Примерная цена 140 ₽
Резьба дюймовая: потеряете гайку – долго будете искать замену. Провод зажимается двумя болтами. Резьба в клемме нарезана криво. Любопытно, что обе клеммы сделаны из одинаковых заготовок, поскольку у одной оказались более тонкие стенки. Кислоты не боится, но рекомендовать не можем.

Латунь с винтом. Арт. 145337
Масса 200 г (2 штуки)
Примерная цена 650 ₽
Провод крепится гайкой М8, на обжиме – М6. Предусмотрено место под дополнительный провод с болтом М6. Кислоты не боится. Рекомендуем.

Свинец. Арт. 268565
Масса 292 г (2 штуки)
Примерная цена 260 ₽
Качество изготовления очень низкое. Болты М6 без покрытия. Кислоты не боится, но рекомендовать все-таки не можем.

Латунь. Арт. 364367
Масса 190 г (2 штуки)
Примерная цена 600 ₽
Провод крепят два болта М5, клемму под углом зажимает гайка М6. Есть защита от перебивания провода крепежными болтами. Кислоты не боится. Рекомендуем.

Клемма с удлиняющим проводом Арт. 25021 Euro Type 1
Масса 392 г (2 штуки)
Примерная цена 850 ₽
Пара клемм с синим и красным хвостами подойдет в тех случаях, когда штатный провод требует некоторого удлинения. Стяжка – с болтом М8. Кислоту не любит: сразу начинается реакция. Рекомендуем ограниченное применение.

Клемма с боковым креплением Арт. 25022 Euro Type 1
Масса 361 г (2 штуки)
Примерная цена 400 ₽
Предусмотрен контакт под кольцевую клемму. Крепеж – М8. На плюсовой клемме защитный колпачок. С кислотой вступает в реакцию. Рекомендуем ограниченное применение.

Клемма с боковым креплением (комплект). Арт. 73100
Масса 128 г (2 штуки)
Примерная цена 160 ₽
Аккуратные латунные клеммы, не боящиеся кислоты. Провод закрепляют болты М6, на обжиме – М8. Рекомендуем.

ИТОГ

Какую клемму выбрать?

Клеммы делают из металлов или сплавов с хорошей проводимостью: меди, латуни, алюминия, свинца.


Часть клемм имеет дюймовый крепеж – это не лучшее решение. Потеряете болтик или гаечку – будете долго искать замену. В любом случае, чем солиднее крепеж, тем лучше. Болты с квадратными головками не будут проворачиваться при работе с гаечным ключом.


Быстросъемные клеммы рекомендовать не можем. Обычному владельцу они ни к чему, а вот переходное сопротивление у них всегда будет выше, чем при резьбовой затяжке. Такое решение необходимо только тем, кому реально нужно то и дело отсоединять и подсоединять клеммы – например, на катере.


Приобретать комплекты с двумя клеммами не вполне разумно: на практике замены обычно требует только определенная, а не обе сразу. Впрочем, стоимость таких наборчиков сравнительно невелика.


  • Счастливого пути и хороших контактов! А как правильно установить клеммы и как за ними ухаживать, рассказано тут.
  • «За рулем» можно читать и в Телеграм.

Подпишитесь на «За рулем» в