Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: 100 лет со дня рождения знаменитого рекордсмена

Полная версия
27 февраля 1911 года родился Эдуард Лорент, выдающийся советский спортсмен, установивший несколько всесоюзных рекордов скорости.

Каким представляется нам автомобильный гонщик? Явно не верзилой много выше среднего роста, с медвежьей походкой вразвалочку и руками-клешнями. Меж тем именно таким был Эдуард Лорент, одной левой переворачивающий свои рекордные болиды набок, чтобы проверить состояние шин. Руки эти крепко держали штурвал – перед Второй мировой войной Эдуард Лорент работал обкатчиком танков на знаменитом Харьковском паровозостроительном заводе, имевшем также еще и другое название, завод №75.

Еще в Первую мировую Лоренты были эвакуированы в Харьков из Риги вместе с велосипедной фабрикой Лейтнера, где отец Эдика работал мастером. А прапрадед Лорента и вовсе был француз, обрусевший солдат наполеоновской армии. Так что фамилию спортсмена правильно было бы произносить: Лоран. Как у модельера Ив Сен Лорана.Свой путь к славе русский Лоран начинал на мотоциклах, установив в 1939 году всесоюзный рекорд скорости на дистанции 1 км ходом в классе 500 куб. см.

В 1950-е годы в Харькове сложилось уникальное положение, когда сразу четыре энтузиаста боролись за всесоюзный рекорд скорости на автомобиле – Владимир Никитин, Эдуард Лорент, Иван Помогайбо и Григорий Попов. Возможно, тому способствовало сочетание мощного машиностроения и развитой сети дорог с качественным асфальтовым покрытием. Так или иначе, на целое десятилетие Харьков становится кузницей рекордов. Амбиции были более чем высокими: с мая 1952 года вступила в силу классификация рекордно-гоночных автомобилей, соответствовавшая международной.

Выступая за спортивное общество «Трудовые резервы», Лорент применяет в своих болидах такие новшества, как колеса из магниевого сплава, два распределительных вала в головке цилиндров, систему смазки с сухим картером. Вместе с профессором Харьковского авиационного института Неймарком Лорент также изучает аэродинамику трофейных гоночных автомобилей Auto Union, чтобы перенять ряд решений по снижению воздушного сопротивления. Лорент построит первый в нашей стране дрэгстер – «Харьков Л3» (1965 г.).

26 октября 1952 года Лорент на болиде «Харьков Л1» бьет свой первый всесоюзный рекорд – 5 км с хода со скоростью 203 км/ч. Рекордам не будет числа – на Минском шоссе под Москвой, на Симферопольском шоссе под Мелитополем, на такыре Кум-Даг в Туркмении, на соляном озере Баскунчак, на бетонной взлетной полосе аэродрома в Чугуеве. Основной инструмент Лорента – построенный им в 1954 году болид «Харьков Л2». Это универсальный носитель для двигателей различного рабочего объема, позволявший ему претендовать на достижения в разных классах – 250, 350, 500, 750 куб.см. С 1955 по 1967 гг на «Харьков Л2» Лорент установил 27 всесоюзных рекордов скорости, 14 из которых превышали международные.

Про Лорента говорили, что он «цедил рекорды», т.е. раскрывал возможности своих машин постепенно. За каждый очередной рекорд платили неплохие призовые, и Лорент зарабатывал своими достижениями. Этому он учил и своего сына Валерия, причем в довольно прямолинейной форме. Однажды на финише заездов Лорент-старший с женой мотоспортсменкой Надеждой Скобель наперебой отчитывали сына за его слишком высокий результат.

Черту под своей деятельностью Эдуард Лорент подвел так: «Сам задумал машину, сам сделал, сам ездил». Умер рекордсмен в 1990 году.

Подпишитесь на «За рулем» в

26.02.2011
Поделиться: