Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: день рождения сутяги

Полная версия
165 лет назад, 14 сентября 1846 года, родился Джордж Болдуин Селден, главный возмутитель спокойствия «бронзового века» автомобиля.

Джордж Селден восьмого мая 1879 года подал патентную заявку на Road Engine – самодвижущийся экипаж с двухцилиндровым двухтактным мотором инженера Джорджа Брайтона. Сын судьи и известного адвоката-республиканца Джордж Селден оформил заявку так, что в дальнейшем это позволит ему привлекать к ответственности всех, кто брался выпускать автомобили в Америке.

С мотором Брайтона ловкий изобретатель познакомился в 1876 году на Centennial Exhibition в Филадельфии. В ту пору Селден только закончил Йельский университет. Но перспективу юридической карьеры затмил интерес к новой технике. Селден берется за проектирование автомобиля, привлекая к этому механиков Фрэнка Клемента и Уильяма Гомма. Скорее всего, самодвижущаяся повозка так и не была построена. Тем не менее спустя 16 лет после подачи заявки, 5 ноября 1895 года, Селдену выдают патент US №549160.

В это время в Америке один за другим начинают появляться первые самоходы. Выгодная формула патента позволяла Селдену «взять за жабры» любого изобретателя – документом защищалась не какая-то отдельная часть машины, а система узлов и агрегатов в целом. Привилегия Селдена – хрестоматийный пример «зонтичного патента». Достаточно оценить содержащиеся в нем формулировки: «В усовершенствованном мною дорожном локомотиве могут применяться любые типы двигателей с предварительным сжатием смеси, работающих на жидких углеводородах».

К патенту прилагался чертеж машины, которую сегодня назвали бы грузовиком. За основу был взят конный фургон. Двигатель был установлен прямо на переднюю ось и вращал передние колеса.

Юрист Селден начал охоту на конструкторов автомобилей, промышленников и торговцев. Вот как об этом писал Генри Форд в автобиографии «Моя жизнь, мои достижения»: «Многие техники, в том числе и я, занимавшиеся много лет проектированием автомобилей, с изумлением узнали в один прекрасный день, что разработка самодвижущегося экипажа защищена патентом много лет тому назад, хотя заявитель патента указал только идею и ничего не сделал в смысле ее практического осуществления».

Действительно, модель самодвижущегося экипажа и сам экипаж были построены Селденом, лишь когда дело дошло до серьезного разбирательства с Фордом в октябре 1903 года. До этого владельцы компаний исправно платили Селдену, пошли с ним на сделку и организовали Ассоциацию производителей лицензионных автомобилей (ALAM).

Форд тоже был готов к сделке, однако его в ALAM не приняли – мало кто в Детройте был рад амбициозному новичку. Форд, что называется, закусил удила   и нанял дорогих адвокатов. Интересно, что именно благодаря этому процессу впервые автомобиль начали исследовать в историческом разрезе – требовалось доказать, что самодвижущиеся экипажи существовали и до Селдена. Именно после этого процесса у Форда возникла мысль собрать разные экипажи под крышей музея – Henry Ford Museum.

Судебный процесс растянулся на восемь лет, став беспрецедентным по количеству исписанной бумаги, — 14 тысяч листов дела!

Кроме того, 7 сентября 1895 года в качестве дополнения к первому патенту  Селден подает еще одну заявку. Он даже основал собственную фирму – Selden Motor Vehicle Company, на которой построил только один автомобиль.

В сентябре 1909 года суд решил дело в пользу Селдена. Это грозило Форду астрономическими выплатами по иску, поскольку все это время фабрикант не переставал делать автомобили! Внеся немыслимый по меркам тех лет залог в 350 тысяч долларов, Форд подал апелляцию. Теперь он доказывал, что двигатель Брайтона, использованный Селденом, является улучшением существовавшего раньше мотора Отто. А патент на него был отменен германским судом в 1886 году! Судьи приняли этот довод и 10 января 1911 года оправдали Форда. Селден проиграл, когда до окончания действия его патента оставался всего год. Слабым утешением ему стал второй патент (US №1028501), полученный 4 июня 1912 года на тот автомобиль, который он построил для ведения судебной тяжбы.

Подпишитесь на «За рулем» в

14.09.2011
Поделиться: