Хроника: день рождения сутяги

165 лет назад, 14 сентября 1846 года, родился Джордж Болдуин Селден, главный возмутитель спокойствия «бронзового века» автомобиля.

Автомобиль Селдена – переднеприводный грузовик

Джордж Селден восьмого мая 1879 года подал патентную заявку на Road Engine – самодвижущийся экипаж с двухцилиндровым двухтактным мотором инженера Джорджа Брайтона. Сын судьи и известного адвоката-республиканца Джордж Селден оформил заявку так, что в дальнейшем это позволит ему привлекать к ответственности всех, кто брался выпускать автомобили в Америке.

С мотором Брайтона ловкий изобретатель познакомился в 1876 году на Centennial Exhibition в Филадельфии. В ту пору Селден только закончил Йельский университет. Но перспективу юридической карьеры затмил интерес к новой технике. Селден берется за проектирование автомобиля, привлекая к этому механиков Фрэнка Клемента и Уильяма Гомма. Скорее всего, самодвижущаяся повозка так и не была построена. Тем не менее спустя 16 лет после подачи заявки, 5 ноября 1895 года, Селдену выдают патент US №549160.

В это время в Америке один за другим начинают появляться первые самоходы. Выгодная формула патента позволяла Селдену «взять за жабры» любого изобретателя – документом защищалась не какая-то отдельная часть машины, а система узлов и агрегатов в целом. Привилегия Селдена – хрестоматийный пример «зонтичного патента». Достаточно оценить содержащиеся в нем формулировки: «В усовершенствованном мною дорожном локомотиве могут применяться любые типы двигателей с предварительным сжатием смеси, работающих на жидких углеводородах».

Иллюстрация с титульной страницы патента Джорджа Селдена. Увы, 4 июня 1912 года, когда был выдана данная привилегия, конструкция автомобилей шагнула далеко вперед. Поэтому патент вряд ли мог кому-то препятствовать

К патенту прилагался чертеж машины, которую сегодня назвали бы грузовиком. За основу был взят конный фургон. Двигатель был установлен прямо на переднюю ось и вращал передние колеса.

Джордж Болдуин Селден (1846 – 1932 гг.) на своем автомобиле, построенном после начала судебных споров о приоритете, 1903 г.

Юрист Селден начал охоту на конструкторов автомобилей, промышленников и торговцев. Вот как об этом писал Генри Форд в автобиографии «Моя жизнь, мои достижения»: «Многие техники, в том числе и я, занимавшиеся много лет проектированием автомобилей, с изумлением узнали в один прекрасный день, что разработка самодвижущегося экипажа защищена патентом много лет тому назад, хотя заявитель патента указал только идею и ничего не сделал в смысле ее практического осуществления».

Действительно, модель самодвижущегося экипажа и сам экипаж были построены Селденом, лишь когда дело дошло до серьезного разбирательства с Фордом в октябре 1903 года. До этого владельцы компаний исправно платили Селдену, пошли с ним на сделку и организовали Ассоциацию производителей лицензионных автомобилей (ALAM).

Форд тоже был готов к сделке, однако его в ALAM не приняли – мало кто в Детройте был рад амбициозному новичку. Форд, что называется, закусил удила и нанял дорогих адвокатов. Интересно, что именно благодаря этому процессу впервые автомобиль начали исследовать в историческом разрезе – требовалось доказать, что самодвижущиеся экипажи существовали и до Селдена. Именно после этого процесса у Форда возникла мысль собрать разные экипажи под крышей музея – Henry Ford Museum.

После победы в «патентной войне» с Селденом члены ассоциации ALAN признали Форда и дали в его честь банкет. Форд устроил ответный – как умный человек, он не держал обиды на своих противников

Судебный процесс растянулся на восемь лет, став беспрецедентным по количеству исписанной бумаги, — 14 тысяч листов дела!

Кроме того, 7 сентября 1895 года в качестве дополнения к первому патенту Селден подает еще одну заявку. Он даже основал собственную фирму – Selden Motor Vehicle Company, на которой построил только один автомобиль.

В сентябре 1909 года суд решил дело в пользу Селдена. Это грозило Форду астрономическими выплатами по иску, поскольку все это время фабрикант не переставал делать автомобили! Внеся немыслимый по меркам тех лет залог в 350 тысяч долларов, Форд подал апелляцию. Теперь он доказывал, что двигатель Брайтона, использованный Селденом, является улучшением существовавшего раньше мотора Отто. А патент на него был отменен германским судом в 1886 году! Судьи приняли этот довод и 10 января 1911 года оправдали Форда. Селден проиграл, когда до окончания действия его патента оставался всего год. Слабым утешением ему стал второй патент (US №1028501), полученный 4 июня 1912 года на тот автомобиль, который он построил для ведения судебной тяжбы.

Подпишитесь на «За рулем» в