Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: мотор меняет прописку

Полная версия
35 лет назад, 21 октября 1976 года, инженеры Porsche AG представили на суд руководства концепцию нового спортивного автомобиля – с передним расположением двигателя.

 

Эта дата была выбрана для презентации нового проекта не случайно – деревянная модель будущего автомобиля стала своеобразным подарком на день рождения председателя правления Porsche AG доктора инженерных наук Эрнста Фурманна.

Porsche не случайно называют инженерной компанией. Во главу угла всякого проекта здесь всегда ставился замысел конструктора, а не прихоть маркетолога. Кстати, то, насколько достойно штутгартская компания пронесла себя через бури экономического кризиса, доказывает, что такой подход имеет право на жизнь наряду с иными, более алчными.

Кроме того, Porsche AG (такой статус компания приобрела только в марте 1972 года) по праву считается семейным предприятием. Надо сказать, в большой семье Porsche к доктору Фурманну сложилось особое отношение. Он из Вены, то есть земляк Порше. Статус – доктор инженерных наук (диссертация на тему изменения фаз газораспределения, 1950 год) – у Фурманна не ниже, чем у того же Порше.

Фурманн пришел на Porsche в 1947 году и вместе с легендарным конструктором Эбераном фон Эберхорстом проектировал гоночный болид Cisitalia. Затем возглавил работы над мотором с двумя верхними распределительными валами, который в знак уважения к разработчику в компании Porsche так и назвали – «двигатель Фурманна».

В 1956-м доктор Фурманн ушел – Фердинанд Порше-младший вел проекты с американцами и взял на его должность Клауса фон Рюкера, с опытом работы на Studebaker. Была ли обида? Так или иначе, Фердинанд Порше не смог обойтись без головы Фурманна. И в 1971 году Порше уговорил его вернуться, причем вскоре поручил ему ответственную должность председателя акционерного общества.

Это был своевременный приход – впереди автомобильную отрасль ждали серьезные перемены. Фурманн тотчас прикрыл пару бесперспективных проектов. А главный конструктор Гельмут Ботт получил задание на разработку замены 911-го Porsche. С высоты тех лет 911-й представлялся тупиковой, архаичной машиной!

В Соединенных Штатах поднялась волна борьбы за безопасность автомобилей, поднятая книгой Ральфа Нейдера «Небезопасен на любой скорости». Те, кому довелось поездить на ранних 911-х, знают, насколько требовательна эта модель в пограничных режимах езды. Chevrolet Corvair, выбранный Нейдером для нападок, очень напоминал по компоновке Porsche-911, что вызывало нехорошие ассоциации у покупателей.

Кроме того, схема 911-го не позволяла ему развиваться. Установить восьмицилиндровый мотор, например. Отсюда решение – заменить. И заменить автомобилем с мотором V8 спереди и задними ведущими колесами. У которого бензобак расположен в безопасной зоне.

На бумаге новый автомобиль существовал как Wagenprojekt «K». Руководил проектом Вольфганг Горисзен, ведущий конструктор – Вольфганг Эйб, дизайнер – Анатолий Лапин.

Анатолий Федорович вспоминает, что уже начертив кузов, вдруг вспомнили о гидротрансформаторе автоматической коробки передач. Прежде компания Porsche не делала машин с «автоматом» (для себя), и о нем начисто забыли! В плотной компоновке место «вандлеру» не нашлось. И готовый проект буквально на глазах начал расползаться. С этим ничего нельзя было поделать. И тогда родилась блестящая идея: срезать углы кузова, чем уменьшить размер машины зрительно. Все равно человек видит ее только с одной точки. К слову, автомобиль – будущий Porsche 928 – на целых 178 мм длиннее тогдашнего 911-го и неприлично широк – 1836 мм.

Неоспоримо, что в данном случае дизайн следовал за функцией – Porsche, повторю, инженерная компания. В ее научно-исследовательском центре в Вейсзахе на 43 дизайнеров приходилось 2000 конструкторов!

В Вейсзахе в один из дождливых осенних дней 1973 года прямо на парковку выкатили неокрашенный пластилиновый макет первого переднемоторного спортивного Porsche.

19 ноября 1973 года группа ответственных представителей компании Porsche AG (Фердинанд Порше-младший, Доротея Порше, Луиза Пьеха, Эрнст Фурманн, Гельмут Ботт, Анатолий Лапин и др.) подняли бокалы с шампанским за окончательный внешний вид будущего Porsche 928.

А 3 октября 1973-го началась арабо-израильская война, взлетели цены на нефть. В этих условиях стартовать с автомобилем, имеющим 4,5-литровый V8 под капотом, было равносильно самоубийству. Нет худа без добра – в это время Porsche параллельно занимался проектом ЕА425 спортивного автомобиля для Volkswagen. Из-за энергетического кризиса Volkswagen отказался от проекта. И в Porsche решили выпустить его под своей маркой, благо технологически это было сделать довольно просто. В частности, четырехцилиндровый двигатель ЕА425 был унифицирован с мотором Porsche 928. Блок мотора V8 был, по сути, составлен из двух таких четырехцилиндровых «половинок». Так что в ноябре 1975 года компания Porsche представила свой первый переднемоторный автомобиль, которому полагалось быть вторым.

Пройдя по ссылке, вы сможете почитать полный архив ЗР с 1928 по 2011 г.

Подпишитесь на «За рулем» в

21.10.2011
Поделиться: