Хроника: мотор меняет прописку

35 лет назад, 21 октября 1976 года, инженеры Porsche AG представили на суд руководства концепцию нового спортивного автомобиля – с передним расположением двигателя.

Дебют Porsche 928 состоялся на Женевском автосалоне 17 марта 1977 года. Однако в серию автомобиль был готов раньше – помешал энергетический кризис 1973 года. На «рентгене» видна необычная компоновка transaxle с расположением коробки передач в общем узле с главной передачей. Это было сделано для компенсации перевеса огромного мотора V8. Задняя независимая подвеска с подруливающим эффектом получила название Вейсзах в честь деревни, где расположен научно-исследовательский центр Porsche

Эта дата была выбрана для презентации нового проекта не случайно – деревянная модель будущего автомобиля стала своеобразным подарком на день рождения председателя правления Porsche AG доктора инженерных наук Эрнста Фурманна.

Porsche не случайно называют инженерной компанией. Во главу угла всякого проекта здесь всегда ставился замысел конструктора, а не прихоть маркетолога. Кстати, то, насколько достойно штутгартская компания пронесла себя через бури экономического кризиса, доказывает, что такой подход имеет право на жизнь наряду с иными, более алчными.

Кроме того, Porsche AG (такой статус компания приобрела только в марте 1972 года) по праву считается семейным предприятием. Надо сказать, в большой семье Porsche к доктору Фурманну сложилось особое отношение. Он из Вены, то есть земляк Порше. Статус – доктор инженерных наук (диссертация на тему изменения фаз газораспределения, 1950 год) – у Фурманна не ниже, чем у того же Порше.

Доктор Эрнст Фурманн (21.10.1918 – 6.2.1995 гг) с ноября 1976 года по декабрь 1980 года занимал должность председателя правления Porsche AG

Фурманн пришел на Porsche в 1947 году и вместе с легендарным конструктором Эбераном фон Эберхорстом проектировал гоночный болид Cisitalia. Затем возглавил работы над мотором с двумя верхними распределительными валами, который в знак уважения к разработчику в компании Porsche так и назвали – «двигатель Фурманна».

В 1956-м доктор Фурманн ушел – Фердинанд Порше-младший вел проекты с американцами и взял на его должность Клауса фон Рюкера, с опытом работы на Studebaker. Была ли обида? Так или иначе, Фердинанд Порше не смог обойтись без головы Фурманна. И в 1971 году Порше уговорил его вернуться, причем вскоре поручил ему ответственную должность председателя акционерного общества.

Это был своевременный приход – впереди автомобильную отрасль ждали серьезные перемены. Фурманн тотчас прикрыл пару бесперспективных проектов. А главный конструктор Гельмут Ботт получил задание на разработку замены 911-го Porsche. С высоты тех лет 911-й представлялся тупиковой, архаичной машиной!

Porsche 928 S 1980 года. На снимке хорошо видна задумка дизайнеров, Вольфганга Мёбиуса и его руководителя Лапина – из-за скошенного заднего крыла машина выглядит меньше, чем на самом деле. Крылья, капот, двери были алюминиевые, а бензобак был изготовлен из полимера «Луполен», что снизило массу машины

В Соединенных Штатах поднялась волна борьбы за безопасность автомобилей, поднятая книгой Ральфа Нейдера «Небезопасен на любой скорости». Те, кому довелось поездить на ранних 911-х, знают, насколько требовательна эта модель в пограничных режимах езды. Chevrolet Corvair, выбранный Нейдером для нападок, очень напоминал по компоновке Porsche-911, что вызывало нехорошие ассоциации у покупателей.

Opel Admiral B (1969 – 1977 гг.). Замаскированный кузовом этого увальня, первые полигонные испытания проходил второй прототип Porsche 928. Для первого «мула» использовали более подобающий Mercedes-Benz 350SL

Кроме того, схема 911-го не позволяла ему развиваться. Установить восьмицилиндровый мотор, например. Отсюда решение – заменить. И заменить автомобилем с мотором V8 спереди и задними ведущими колесами. У которого бензобак расположен в безопасной зоне.

Porsche 924 создавался как проект ЕА425 для Volkswagen. Автомобиль оснащался четырехцилиндровым 2-литровым двигателем проекта ЕА831, который впоследствии использовался на целом ряде машин Volkswagen, вплоть до «бычка» LT28. Кроме того, Porsche 924 оснащался 2,5-литровой «четверкой», пригодившейся на легком грузовике LT31. Ряд решений, в частности, компоновка transaxle, была перенесена на «924» с Porsche 928. Выпускали Porsche 924 на принадлежавшем Volkswagen бывшем заводе NSU в Некарсульме

На бумаге новый автомобиль существовал как Wagenprojekt «K». Руководил проектом Вольфганг Горисзен, ведущий конструктор – Вольфганг Эйб, дизайнер – Анатолий Лапин.

Анатолий Федорович вспоминает, что уже начертив кузов, вдруг вспомнили о гидротрансформаторе автоматической коробки передач. Прежде компания Porsche не делала машин с «автоматом» (для себя), и о нем начисто забыли! В плотной компоновке место «вандлеру» не нашлось. И готовый проект буквально на глазах начал расползаться. С этим ничего нельзя было поделать. И тогда родилась блестящая идея: срезать углы кузова, чем уменьшить размер машины зрительно. Все равно человек видит ее только с одной точки. К слову, автомобиль – будущий Porsche 928 – на целых 178 мм длиннее тогдашнего 911-го и неприлично широк – 1836 мм.

Автором дизайна Porsche 924 был голландец Харм Лаагэй, ставший следующим после Лапина главным дизайнером Porsche

Неоспоримо, что в данном случае дизайн следовал за функцией – Porsche, повторю, инженерная компания. В ее научно-исследовательском центре в Вейсзахе на 43 дизайнеров приходилось 2000 конструкторов!

В Вейсзахе в один из дождливых осенних дней 1973 года прямо на парковку выкатили неокрашенный пластилиновый макет первого переднемоторного спортивного Porsche.

19 ноября 1973 года группа ответственных представителей компании Porsche AG (Фердинанд Порше-младший, Доротея Порше, Луиза Пьеха, Эрнст Фурманн, Гельмут Ботт, Анатолий Лапин и др.) подняли бокалы с шампанским за окончательный внешний вид будущего Porsche 928.

Коллектив дизайнеров Porsche у половинчатого пластилинового макета Porsche 968 – третьей переднемоторной модели завода. Фотография из личного архива Анатолия Лапина. Самого Лапина здесь нет, поскольку он фотографировал

А 3 октября 1973-го началась арабо-израильская война, взлетели цены на нефть. В этих условиях стартовать с автомобилем, имеющим 4,5-литровый V8 под капотом, было равносильно самоубийству. Нет худа без добра – в это время Porsche параллельно занимался проектом ЕА425 спортивного автомобиля для Volkswagen. Из-за энергетического кризиса Volkswagen отказался от проекта. И в Porsche решили выпустить его под своей маркой, благо технологически это было сделать довольно просто. В частности, четырехцилиндровый двигатель ЕА425 был унифицирован с мотором Porsche 928. Блок мотора V8 был, по сути, составлен из двух таких четырехцилиндровых «половинок». Так что в ноябре 1975 года компания Porsche представила свой первый переднемоторный автомобиль, которому полагалось быть вторым.

Подпишитесь на «За рулем» в