Выбор есть? Выбора нет? - опрос «За рулем»
Помимо того, что легковые автомобили Ford у нас больше не продаются, в прошлом году российский авторынок покинуло 13 моделей других производителей. «За рулем» и аналитическое агентство «Автостат» узнали, беспокоит ли автолюбителей эта тенденция.
Опрос, проведенный в апреле 2020 года, в котором приняло участие более 1900 респондентов, показал, что практически каждому второму (54,3%) жаль, что это происходит. Из них 31,2% пояснили: им жаль, что «рынок сужается и выбор становится меньше». Другие (23,1%) в большей степени сожалеют о том, что на нашем рынке все меньше остается европейских моделей и больше – китайских.
Практически каждый четвертый респондент (26,5%) признал, что не переживает по этому поводу, а фактически каждый пятый (19,2%) считает, что «свято место пусто не бывает»: кто-то ушел, но кто-то и вернулся.
Комментирует Данил Пивоваров, руководитель проекта «Цена Авто»:
Но, с другой стороны, на нашем рынке есть автомобили, которых нет в европейских программах продаж. В первую очередь, это так называемые «глобальные» модели, разработанные для развивающихся стран. К ним относятся седаны и лифтбеки сегмента B/B+, такие как Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Skoda Rapid и некоторые кроссоверы того же сегмента – Hyundai Creta, Kia Seltos.
В премиум-сегменте, напротив, производители очень четко понимают: ограничение ассортимента прямо влияет на имидж бренда и формирование у клиентов желания иметь с этой маркой дело. Кроме того, есть и практическая сторона: сужение количества моделей, которые физически выставлены в шоу-руме, формирует у клиентов впечатление отсутствия долгосрочного желания марки быть на российском рынке и сомнения в возможности осуществлять качественное сервисное обслуживание в будущем. Поэтому практически все, за редким исключением, модели Audi, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, MINI, Porsche, Volvo официально представлены в России. Кроме того, есть вся линейка Infiniti, отсутствующая на европейских рынках. За счет широкой гаммы моделей производитель имеет возможность переносить часть маржи из конкурентных сегментов, в которых необходимо делать скидки для удержания доли рынка, в более дорогие и нишевые модели – и такой подход я считаю наиболее сбалансированным и рациональным.
Кроме того, у нас пока продается ряд больших кроссоверов и внедорожников, изначально разработанных для американского рынка – Lexus GX и LX, Toyota Highlander, Honda Pilot, Chevrolet Traverse и Tahoe, Nissan Murano.
Увеличение ассортимента моделей китайских производителей, доступных в России, безусловно, обращает на себя внимание и в какой-то степени говорит о серьезности намерений, но их суммарная доля рынка пока составляет менее 3% (для сравнения, десять лет назад, в 2010 году, она была на уровне 1,6%) – сейчас главным образом, за счет роста Haval, имеющего полноценное локальное производство, и новых моделей Geely. Успехи же остальных марок из Китая очень относительны, и я бы не стал пока говорить о том, что «китайцы завоевывают» российский авторынок: мы входим в серьезный кризис, и, возможно, некоторые из них покинут его в течение 1 – 2 лет.
Комментирует Кирилл Милешкин, редактор «За рулем»:
Конечно, мне обидно. И как автожурналисту, и как потребителю-автомобилисту. Выбор становится меньше: новички не перекрывают количество ушедших. К тому же приходят к нам в последнее время по большей части китайские марки. К ним у меня пока нет однозначного доверия.
Пятилетний негативный тренд с задержкой отразится на вторичном рынке. Там не только станет хуже выбор. Будет труднее продать автомобили, которые у нас больше не представлены официально - как отдельными моделями, так и целыми брендами.
Одним словом, пострадают все. Но производителей понять можно. Сейчас не только в России, но и глобально многие из них терпят большие убытки и вынуждены оптимизировать бизнес. А оптимизация — всегда сокращения по всем фронтам. И это мы еще в полной мере не почувствовали последствий коронавируса!
- Ранее мы узнавали, как ситуация с пандемией повлияла на ваши планы по покупке нового автомобиля.
Фото: Из архива «За рулем», «Автостат», Артем Геодакян/ТАСС
Инфографика: «Автостат»