Хроника: его назвали «Львов»

55 лет назад, 12 февраля 1956 года на Львовском автобусном заводе собрали первый экспериментальный ЛАЗ-695.

В сентябре 1957 года завод начал выпуск 33-местной междугородной модификации ЛАЗ-697 «Турист». Она попала на почтовую марку.

Львовский автобусный завод основан 21 мая 1945 года. Первой его автомобильной продукцией стал автокран К-32, которому присвоили индекс ЛАЗ-690.

До первого места в мире по выпуску автобусов СССР было еще далеко. Пока же во Львове собрались делать автобус ЗиС-155 по документации МосЗиСа. Однако назначенный в 1952 году на ЛАЗ главным конструктором Виктор Осепчугов отмел пусть и проверенную временем, но архаичную конструкцию с мотором спереди.

Опытный образец автобуса ЛАЗ-695 «Львов» у здания Московского университета на Ленинских горах весной 1956 года.

За образец Осепчугов принял автобус Magirus Saturn с самонесущим ферменным основанием кузова. Впервые такое решение предложила в 1951 году германская фирма Kaessbohrer, даже назвав свою новинку Setra – акроним от немецкого Selbsttragenden, «самонесущий». Основание принимало на себя основную нагрузку, позволяя достаточно свободно планировать «верх» автобуса – оконные проемы, ширину дверей, форму крыши.

Снимок сделан 12 декабря 1957 года во дворе Львовского автозавода. Автобус Magirus рядом с серийным ЛАЗ-695. Снимок взят с www.rcforum.ru

Впервые в лексиконе отечественных автомобилестроителей появилось слово «интегрированный» применительно к конструкции кузова. Основание сваривалось из стальных труб прямоугольного сечения и штампованных усилителей-«шпангоутов».

Новый автобус, получивший индекс ЛАЗ-695, был унифицирован с ЗиС-155. В заднем его свесе продольно располагался карбюраторный шестицилиндровый двигатель ЗиС-124 мощностью 109 л.с. с механической пятиступенчатой коробкой передач.

От ЗиСа перешли рулевые трапеция и передаточная пара «глобоидальный червяк-ролик», стандартные тормоза, а также слегка видоизмененный задний мост с двухступенчатым редуктором главной передачи. Мост теперь был развернут отверстием для вала малой конической шестерни назад.

Радиатор в ЛАЗ-695 располагался слева от двигателя. На последующих модификациях автобуса (с 1958 года) появится воздухозаборник на крыше («ухо»), который решит проблемы с перегревом силового агрегата.

Сложнее оказалось сделать надежные привода коробки передач и акселератора, тянувшиеся через весь автобус.

Передний мост ЗиС-155 устанавливался на оригинальной подвеске с продольными полуэллиптическими рессорами и корректирующими пружинами, разработанными в содружестве с НАМИ.

Оцените уровень реставрации – это салон ЛАЗ-695 №132. Автобус восстановлен и сохраняется в невезучем Музее городского транспорта Москвы, которому никак не могут выделить экспозиционную площадку. Панорамное остекление помогало знакомиться с достопримечательностями, однако в жаркую погоду находиться в салоне было мукой.

В автобусе предусматривалось 16 двухместных и 2 одноместных сиденья. Общее число мест, включая стоячие – 55.

Автобус выглядел гораздо изящнее Magirus и тем более ЗиС-155. Ажурность конструкции придавало панорамное остекление сбегов крыши. Ощущение было обманчивым. «Пассажироподъемность» у ЛАЗ-695 была немного больше ЗиС-155, и почти такая же снаряженная масса – 6200 кг. Между прочим, рулевой механизм ЛАЗа не получил усилителя, и в этом статусе продержался на конвейере до 1990-х годов – модификациям львовского первенца была суждена долгая конвейерная жизнь.

Уникальный образец ЛАЗ-695 из первой, «фестивальной» партии, обслуживавшей гостей Фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года. Номер автобуса – 132. Обратите внимание – название автобуса уже написано по-украински – «Львiв». Это подчеркивало особое положение УССР в славной семье советских республик.

Подпишитесь на «За рулем» в