Кроме работы с гредсрами, тракторы еще работают в прицепку с канавокопателями, с дорожными утюгами, с земляными лопатами. Канавокопатель может быть изготовлен собственными силами в небольших слесарныхТракторный утюг. В работе к „Фордзон" прицепляются два таких утюга и работают на уплотненной грунтовой дороге мастерских. Канавокопатель работает по рытью треугольных канав. Дорожный утюг выполняет работу по утюжке или уплотнению грунтовой дороги. Обычно к трактору «Фордзону-Путиловцу» под углом друг к другу прицепляют два утюга, которые сразу утюжат всю дорогу.На переброске грунта, земли с одного места на другое, на выравненна строящейся дороги работают в прицепку с «Фордзоном»или «Интернационалом» тракторные лопаты; тракторная лопата забирает ножом грунт и на ходу наполняется землей. Тракторист дергает за трос, лопата поднимается, грунт перевозится таким образом с одного места на другое Трактористы, работающие в дорожностроительных организациях, обычно за один сезон усваивают конструкцию дорожных машин и великолепно их обслуживают. Роль трактора при строительстве дорог с • каждым сезоном становится решающей. Совхоз или колхоз, который имеет в своем распоряжении тракторы и небольшие механические слесарные мастерские, без всякого труда может изготовить простейшие машины и держать в полном порядке свою грунтовую дорогу, вести постройку под'ездных путей. В настоящее время, когда с каждым годом увеличивается парк машин совхозов и МТС,— плохая дорога, бездорожье наносят огромные убытки и выводят из строя тракторы, автомобили, прицепки и другой сельскохозяйственный инвентарь. Вое это лишний раз требует, чтобы тракгорные колонны в наших сельскохозяйственных организациях играли в ликвидации бездорожья такую же роль, как и тракторы самих дорожностроительных организаций. Н. Филиппов.НОВЫЙ ТИП АВТОРЕССОРЬВАвтомобильные рессоры «Асспи», в~ыпушейные недавно в Англии фирмой «Вудхид», благодаря оригинальному профилю рессорных пластин дают значительный экономический и эксплоатационный эффект. Им предсказывают большое распространение и применение, в особенности на тяжелых машинах. Чертеж схематического поперечного разреза рессоры «Асспи» показывает наглядно, что благодаря форме сечения рессорных пластин, каждая пластина расположена по отношению к соседней так, что может предупреждать их боковое движение (скашивание). Подобным профилем пластин достигают более эффективного распределения напряжения .металла при работе рессоры. Помимо продольного напряжения от растяжения и сжимания пластин одновременно имеется скрытое напряжение под прямым углом к первому (тенденция к скашиванию). Однако, в профиле «Асспи» центральная часть рессорной пластины плотнее соединяется с нейтральной осью, чем в прямоугольном профиле, и боковое напряжение этим соответственно уменьшается. Уменьшение напряжения металла позволяет облегчить вес рессорной пластины. В результате новые рессоры требуют на 5%> (по весу) меньше металла, чем обычные рессоры при одной и той же нагрузке и условиях прогиба. Такая экономия высококачественного металла, не говоря уже об общем облегчении веса автомобиля, при массовом производстве может дать очень ощутительную экономию металла, исчисляемую сотнями тонн. " Не менее значительно с точки зрения эксплоатации и продления службы рессор другое преимущество «Асспи». Как видно из чертежа (см. заштрихованную часть), между рабочими поверхностями оставлены продольные каналы, наполняемые смазочным i-еществом.Схематический чертеж рессоры „Асспи"поперечного разреза- Такой исключительно простой способ смааки значительно выигрывает перед сложным процессом смазки путем разжимания ре.. '~чрных пластин посторонним остроконечным предметом. Специальная смазка гарантируе-, постоянное и полное покрытие рабочих поверхностей рессорных пластин, легкую работу рессор в целом и обеспечивает их от образо-: вания ржавчины. Н. Б—в_._25