Инж. Ю. КЛЕЙНЕРМАНD ТЕЧЕНИЕ последних двух лет, ности двигателя. Основные параи конструкторы Московского автометры двигателя следующие: литзавода им. Сталина много работараж — 5,55 л (диаметр цилиндра — • ли над модернизацией широко рас101,6 мм, ход поршня—114,3 Мм), пространенного в стране грузового степень сжатия — 5,3, максимальная автомобиля ЗИС-5. Эти -работы мощность — 82—86 л. с. при 2 650 увенчались созданием новой коноб.'мин. струкции автомобиля ЗИО-15 — поБольше всего подверглись модервышенной грузоподъемности, с двинизации конструктивные элементы, гателем более высокой мощности. определяющие возможность повышеЗИС-15, к массовому выпуску кония мощности двигателя, улучшеторого сейчас готовится автозавод ния теплового процесса, и прзждо им. Сталина, 3,5-тонный, двухосвсего камера сгорания, поршень и ный, с трехместной металлической система распределения. В целях повышения надежности кабиной и деревянной платформой, двигателя и удешевления его в имеющей откидные борта. Максимальная скорость грузовика производстве конструкторы подверг65 км'час. Вес при полной нагрузли изменениям головку блока, групке (в 3,5 т) 6 800 кг. На заднюю ось пу газораспределения и всасываюприходится 4 900 кг, на переднюющие каналы в блоке, кулачковый 1900 кг. База машины (расстояние вал, поршни. Привод вентилятора между осями) — 4 100—4 400. мм (два осуществляется непосредственно от варианта), ширина передней ко. коленчатого вала. «Вихревая» камера сгорания Рилеи 1 630 мм, задней — 1 780 мм. По хорошим дорогам грузовик мокардо с «укороченными путями горения», применяемая на двигателе жет перевозить 5т груза. Значительно улучшен по сравнеЗИС-5, на дает возможности при нию с ЗИС-5 внешний вид автомоработе на обычном крекинг-бензине биля. Цельнометаллическая сварная повышать степень сжатия более конструкция кабины отличается 4,7:1; не оправдывает себя также современной обтекаемой формой ии расположение свечи в глубине имеет ряд преимуществ по сравне«кармана». Учитывая последние ранию с деревянным каркасом кабиботы Рикардо, конструкторы полоны автомобиля ЗИС-5. Главные из жили в основу новой камеры сгораних — долговечность и повышенная ния принцип так 'называемой «вих* вместимость (3 человека). Обслуревой камеры с поглощением удаживающие автомобиль грузчики ра». Благодаря этому в двигателе, смогут во вр'змя движения отды.работающем на стандартном крехать в кабине. Длина платформы — кинг-бензине, нзт признаков детона3 600 мм, ширина, — 2 300 мм, высоции даже при степени сжатия 5,3 : 1. С применением алюминиевого та—620 мм. На автомобиле ЗИС-15 будет успоршня новая головка может работанавливаться модернизированный тать со степенью сжатия до 5,7 : J, двигатель ЗИС-5. Конструкторско- что значительно повышает эконойкспериментальпый отдел автозамичность автомобиля. На модернизированном двигатевода провел ряд важных работ по повышению экономичности и мощле будет применен поршень из алюминиевого сплава. Это «иивит общий вес прямолинейно движущихся частей, значительно разгрузит кривошипный механизм, повысит теплопроводность .днища поршня. Последнее, в свою очередь, способствует повышению степени сжатия и понижению температуры выхлопа. Чугунные поршни грузовика снабжены вертикальными и гориБонтальными разрезами для лружинения и саморегулировки при деформациях. Стремление повысить мощность двигателя заставило конструкторов изменить фазы газораспределения. Увеличена высота подъема клапана и установлено большее «перекрытие» между всасывающим и выхлопным клапанами. Это значительно повысило коэфициент наполнения цилиндров. Фа1зы распределения модернизированного двигателя следующие: начало всасывания — 21° до ВМТ, конец всасывания — 70° после НМТ, продолжительность всасывания — 271°, начало выхлопа — 68° до НМТ, конец выхлопа — 23° после ВМТ, продолжительность выхлопа — 271°. Температурный зазор кулачков распределительного вала составляет 0,25 мм для выхлопных и всасывающих клапанов. Шестерни распределения текстолитовые. Мощность двигателя со степенью сжатия 5,7 :1 и алюминиевым поршнем достигает 90 л. о. при 2 700 об/мин; в случае степени сжатия 6,3:1 '(т. е. при чугунном поршне) мощность не превышает 82 л. с. Удельный расход топлива — 240 г на 1 эффективную лошадиную силучас против 270 г на двигателе ЗИС-5. Двигатель подвешивается на •раме в трех точках на резиновых •подушках. Значительно улучшена динамическая характеристика автомобиля: повысилась максимальная скорость, уменьшился путь разгона, что заметно отражается на маневренности автомобиля при работе в городских условиях. Наблюдающийся при пуске двигателя ЗИС-5, особенно в колодную погоду, повышенный износ цилиндров, колец, поршней и других деталей объясняется главным образом низкой температурой масла, что, в свою очередь, зависит от длительного времени прогрева воды в системе охлаждения двигателя. Установка термостата в модернизированном двигателе будет поддерживать равномерный тепловой режим с точки зрения минимальных . потерь топлива. Сейчас на заводе работают над созданием надежных : биметаллических термостатов. .. _ мжш:: При дальнейшей модернизации Автомобиль ЗИС-15, изготовленный Московским автозаводом им. Сталина двигателя намечается введение си'отемы. «вентиляции картера». В софото Эм. Б райловового 14