ЦЕНА ЖИЗНИКаждый, кто смотрел французский фильм «Плата за страх», вероятно, запомнил эти кадры. Чудовищный взрыв мгновенно уничтожает машину, — погибли итальянец Луиджи и немец Бимба... Искаженное страшной гримасой лицо Джо, захлебнувшегося в нефтяной луже... Обломки грузовика под откосом, среди них лежит Марио, тот самый Марио, который совсем недавно, положив крепкую руку на баранку, думал о том, что хорошо бы пожить по-человечески, поесть досыта, прокатиться в парижском метро... Судьба свела этих четырех людей на чужой и неприветливой земле Южной Америки. Они искали счастья, и только, пожалуй, Джо, проходимец и трус, не заслуживал его. Зато какую цельность и моральную силу угадывали мы в сдержанном Бимбе, политэмигранте, преждевременно поседевшем в нацистском лагере. А как обаятелен простодушный и вспыльчивый толстяк Луиджи, готовый ради товарищей рисковать своей жизнью. И уж, конечно, достоин был счастья Марио, мужественный парень, который один, преодолевая нечеловеческую усталость, привел к месту назначения автомобиль, груженный нитроглицерином. На нефтяных промыслах вспыхнул пожар. Затушить пылающее море нефти, сбить пламя может только нитроглицерин. Этот страшный груз нужно срочно доставить за 500 километров на обыкновенных грузовиках. За столь опасное поручение, за долгий изнуряющий страх хозяева нефтепромыслов обещают уплатить две тысячи долларов. И шоферы, не задумываясь, соглашаются. Потому, что это — как раз та сумма, которая необходима каждому, чтобы вырваться из опостылевшего заокеанского городка, отданного во власть голода, лихорадки и скорпионов. Иного выхода нет в этом враждебном для них мире, где так дешево стоит человеческая жизнь. Безысходность, одиночество и отчаяние ощущаем мы во всем облике Марио и других шоферов, когда они, стиснув зубы, с фанатическим упорством гонят свои машины вперед и вперед, дорогой смерти. И когда разбился последний из них, в его руке остался маленький кусочек картона — билет парижского метро, как символ несбывшихся надежд, память о далекой родине, к которой он тщетно стремился. Совсем иной мир встает перед нами в советской кинокартине «Дело Румянцева», герои которой — тоже люди, сидящие за рулем (см. фото справа). С одним из них, молодым шофером Александром Румянцевым мы знакомимся сразу же, в первых кадрах фильма. Хорошие товарищи, строгие и справедливые, окружают Румянцева. Павел Евдокимов мечтает усыновить мальчика — сироту из детского дома; вот ершистый Николай Иванович, прямолинейный дядя Яша... У них свои заботы, свои огорчения. Но эти люди знают ради чего они живут и работают, им не приходится, подобно героям фильма «Плата за страх», ехать неведомо куда в поисках счастья, потому что оно рядом, оно вместе с ними. Не просто, не легко складывается жизнь Александра Румянцева. Проходимцы и жулики, обманом втянувшие его в свои грязные махинации, казалось бы, могли искалечить душу честного и обаятельного парня, могли оттолкнуть от него друзей и любимую девушку. Но тут и возникает рассказ о животворной силе советского коллектива, о взаимной спаянности наших людей, о дружбе, которая не отдаст человека во власть отчаяния, не позволит ему испытать горечь одиночества. Только один водитель, Михаил Снегирев, вступил в сделку со своей совестью, на проверку оказался мелким, трусливым обывателем. Шоферы автобазы, где восемь лет проработал Румянцев, не оставили в беде своего товарища, приняли горячее участие в его судьбе. Эти люди сочли своим прямым долгом помочь следователям найти подлинных преступников, спасти честного человека, оградить его от незаслуженного позора. Так кончается «дело» Румянцева. В последних кадрах этого интересного фильма мы видим молодого шофера в кругу своих верных друзей, рядом с любимой, видим его снова в дальнем рейсе, за рулем. Два фильма, два финала. И каждый из них вполне закономерен, потому что фильмы повествуют о разных, столь несхожих между собой мирах.Ж,Ольшанский