Выполним Директивы XX съезда КПСС!АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ШЕСТОЙ ПЯТИЛЕТКЕВ. Д. Майборода,заместитель Министра автомобильной промышленности СССРДИРЕКТИВАМИ XX съезда КПССпошестому пятилетнему плану раз ­ вития народного хозяйства СССР намечен большойобъем работ в области производстваисовершенство ­ вания конструкций советских автомоби ­ лей. А втомобильная промышленность должна увеличить выпускгрузовых автом обилейпримерно на 32 процентапо количеству и на 45 процентовпообщей грузоподъемности; выпуск автобусов должен быть увеличен на 88 процентов , л егковых автомобилей на 86 процентов , автомобильных и тракторных прицепов — в 4,3 разаи запасных частей кавтомобилям — в 2,2 раза. О бъемпро ­ дукции автомобильной промышленности на 1960 год — последний год пятилетк и — установлен в 650 тысяч автомоби ­ лей, ч то составляет 146 процентовкобъемупроизводствав 1955 году . Съезд партии обязал работников автомобильной промышленности заменить устаревшиемоделиавтомобилей , автобусов и двигателей новымимоделямис более высокими эксплуатационными показателями . В шестой пятилетке долж ­ но быть организованопроизводство автомобилей-самосвалов грузоподъемн остьюдо 40—50 тонн , увеличено произ ­ водство автомобилейвысокойпроходи ­ м ости , специализированных грузовых авт омобилей , у совершенствованных автоприцепов и полуприцепов различного назначения. Все это выдвигает огромныеислож ­ ные задачи перед автомобилестроителям и . О нидолжныв течение шестой пяти ­ летки почти полностью обновить всюно ­ менклатуру выпускаемых автомобилей, активно наращивая год за годомтемпы производства. Социалистический, плановый характернародного хозяйства СССР обеспечивает возможность наиболее целесообразного развития автомобильной промышленности, наиболее полного соответствия конструкций автомобилей требованиям иусловиям их эксплуатации. Н овые авт омобилипо своей конструкциииос ­ н овнымпараметрамдолжны не только соответствовать современномууровню мировой автомобильной техники, но и сохранять потенциальные возможности дальнейшегоулучшения основных технико-эксплуатационных показателей. П о ­ этому одним из важнейших мероприятийпо реализации Директив XX съезда о развитии автомобильнойпромышленно ­ сти явилась тщательная разработкапер ­ с пективноготипажаавтомобилей . Работа эта была проведенаМинистерствомавтомобильнойпромышленности СССР сучастием представителей ряда вед омствипрежде всего работников автомобильного транспорта. За последнеевремя автомобильной промышленностью создан ряд образцовновых автомобилей. Начиная с 1956 го ­ да, эти автомобили будут постепенно вытеснять из автомобильного парка страны конструктивно устаревшие мо ­ дели. О собое внимание проектировщикино ­ вых автомобилей обратили на повыше ­ ние антикоррозийной устойчивости кузо ­ вов, п овышениеизносостойкости деталей иузлов , соответствие их конструкцииусловиям эксплуатации автомобилей на различных дорогах и климатическим особенностям отдельных районов страны. П роектирование деталей и узлов велось сприменениемметодов расчета, максимально учитывающих реальные условия работы . Д ирективы XX съезда КПССтребуют от машиностроителей «снизить удельный расход металла всреднем не менеечем на 22 процентапутем улучшения конструкциймашин , у меньшения их га ­ баритов и веса, р асширенияприменениялегированныхинизколегированных сталей, л егких сплавов, пластмасс, э коно ­ м ичныхпрофилейпрокатаи внедрения современныхметодов получения точных отливок икузнечныхзаготовок » . Разумеется, что все это вполноймереотно ­ сится кпроектированиюипроизводству автомобилей. К аковыжебудут автомобили шестой пятилетки ичемони отличаются от автом обилей , в ыпускаемых сейчас? Типаж советских легковыхавтомоби ­ лей ужевтекущем году пополнится двумя новыми марками — малолитражным четырехместным автомобилем « М о сквич-402» и пятиместнымавтомобилемсреднеголитража М-21 «Волга», к ото ­ рые обладаютповышенными эксплуатац ионными качествами и предоставляют больше комфорта для пассажиров . Это достигается различными путями, в частности, за счет применения двигателей увеличенной мощности , оригинальных механизмов и кузовов обтекаемой форм ысбольшойплощадью остекления и увеличенными пассажирскими помещениями. Новые автомобили рассчитаны на дли ­ тельные поездки , в ключаяи туристские, и могут эксплуатироваться каквюж ­ ных, так ив северных районах страны. Д ля этого машиныоборудованыотопи ­ тельными ивентиляционнымиустройст ­ вами, а такжеудобнымисидениями , к о ­ т орыеприжеланиимогут быть превра ­ щ еныв спальные места. К рометого , авт омобилиимеют портативные радиопри ­ емники. На базе новогомалолитражного автомобиля «Москвич» в текущем году будет организованопроизводство автом обиля со всеми ведущими колесами (модель 410), к оторый , обеспечивая не ­ о бходимые условия комфортабельной езды , будет одновременно обладать высокой проходимостью, способностью преодолевать тяжелыеподъемы . Этот автомобиль предназначен для эксплуатации в сельской местности. К числу оригинальных конструкций относится и новый легковой автомобиль ЗИС-111, к оторыйещепока находится в стадии экспериментальных разработок . Этот семиместный автомобиль высшего класса будет отличаться от автомобиля ЗИС-110 внешнимиформамии более совершенным мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем, п озволяю ­ щ им развивать скорость свыше 150 ки ­ л ометровв час. А втомобильоборудует ­ ся автоматической коробкойпередач , электрогидравлическими подъемниками стекол, г идроусилителем руля, установк ой для обмываветрового стекла, р а ­ д иоприемникомидругими устройствам и , с оздающимимаксимум удобств для пассажиров . П редусмотренатакже специальная установка кондиционирования воздуха, чтобы внутри кузовапостоянно поддерживалась нормальная темпера ­ тура, а воздух был влажными чистым. На Горьковскомавтомобильномзаво ­ д е имени Молотова начата работапокоренноймодернизациилегкового автом обиля типа « З ИМ » , в конструкциюуз ­ лов имеханизмовкоторого будут внесены весьма существенные изменения . Намечена такжеиразработкаконст ­ р укциимикролитражного автомобиля. Растущее из годавгод количество магистральных и шоссейных дорог , связывающих различные города Советского Союза, открывает широкие возможности эксплуатации автобусов, специально предназначенных для междугородныхсообщений . Выпуск таких автобусов уже начался на Московскомавтомобильном заводе*. О дновременно ведется большая рабо ­ та посозданию новых образцовгород ­ ских автобусов. Таких автобусов, в зависимости от количества мест для сидения, намечается три типа: м алойвместимо ­ сти — на 22—24 места, с редней вместимости — на 30—32 места и большой вместимости — на 40 мест. На все автобусы будут установлены экономичные двигатели, н екоторые из моделейобо ­ р удуются автоматической трансмиссией . Первая партия автобусов среднейвме ­ стимости будет выпущенавэтомгоду на Львовском автобусном заводе. В настоящее время автомобильная промышленность выпускает грузовые авт омобилисгрузоподъемностью от двух тонн и выше. Отсутствие автомобилей малоготоннажа ведет, к ак правило, к* С м . в этомномережурнала статью «Новые советские автобусы», с тр . 5. (Ред.).31* непроизводительному использованию автомобилей средней грузоподъемности . П оэтомубольшое значение придается сейчас ведущимся на Горьковском автозаводе имени Молотова работам по созданию семьи автомобилей грузоподъемностью в 0,5 тонн, 1 тонну и 1,5 тонны . Наряду савтомобилями малой грузо ­ п одъемности будет расширенаномен ­ клатура выпускаемых грузовых автомобилей среднего и большого литража. Так, на Минскомавтомобильном заводе проектируется автомобиль-самосвал гру ­ з оподъемностьюв 40 тонн, М осковский автозавод закончилмодернизациюкон ­ струкции автомобилей ЗИС-150 и ЗИС-151. На Уральском автозаводе начато производствотрехтонногоавтомоби ­ ля «Урал» ЗИС-355 (в дальнейшем этот завод будет выпускать новый гру ­ зовой автомобиль с 6-цилиндровым V - о бразным двигателем). Кутаисский завод переходит на производство самосвалов сбоковымопрокидыванием платф ормы . К роме того, в 1956 году начат выпуск лесовозных автомобилей МАЗ - 5 01 * и специально приспособленных для работв арктических условиях автомобилей ГАЗ-47. В шестой пятилетке намечается заме ­ нить автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-63 более совершенными автомобилями , обладающими высокими технико-эксплуатац ионнымипоказателями . Над этими новыми моделями автомобилей в настоящее время трудится коллектив конструкторов Горьковского автозавода. Разработана такжеиобширнаяпрограм ­ ма дальнейшего развития конструкций грузовиковЗИС , к оторая будет осуще ­ ствлена в шестой пятилетке. П овышениегрузоподъемности автомобильного паркаиснижение стоимости перевозок будет обеспеченов шестой пятилетке не только за счет возрастаю щего выпуска автомобилей большого тоннажа, но такжеблагодарягораздо более широкому применению прицепов иполуприцепов . Развитие автопоездов даст возможность значительно увеличить грузоподъемность автомобильного парка. В 1956 году будут выпускаться седельные автотягачи сполуприцепамигрузо ­ п одъемностьюв 4, 7 и 12 тонн. Н еко ­ т орые из них будут иметь самосвальные кузова . Ш ироко ведется также работа по созданию целой серии новых автоп рицепов самой различнойгрузоподъ ­ емности, часть которыхуже принята на производство ( н апример , двух-, трех- и шеститонные прицепыс самосвальными кузовами , п редназначенные для работывсельском хозяйстве, н изкорамныепри ­ цепы и др.). О собоеместов деятельности конструкторских отделов автомобильных заводов занимает разработкаконструк ­ ций специализированного автомобильн ого транспорта, п редназначенного для перевозки промышленных и продовольственных товаров. Так, на базе существ ующихи новых автомобилей создают ­ ся образцыавтофургонов , тягачей сполуприцепамииприцепами для пере ­ в озкиготового платья, обуви, м ебели , п редметов галантереи, х лебобулочных * С м . в этом номережурнала «МАЗ-501», стр. 9. (Ред). статьюизделий, мясных продуктовидругих товаров. С оздаются новые образцы автоцистерн различнойемкостииразлич ­ н ого назначения — для перевозкижи ­ вой рыбы , вина, к еросина , бензина. С проектированыи изготовлены образцы автолавок и лавок, с монтированных на двухосных прицепах. О ни предназначены для снабжения населения предме ­ тами широкогопотребления , о беспече ­ ния питанием жителей дачных и сельских местностей. О громныйобъемработ по увеличен ию выпуска, м одернизацииисозда ­ н ию новых конструкций автомобилей может быть выполнен толькопри условии решительногоулучшения всей ор ­ ганизации и техники производства в автомобильной промышленности. Достаточно сказать, что только за счет лучшей организациипроизводстваи использования имеющихсяпроизводствен ­ ных мощностей , автомобильная промышленность должна , согласно Дирек ­ тивам XX съезда КПСС, получить 55 процентовнамеченного выпуска авт омобилей . К рометого , будут осуще ­ ствлены вшироких масштабах мероприятия поповышению технического уровня производства на основе дальн ейшего внедрения комплексной механизации и автоматизации, п рименения новейшего высокопроизводительного оборудованияипередовой технологии, ш ирокойзаменыимодернизации устаревшего оборудования. Директивами XX съезда КПСС намечается значительно расширить механизациюи автоматизацию производственных процессов в машиностроении, причем в первую очередь в литейном и кузнечно-прессовом производстве, а также осуществить полную автоматизацию тепловых режимовтермических печей вкрупно ­ серийном и массовом производстве, создать комплексные механизированные цехи литья, ввести в действие новые автоматические и полуавтоматические линии и цеха. В шестой пятилетке в этом направлении предстоит проделать большую работу, активно мобилизуя внутренние резервыпроизводстваи вводя новые мощности. Задачи постоянного совершенствования конструкции автомобилей имакси ­ м альногоприближения их ктребова ­ ниям наиболее эффективной эксплуатации могут быть решенытольков тесн омсодружествеработников автомобильной промышленностисработникамиавтомобильного транспорта исмежных производств. Для того чтобы автомобильная техника двигалась вперед, требуется, в своюочередь , поднять на соответствующий уровеньсмежные отрасли промышленности , и зготовляющиеипоставляющие металл, р езиновыеиз ­ делия, текстиль, к раскиидругие материалы, н еобходимые для производства автомобилей. М аксимальноеулучшение весовых и качественных показателей деталей, у з ­ лов и всей конструкции автомобиля зависит во многом от применения новых видов материалов, л егированныхи низк олегированных сталей, в ысокопрочного чугуна, облегченных пустотелых игну ­ тых профилей , неметаллических (пластмассовых) деталей взамен черногои цветного металла и т. д.В то жевремябольшую роль играет качество топлива и различных материалов, необходимых для нормальной эксплуатации автомобилей . Снабжение автомобильногопаркабензинами низк ого качества, н апример , наносит не только значительный ущербэкономике автотранспорта (вследствие регулировки двигателей на работуспоздним зажиганием, недобора мощности, перерасхода топлива, быстрого износа и т. д.), но и ограничивает технические возможностиавтомобилейужепри их проектировании . Только за счет дальн ейшего повышения степени сжатия у двигателей (которое возможно лишь при расчете на использование автобензина ссоответствующимоктановым числ ом ) м огут быть получены такие значительные результаты, к акповышение литровой мощности двигателя на 20 — 25 процентов , с нижение удельных расходов топлива на 15—20 процентов , у меньшение габаритных размеров двигателей и их веса и т. д. Д ляснижения стоимости выпускаемых автомобилей, п овышения их рентабельности в эксплуатации и увеличения сро ­ ка службынеобходимо , чтобы отрасли промышленности , с межныес автомобильной, у лучшили качество своей про ­ д укции . Так, в шестой пятилетке мы ожидаем от работников нефтяной про ­ м ышленностиповышения качества топ ­ лива и масел, освоения производства бензина сповышеннымоктановым числ ом , что позволит обеспечить надеж ­ н уюработу двигателей какпринизких , так ипри высоких температурахнаруж ­ н ого воздуха. Резиновая промышленность должна освоить выпуск новых автомобильных резинотехнических изделий и, в частности, шин низкогои сверхн изкого давления, бескамерных шин и т. д. От текстильной промышленностимы рассчитываем получить недорогие обивочные материалы различных расцветок и тонов из искусственного вол окна (найлон, п ерлон , к апрон ) , более широкий ассортимент хлопчатобумажных тканей для комбинированнойобив ­ ки автомобилей . Большие задачи стоят перед химической промышленностью в области улучшения качества и увеличения ассортимента автомобильных лаков икрасок , а также изделий из пластмасс различных расцветок . От тогокакбыстрои качественно стекольная про ­ мышленность освоит производство сфер ическихи гнутых стекол увеличенных размеров , в большоймере зависит вып уск красивых легковых автомобилей современнойформы . И, н аконец , больш ую роль вработеподальнейшемусо ­ вершенствованию конструкции и качества автомобилей играет, р азумеется , металлургическая промышленность . Ее успехи в освоении производстванизко ­ л егированной листовой стали цветногоичерногопрокатаразного сечения во многом определяет возможности автомобильной промышленности. Автомобилестроители с воодушевлен ием восприняли Директивы XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану. Они приложат все свои силы к тому, ч тобыс честью выполнить их и дать стране новые, с овершенныеавтомобили , п олностьюотвечающиезапросам советских людейирастущимпотребностямнародного хозяйства.4