\—TuSh t-3\Рис. 11. Разрез малой турбины «Турбомека»: 1 — вход воздуха; 2 — компрессор; 3 — камера сгорания; 4 — турбина привода компрессора; 5 — тяговая турбина; 6 — коробка передач; 7 — управление двигателем В течение нескольких лет проводит испытания своего газотурбинного спортивно-пассажирского автомобиля мощностью 250 л. с. (рис. 8) итальянская фирма Фиат. Двухступенчатый центробежный нагнетатель газотурбинного двигателя этого автомобиля вращается со скоростью 30 000 об/мин. Степень повышения давления в нагнетателе 4 , 5 : 1 . Три камеры сгорания подают в турбину газ при температуре 800° Ц. Тяговая турбина вращается со скоростью до 22 000 об/мин. Вал тяговой турбины пропущен внутри вала компрессора и соединен с редуктором, расположенным спереди двигателя. Двигатель помещается в задней части кузова автомобиля и приводит в движение задние колеса. Общий вес автомобиля — 1000 кг. Двигатель с редуктором, системой передач и дифференциалом весит 258,6 кг. Автомобиль развивает скорость до 240 км/час. Английская фирма Ровер одна из первых начала заниматься газотурбинными двигателями (1948 г.). Сейчас она подготовила два новых экспериментальных автомобиля с газотурбинными двигателями. Один из них — «Джет-1» с двигателем мощностью 200 л. с. предназначается для спортивных целей. Другой (рис. 9) — пассажирский, с двигателем мощностью 120 л. с , имеющим теплообменник; вал компрессора этого двигателя вращается со скоростью 50 000 об/мин, а вал тяговой турбины — до 30 000 об/мин. Автомобиль расходует 16,9 л топлива на 100 км пробега. Разносторонние работы в области газотурбинных автомобилей проводятся также и во Франции. Так, фирма Сосьете Турбомека выпустила газотурбинный автомобильный двигатель с одноступенчатым радиальным компрессором и кольцевой камерой сгорания, причем горючее подводится по валу компрессора (рис. 11). Установка запроектирована без теплообменника и развивает мощность до 300 л .с, расходуя 440 г/ л. с. в час. Она весит 100 кг, т. е. около 0,36 кг/л. с. Число оборотов компрессора составляет 35 000 в минуту, турбины — 27 000 об/мин. Температура входящего в турбину газа достигает 820° Ц. Для 10-тонного грузовика, предназначенного к эксплуатации в трудных условиях, французская фирма Ляфли создала газотурбинный агрегат мощностью 180—200 л. с. с одноступенчатым радиальным компрессором, без теплообменника. Рабочий газ для турбины вырабатывается в двух камерах сгорания. Вес агрегата составляет 205 кг, что соответствует 1,1 кг/л. с. Расход топлива не должен превышать 400 г/л. с. в час. Скорость вращения вала компрессора достигает 42 000 об/мин, а турбины — 30 000 об/мин. Входная температура газа равна 800° Ц. В последнее время большое внимание привлекают также работы французской фирмы Гочкис, создавшей газотурбинный двигатель с тремя камерами сгорания, мощностью 100 л. с. Автомобиль с этим двигателем (рис. 12) развивает скорость до 200 км/час, расходуя от 40 до 57 л топлива на 100 км пробега. Компрессор двигателя развивает 45 000 об/мин, а вал турбины — 25 000 об/мин. В заключение следует упомянуть новый испанский проект, разработанный Центральным автомобильно-техническим институтом в Мадриде (рис. 10). Испанская установка, снабженная двумя теплообменниками, весит 120 кг и развивает мощность 170 л. с , что соответствует 0,7 кг/л. с. Температура газа в турбине составляет 800° Ц. Радиальный двухступенчатый нагнетатель, имеющий степень повышения давления 4,35, развивает 29 000 об/мин, турбина — 24 700 об/мин. Этот газотурбинный двигатель предназначен для установки на автобус; запроектировано заднее расположение двигателя, с подводом воздуха через крышу. Есть все основания считать, что газовая турбина, являясь более прогрессивным типом двигателя, уже в ближайшие годы получит распространение на автомобильном транспорте.НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫВ 1956 году введено новое Положение о порядке присвоения квалификации шоферам всех классов и соответственно изданы новые программы подготовки водителей. В связи с этим ЦК ДОСААФ СССР утвердил Положение о проведении экзаменов в учебных группах шоферов в автомотоклубах и на курсах первичных организаций ДОСААФ. В программах дана новая квалификационная характеристика, по которой будет определяться уровень знаний и навыков, необходимых водителю. Например, в отличие от прошлых лет, шоферы третьего класса обязаны знать устройство и работу автомобилей ГАЗ-51, ЗИС-150 и М-20. В процессе производственного обучения водители этого класса должны получить прочные навыки по самостоятельному выполнению простейших слесарных и сборочноразборочных работ, по техническому обслуживанию и вождению автомобиля. Предусмотрено также изучение каждым водителем основ эксплуатации, правил движения транспорта и пешеходов. Поэтому общий объем учебного времени на подготовку водителей по новой программе увеличен. Основные методические указания по обучению шоферов третьего класса даются в объяснительной записке к программе. С ними следует внимательно ознакомиться всему руководящему, преподавательскому и инструкторскому составу автомотоклубов, школ и курсов водителей системы ДОСААФ . Учитывая повышенные требования программы, необходимо позаботиться о создании надлежащей учебной и технической базы для школ и курсов. Так, сборочно-разборочные работы рекомендуется проводить в специальном классе, оборудованном комплектными агрегатами, механизмами, приборами, различными приспособлениями и инструментом. Там, где такие классы уже имеются, нужно пополнить их учебным оборудованием. Для этой цели могут быть использованы средства, поступающие в виде оплаты за подготовку водительских кадров. Обучение курсантов техническому обслуживанию автомобилей должно быть максимально приближено к производственным условиям. Программа требует, чтобы это обучение проводилось на действующих автомобилях клубов и автохозяйств. Накопленный опыт полностью подтверждает целесообразность проведения большинства практических занятий непосредственно в гаражах и мастерских. Все это обеспечит хорошую производственную подготовку водителей.Рис. 12. Расположение агрегатов в газотурбинном автомобиле фирмы Гочкис: / — вход; 2 — центробежный нагнетатель; 3 — стартер; 4 — камера сгорания; 5 — топливный насос; 6 — газовая турбина; 7 — выхлопная труба; 8 — понижающая коробка передач; 9 — шарнирное сцепление; 10 — приводной вал; 11 — фрикционное сцепление; 12 — электромагнитная коробка передач фирмы Коталь; 13 — электромагнитные тормоза; 14 — задняя ось с дифференциаломН.Федоров15