АЛЮМИНИЕВЫЕПОДШИПНИКИСАМОЗАЧИЩАЮЩИЕСЯ КОНТАКТЫПРИ искрообразовании на поверхностях контактов обычно образуются «кратеры» (углубления), в результате плотность прилегания контактов нарушается и двигатель начинает работать с перебоями. Поэтому представляет интерес конструкция прерывателей с так называемыми «самозачищающимися контактами» (см. рис.), хорошо себя зарекомендовавших на двигателях французских автомобилей «Панар», «Пежо», «Рено». В отличие от обычной конструкции прерывателя здесь к неподвижному контакту 1. рабочая поверхность которого выполнена сферической, притерт подвижный контакт 2 (также со сферической поверхностью), имеющий молоточек, монтируемый не на диске прерывателя, а на особом коленчатом рычажке 4; последний связан тягой 5с вакуум-регулятором 6. При перемещении мембраны вакуумного регулятора рычажок молоточка поворачивается на своей оси и подвижный контакт перемещается по сферической поверхности неподвижного контакта, тем самым изменяя момент зажигания. А так как автомобильныйПРЕРЫВАТЕЛЯдвигатель большей частью работает на переменном режиме, то подвижный контакт не сохраняет какого-то определенного положения относительно неподвижного контакта, а скользит беспрерывно пс его поверхности, чем достигается самоочистка поверхностей.НОВОЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ СЦЕПЛЕНИЕПРИМЕНЕНИЕ автоматических сцеплений и коробок передач на автомобилях с рабочим объемом цилиндров до 1000 см 1 ограничивалось до последнего времени как коммерческими соображениями (увеличение стоимости машины и, следовательно, ухудшение возможностей сбыта), так и техническими, поскольку для безотказной работы гидравлических сцеплений и коробок требуется известный избыток мощности двигателя. Лишь недавно немецкая фирма «Фихтель и Закс» начала выпускать разработанное ее конструкторами автоматическое сцепление, действующее не с помощью гидравлики, а как комбинация центробежного сцепления с управляемым электро-пневматическим механизмом выключения. Такой прибор, получивший наименование «саксомат». обеспечивает полную автоматизацию привода сцепления (надобность в педали сцепления отпадает) и отличается простотой устройства и надежностью в работе. Он имеет почти стопроцентный коэффициент полезного действия, благодаря чему автоматизация действия сцепления — в отличие от различных гидравлических систем — достигается без каких-либо ощутимых затрат мощности двигателя. Способность автомобиля быстро разгоняться и достигать максимальной скорости ни в какой мере, следовательно. не снижается при установке на него «саксомата». Автоматическое центробежное сцепление с электро-пневматическим выключением уже устанавливается на двух моделях малолитражных автомобилей фирмы «ДКВ», имеющих трехцилиндровые двигатели с рабочим объемом цилиндров 900 см 3 . Наличие «саксомата» придает этим машинам удобства в управлении, которые до сих пор были характерны только для автомобилей среднего и высшего классов.ПОПЫТКИ применения алюминиевых сплавов для подшипников до последнего времени не увенчивались успехом. Дело в том. что алюминий, к ак показала практика, имеет склонность к «схватыванию» со сплавами, содержаниями железо, а это неизбежно приводило к заеданию и насечкам на рабочей поверхности подшипника. Правда, были созданы некоторые износоустойчивые алюминиевые сплавы, но они практически не применялись. Поэтому представляет интерес сообщение концерна Дженерал Моторс о приобретении им двух патентов на алюминиевые сплавы, вполне пригодные для изготовления подшипников. Как утверждается в сообщении, подшипники, изготовленные из этих сплавов, имеют вес, втрое меньший, чем свинцовисто-бронзовые, значительно дешевле их в изготовлении и отличаются высокой устойчивостью при больших нагрузках. Кроме того, подшипники из алюминиевых сплавов не подвергаются корродированию от содержащихся в смазочных маслах кислот. В опубликованном патенте приводятся следующие данные об одном из двух изобретенных сплавов: 0.5-—9"/о кремния, 0.2—5°/о кадмия, 0,1—0,5°/о хрома, остальную часть сплава составляет алюминий. Для достижения наиболее высокой коррозиеустойчивости рекомендуется также присадка от 0,03 до . 0,1% индия. Присадка кадмия увеличивает устойчивость сплава против образования рубцов. Хотя известно, что кадмий обычно уменьшает прочность сплавов, выяснилось. что в присутствии кремния он в количестве до 5 процентов улучшает качества сплава, не оказывая заметного влияния на его прочность. Присадка хрома повышает твердость и обработочную способность сплава. Из новых алюминиевых сплавов могут быть изготовлены полновкладышные подшипники без сблицовки из стали, либо подобных ей материалов. В особых случаях, когда это требуется, можно наносить на рабочую поверхность подшипника тонкий слой свинца или сплава на свинцовой основе. Указывается, что подшипники, изготовленные из алюминиевых сплавов, были испытаны под высокими нагрузками и показали повышенные качества скольжения. Контактируя с вращающимся в них стальным валом, они не проявили никакой склонности к «схватыванию» вала и заеданию, к ак это наблюдалось раньше Подшипники и вал после длительной работы под большой нагрузкой ие имели заметного износа. Велика также их устойчивость против образования трещин, выкрашивания и т. д.ЧЕ 3ЕТ— НОВЫЙ ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ МОТОРОЛЛЕРНА ЛЕЙПЦИГСКОЙ ярмарке весной этого года впервые демонстрировался новый чехословацкий мотороллер «Чезета», привлекший всеобщее внимание компактностью своей конструкции Сварной несущий «кузов» мотороллера выполнен из стального листа, в отличие от обычно принятой конструктивной схемы мотоцикла (трубчатая рама с оперением). Кузов весит при равной прочности примерно на 1520 кг меньше, чем рама мотоцикла того же класса. Несущий кузов усилен балкой, к которой подвешен двигатель. Передняя часть несущего кузова несколько приподнята (чтобы обеспечить возможность поворота переднего колеса на 45°) и уширена для того, чтобы обеспечить доступ воздуха к ребрам охлаждения двигателя Для опоры ног имеются площадки, проходящие вдоль кузова. Они укреплены к проходящим здесь выпускным трубам и приварены к балке. Таким образом, выпускная система двигателя используется для придания большей жесткости всей конструкции. Передняя вилка длинно-рычажного типа с резиновыми амортизаторами. Задняя подвеска — маятникового типа. Роль рычагов подвески выполняет алюминиевая качающаяся рама Она одновременно является кожухом для цепи. Амортизация заднего колеса осуществляется с помощью резиновых блоков. Тормозные барабаны обоих колес имеют одинаковые размеры (диаметр — 140 мм, ширина колодок — 35 мм). На мотороллере установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель. устанавливаемый также на мотоциклах «Ява-175»; цилиндр двигателя имеет рабочий объем 171,7 см ! (диаметр ци- • лпндра — 58 мм. ход поршня — 65 мм) и степень сжатия 7 Он развивает мощность 9л с. при 5500 об мин Привод от двигателя осуществляется через многодисковое сцепление (с ножным выключением). Моторная передача состоит из роликовой цепи с 54 звеньями, а задняя передача из роликовой цепи со 100 звеньями Мотороллер развивает скорость до 90 км час Он весит 117 кг и имеет следующие габаритные размеры: длина — 1930 мм, ширина (с опорами для ног) — 550 мм, высота — 1020 мм. Топливный бак вмещает 11 литров бензина. Мотороллер имеет емкий багажник.18